Художественное творчество для детей младшего школьного возраста
Нетрадиционное рисование "Волшебные ладошки"
Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание материала
: Материал будет интересен воспитателям, учителям начальных классов для проведения уроков по изобразительному искусству с учащимися 1-2 классов, во внеурочной деятельности.
Цель:
демонстрация опыта педагога по нетрадиционному способу рисования с помощью ладошек.
Задачи:
-продолжить знакомство с приёмами нетрадиционной техники рисования
-развивать воображение, фантазию детей
- воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству.
«Ум ребенка - на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинс
кий
Одним из самых интересных и завораживающих нетрадиционных способов рисования является рисование при помощи ладошек.
Ладошки – самые первые инструменты, при помощи которых дети могут создавать яркие и оригинальные образы. Это очень увлекательное занятие поможет ребятам открыть новый и волшебный мир художественного творчества. Ведь рисуя своими маленькими ладошками юные художники развивают фантазию и мышление. А когда ребёнок обводит ладошку, он действует обеими руками, что отлично развивает координацию. Как и любая изобразительная деятельность рисование ладошками способствует эстетическому воспитанию, усиливает речевую активность, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.
Рисование с помощью ладошек - одно из самых любимых занятий малышей. Оно дарит радость творчества, увлекает и удивляет. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, загадочное, манящее. Все получившиеся фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, так как ладошка принадлежит лично ребёнку и никому другому.
Создание таких рисунков является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире.
«Всё в этом мире имеет красоту. Но не всякий глаз способен ее увидеть» - гласит китайская мудрость. Рисование с помощью ладошек позволит развить у ребенка тонкое чувство прекрасного. Ведь все дети обладают живым воображением и желанием фантазировать, а с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Детские ладошки скрывают в себе множество загадочных таинственных образов, персонажей.
Ладошками можно чудесно рисовать, оставляя отпечатки на бумаге или дорисовывая обведённую ладонь до какого-то образа. Чтобы творить с помощью ладошек совсем не нужно уметь рисовать, нужны лишь фантазия и хорошее настроение.
Идеи для рисунков ладошками.
А можно сделать аппликации. Для этого достаточно лишь приложить ладошку к цветной или белой бумаге, обвести ее и вырезать получившийся рисунок. Или же сделать много отпечатков ладошек и вырезать их. А дальше подключаем фантазию!
Дети из ладошек
солнышко сложили,
Чтобы непременно
люди все дружили,
Чтобы это солнце
для людей сияло,
В каждое оконце
в гости забегало.
Галина Желудкова
Мои детки очень любят рисовать
. А если мы рисуем необычным способом,то это их приводит просто в восторг. Мы очень часто рисуем ладошками
. Рисование ладошками
-это еще один из способов изображения окружающего мира. Рисовать с детьми ладошками
я начинаю с раннего возраста. Они еще не умеют рисовать кисточкой и ладошка
или пальчик самый оптимальный способ для маленького ребенка. Краску для малышей нужно наливать в плоское блюдце,чтобы ребенок мог легко обмакивать ладошки
. С 5-ти летнего возраста дети ладошку
уже могут раскрашивать кисточкой. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок,с цветом,развивают художественный вкус,пространственное воображение. В процессе рисования ладошками
происходит развитие мелкой моторики,сенсорики,цветовосприятия. С помощью ладошек
можно создавать любые абстракции,рисовать сюжетные картинки
. Переварачивая ладошку по разному
,можно дорисовывать
разные детали и воплощать любые задумки,наслаждаясь цветом.
Хочу представить вашему вниманию работы детей подготовительной группы нарисованные ладошкой
.
Тюльпаны.
Цветы в вазе.
Подводный мир
Особенности рисования пальчиками для детей, основные техники для разного возраста. Идеи рисунков и шаблоны.
- Малыши — великие исследователи и экспериментаторы. Все им интересно, все привлекает их внимание. Часто ребенку и уснуть трудно, потому что рядом происходит что-то очень интересное и пропустить это никак нельзя
- Талант к рисованию есть у каждого ребенка и взрослого. Это как потребность выполнять работу руками — интересен как сам процесс, так и результат. Чувствуешь себя волшебником, которому подвластно воплотить в жизнь любую фантазию
- Только у малышей желания творить и мечтать проявлены сильнее. Вот и давайте им поможем в их реализации через регулярные занятия рисованием пальчиками и ладошками с помощью красок
Кляксы рисуем пальчиками и ладошками
- Такое название имеет книга Роберта Паутнера, которая вдохновляет родителей и малышей на домашние шедевры в рисовании красками
- Педиатры и неонатологи скажут, что для крохи важно действовать ручками — брать, хватать, перебирать, ковырять, раскручивать, бросать, собирать
- Так он стимулирует центр головного мозга, отвечающий за четкость движений
- К слову, он очень близко расположен возле зоны, которая координирует речь. Потому развивая мелкую моторику малыша, вы стимулируете его речевой аппарат к произношению большего количества звуков и слов
Вместе с тем польза от рисования пальчиками и ладошками заключается в:
- массаже внутренней поверхности ручек
- стимуляции работы внутренних органов и систем
- развитии воображения, пространственной ориентации, вкуса к изобразительному искусству, причинно-следственной связи
- проговаривании того, что малыш рисует
- придумывании историй
- укреплении эмоционального контакта с родителями
- усилении здоровой привязанности и доверии между малышом и взрослым
Кляксы бывают разные — начиная от капелек цветной краски на чистый лист бумаги и заканчивая лужами от пролитых баночек.
- Кляксами можно назвать и небрежные отпечатки пальчиков, ладошек, кулачков малыша на ватмане или куске обоев
- Они же и являются источником вдохновения для создания пейзажей, зоопарка, подводного мира, птичек или того, что окружает ребенка каждый день
- Кляксы оставляют и свежие ягоды, раздавленные маленькой ручкой над листом бумаги. Они яркие, веселые и неповторимые. Дорисуйте фломастером, карандашом или кисточкой хвостики, мордочки, плоды, шерсть на туловище, пятнышки и расскажите малышу кто или что получилось
Рисуем ладошками
Веселая и простая техника для ребенка любого возраста. Ее исполнить можно несколькими способами:
- предварительная раскраска ладошки кисточкой или пальчиком другой руки
- окунание в тарелочку с разбавленной краской
Вариаций красочности будущего результата также много. Это могут быть:
- однотонные отпечатки
- разноцветные оттиски в полоску
- каждый пальчик окрашен в свой цвет, а серединка в другой
Зафиксируйте ладошку на листе бумаги и слегка проведите ею вниз или имитируя волны, получатся птицы, кустики, ежики, водоросли.
Оттиски пальчиками вниз порадуют малыша семейкой осьминожков, лошадок, слоников или девочек, плавающих в воде в ярких платьях.
- Пропечатайте ладошки в виде двух восьмерок вместе и дорисуйте туловище с усиками. Получится веселая бабочка
- Отдельная тема в технике рисования ладошками — это деревья. Отпечаток одной ручки станет кроной, которую дополнительно украсьте зелеными, красными, синими оттисками пальчиков. Это будут листики и, например, яблоки, сливы
- Рисунки ладошками вверх можно превратить в птиц, петушиный гребешок. Поставьте несколько оттисков ладошки, поворачивая ее на 180°, дорисуйте туловище и получится веселый павлин с раскрытым хвостом
Учим детей рисовать пальчиками красками
Рисование помогает малышу постигать окружающий мир, выражать свое восприятие, учиться размышлять и говорить. Потому арт терапия творит чудеса с малышами и взрослыми, особенно в случаях:
- болезней психического характера
- сбоев в нормальном развитии и функционировании организма
- после перенесенных стрессов и испытаний
- после кошмарных снов
Главное — задать тон к творчеству, заинтересовать ребенка, создать приятную атмосферу.
Для ребенка любого возраста важно участие взрослого в совместном творчестве, его слова поддержки. Так у малыша формируются:
- уверенность в своих силах
- чувство собственного достоинства
- желание творить без подражания другим детям
Сохраняйте шедевры своего крохи, чтобы видеть его прогресс в рисовании и чтобы похвастаться перед родственниками при случае.
Рисуем пальчиками для самых маленьких
Кроха интересуется происходящим вокруг него с первых мгновений жизни вне мамы. И одна из главных ролей в этом отведена тактильным ощущениям, дотрагиваться ручками.
Специалисты в области исследований детского развития рекомендуют начинать рисование с малышом с момента, когда он самостоятельно умеет удерживать свое тело в положении сидя.
Родителям следует подготовить:
- большой лист бумаги, ватман, или кусок обоев. Последний даже лучше, потому что имеет рефленую поверхность, приятную для тактильного контакта
- специальные детские краски для рисования пальчиками или приготовленные заранее в домашних условиях
- одежду малышу для творчества, которую не жалко пачкать. Если в доме тепло, то просто разденьте кроху. Не бойтесь, что он запачкается. Отмыть детские краски легко
- музыкальный фон. Подойдут произведения из классики.
Понаблюдайте за малышем, вы обнаружите, что одна мелодия вызывает в нем бурю восторга, а вторая — задумчивость и более спокойные рисунки
- свое хорошее настроение и достаточное количество свободного времени, чтобы процесс совместного творчества не превратился в урок по расписанию
Сначала возьмите кроху на ручки и разместитесь с ним посередине листа. Поставьте 2-3 баночки с краской. Он посмотрит, попробует их на вкус, поставит несколько клякс.
- Вы можете подтолкнуть его к рисованию, окунув свой палец в краску и поставив несколько точек/загогулин на листе. Так вы демонстрируете движения и показываете пример
- Для юного художника важно увидеть, что после касания ручки с краской на белом листе остаются отпечатки, линии. Пока этого достаточно для его восприятия
- Периодичность занятий для крохи до годика — два раза в неделю по 5-15 минут
Рисуем пальчиками 1 год
Кроха первого года жизни может заинтересоваться рисованием разными цветами одновременно. Ему больше нравится процесс отпечатывания пальчиков, ладошек, рисование линий и загогулин.
Предоставляйте ему больше возможностей для творчества:
- разнообразьте палитру цветов
- придумывайте образы детских рисунков и проговаривайте вслух
- найдите такое место для рисования, где вы тоже сможете расслабиться и позволить малышу пролить краску или отпечатать ладошку без ущерба для интерьера
- используйте большой кусок полиэтилена для застилания зоны маленького художника
Будьте готовы к тому, что малыш захочет облизать пальчик с краской. Потому выбирайте пальчиковые краски с безопасным составом или готовьте их самостоятельно. Для этого смешайте муку 0,5 кг, соль 2 ст л, подсолнечное масло 1 ст л и воду до консистенции жидкой сметаны.
- Или сварите жидкую манную кашу. Дальше добавьте в основу натуральные красители — соки свеклы, моркови, петрушки, укропа, малины, черной смородины, облепихи. Конечно, вы должны быть уверены, что у малыша нет аллергии на них
- Рисуйте для ребенка простые линии, точки, геометрические фигуры. Он пока рисует от плеча, потому его шедевры не содержат четкости и эстетической красоты
- В первый годик кроху не стоит перегружать работой больше чем с 2-3 цветами одновременно. Лучше комбинировать занятия рисованием с играми по поиску игрушек или предметов быта конкретного цвета. Так малыш его запомнит и легко будет отличать от других
Рисуем пальчиками 2-3 года
После своего второго юбилея кроха знакомится с геометрическими фигурами и прорисовывает их.
Кроме того, он уже говорит и способен недолго заниматься рисованием. Малыш уже хорошо справляется с четкостью линий, задействует в процесс рисования не всю руку, а только кисть и пальчики.
Важно — задействуйте обе ручки ребенка, чтобы его развитие происходило гармонично.
Напоминайте ему, стимулируйте использовать вторую руку.
Придумывайте истории перед началом творческой работы с ребенком. Например:
- рисуем снегопад, цыпленка, ягоды, яблоки — этим вы стимулируете кроху рисовать круглые формы
- дождик, забор возле дома, рельсы и шпалы — малыш учиться проводить вертикальные и горизонтальные линии
- найти конкретного зверя, закрасив его силуэт
Другими материалами для занятий пальчиковым творчеством станут:
- манная, рисовая, гречневая крупы
- зерна кофе
- Насыпьте небольшое количество любого из них на крышку с коробки из под обуви
- Увлекайте ребенка в игру, обязательно хвалите его после выполненной работы
Рисуем пальчиками 3-4 лет
- Дети после третьего дня рождения интересуются более сложными сюжетными рисунками. Их ручки хорошо владеют техникой рисования геометрических фигур, линий
- Дети с удовольствием придумывают истории рисунков, рассказывают их родителю или взрослому, с которым занимаются
- Но ваша помощь им все равно еще нужна. Вы участвуете в творческом процессе как соавтор рисунка, активный слушатель, вдохновитель на создание новых деталей на листе
Подготовьтесь заранее к занятию рисованием с ребенком:
- придумайте предисторию
- возьмите карандаши, фломастеры, кисточки, мелки, парафиновую свечку, чтобы добавлять и разнообразить будущую картину
- запаситесь салфетками, трафаретами, штампами
- выберите любимого героя или куклу и проведите занятие от его/ее имени
Техники рисования, которые можно применить с ребенком до 4 лет:
- закрашивание свободной области
- оттиски ладошек, штампов, трафаретов, пальчиков, кулачков
- кляксы, размазывание капелек краски пальчиками, раздувание их трубочками
- размазня, или придавливание капель краски бумагой, прозрачной пленкой
- нанесение краски поверх рисунка парафином
Даже если вместо составленного вами сценария занятие рисованием с ребенком закончилось пролитыми красками и пятнами на одежде, переведите все в игру. Так желание продолжить рисование у крохи сохранится и ваше настроение останется хорошим.
Рисуем мимозу пальчиками
Задание будет интересно крохе до 3 лет.
Приготовьте:
- рисунок-заготовку
- желтую краску
- стакан с водой
- тряпку или салфетки
Вы можете сами нарисовать вазу, прутики и листья мимозы или распечатать заготовку из Интернета.
- Сначала расскажите и покажите малышу о то, что вы ожидаете увидеть в финале его работы. Придумайте историю о мимозе, когда она распускается, на какой праздник дарится маме
- Предложите малышу пальчиками прорисовать цветы, в том числе те, что еще не распустились. Помогайте ему с игрой оттенков желтой краски для этой цели
- В конце работы похвалите малыша за старания. Сохраните рисунок в альбоме или повесьте на стену в рамке
Рисуем пальчиками животных
Увлекательное занятие для малыша с годика — это рисование животных. Правда, чем меньше малыш, тем больше фантазии нужно проявить родителям.
Итак, несколько слов о техниках рисования животных:
- оттиски пальчиков в произвольном порядке вертикально, горизонтально, под наклоном. А родитель дорисовывает лапки, хвостики, мордочки карандашами или фломастерами
- заполнение готовой схемы животного отпечатками пальчиков или закрашиванием. Подойдут варианты, нарисованные вами, распечатанные на принтере, предложенные в специальных книгах для рисований с детьми
- наклейки с последующей раскраской
- готовые штампы в форме животных. Их можно сделать, например, из картона, линолеума
Ниже представлены несколько примеров рисунков:
Рисуем пальчиком игрушки
- Игрушки окружают малыша с самых ранних дней. Потому и желание их нарисовать поселяется в головке ребенка. Это так весело — изобразить вертолетик, машинку или мишку с куклой, гуляющих в лесу или по зеленому лугу
- Вы задайте тон и помогите крохе во время творческого полета
- Дорисуйте мелкие детали и назовите игрушку, которая получилось. Сочините короткую историю о ней и ее приключениях. Так малыш полюбит заниматься с вами рисованием
Вот несколько примеров рисования пальчиками разных игрушек:
Рисунки красками для детей
Чтобы рисование красками приносило пользу и радость всем участникам процесса, воспользуйтесь несколькими наблюдениями:
- уборка неизбежна после каждого занятия, но оно того стоит
- научите малыша мыть кисточки после творческого процесса
- разрешайте ему смешивать все цвета сразу и рисовать этой кашицей
- с определенного возраста обеспечьте свободный доступ ребенка к краскам и остальным принадлежностям
- помните, малышу важен процесс, а не результат
- выделите область в доме/квартире, где будут постоянно выставляться работы юного художника и периодически их меняйте
- никогда не выбрасывайте творения малыша на его глазах
- придумывайте веселые и увлекательные истории до и во время рисования с ребенком
- экспериментируйте с созданием красок на основе муки и пищевых красителей, которые есть в доме
- помогайте малышу творить в разных техниках, например, с парафиновыми мелками, со штампами
шаблон машинки
Тренируем пальчики обводим рисуем пишем
- Такое название у книги Алеси Жуковой, которую освоили и рекомендуют многие родители малышей дошкольного и раннего школьного возраста
- Благодаря умеренному количеству заданий, ваш ребенок учиться рисовать геометрические фигуры, писать буквы и цифры, считать, оценивать себя сам по количеству ошибок
- Ваша помощь все также актуальна. Задания разные и могут вызывать затруднения при первом знакомстве с ними
Ребенок освоит:
- технику аккуратного прорисовывания
- правильное и удобное удерживние ручки, карандаша, кисточки
- алфавит и счет
Книгу вы можете приобрести либо найти ее в свободном доступе и распечатывать перед каждым занятием.
- Помните, перегружать ребенка не стоит, если вы заметили у него на листке усталость, переключите внимание на другие занятия, пойдите на прогулку или дайте отдохнуть его ручкам и глазкам
- Итак, мы рассмотрели важность и актуальность регулярных занятий рисованием пальчиками для малышей
- Однако, уважаемые родители, акцентируйте внимание больше на радости и удовольствии от совместного творчества с ребенком, нежели на результатах и достижениях
Пусть ваши взаимопонимание и здоровая привязанность крепнут с каждым днем!
Видео: рисуем пальчиками красками с ребенком
Если ваш малыш ещё слишком мал и не может справляться с кисточкой, это не значит, что он не может рисовать и создавать оригинальные шедевры. У него есть самое главное - это детские ладошки, а с их помощью можно изобразить множество ярких и забавных рисунков! Главное - от таких занятий дети получают массу удовольствия, ведь какому ребенку не понравится рисовать собственной ладошкой или пальцами? Кроме всего, в процессе творчества малыш развивает мелкую моторику рук, учится фантазировать и абстрактно мыслит, а также различать цвета и формы.
Для рисования ладошками продаются специальные пальчиковые краски, которые производятся на водной или растительной основе. Они не содержат токсичных веществ и абсолютно безопасны даже для самых маленьких художников, которые любят пробовать все на вкус.
Техника рисования ладошками и пальцами
Для рисования руками краску следует развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить на плоскую тарелку. Затем макните ладошку ребенка в тарелку или нанесите краску с помощью широкой кисточки непосредственно на ладонь малыша. Помогите правильно расположить ладонь на листке бумаги и сделать отпечаток. С помощью отпечатков пальцев можно довести рисунок до задуманного образа.
Рисуя ладошками и пальцами ребенок может изобразить вполне узнаваемые незамысловатые предметы. Это могут быть различные животные - например жираф, осьминог или верблюд, кроме того, из отпечатков рук может получиться солнышко, цветок или елка.
Рисуем ладошками цветы
Один из самых простых рисунков, который может нарисовать ваш малыш - это цветок. С помощью пальчика краской зеленого цвета помогите ребенку на листе бумаги нанести стебелек. А отпечаток детской ладошки сойдет за прекрасный раскрывшийся бутон и два зеленых листика на стебельке. Также, можно нарисовать ромашку или подсолнух, поворачивая лист и оставляя отпечатки ладошки по кругу. Пальчиком поставьте желтые точки, в качестве сердцевины ромашки, или черные, в качестве семечек подсолнуха.
Рисуем ладошками елочку
Следуя той же технике рисования легко можно изобразить новогоднюю елку. Маленькой детской ручкой сделайте несколько зеленых отпечатков ладошек в три ряда. Внизу листа первый ряд - одна ладошка, далее - две и вверху - три. Переверните ваш шедевр. Пальчиком дорисуйте коричневый ствол и разноцветные шарики.
Фантазируйте и творите вместе с вашими детьми, ведь рисование ладошками и пальцами это не просто увлекательная игра, но и развивающее и обогащающее воображение ребенка занятие. И не забудьте сохранить на память шедевры вашего юного художника!
Как нарисовать яблоньку?
Мастер-класс по рисованию с дошкольниками.
Нетрадиционные техники рисования пальчиками и ладошками для младших дошкольников. «Яблонька»
Применение
: мастер-класс рассчитан на младших дошкольников, педагогов и родителей.
Средства выразительности:
пятно, точка, короткая линия, цвет, фантастический силуэт. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчик вытирается салфеткой, затем гуашь легко смывается. Ладошку ребёнок опускает в гуашь или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой рукой.
Цель:
знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками.
Задачи
: развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству.
Материалы
: набор гуашевых красок, стаканчик с водой, кисть, лист бумаги белого цвета, салфетки.
Процесс выполнения работы:
1. Приготовить материалы, необходимые для работы
2. Сначала окунаем палец в жёлтую краску и наносим на лист точки - это будет солнышко
4. Затем набираем зелёную краску для травы и ещё можно нарисовать цветочек, так же точечно
5. Затем берём кисточку и набираем краску для дерева
6. Раскрашиваем ладонь краской
7. Прикладываем к листу бумаги, а затем аккуратно поднимаем руку, придерживая лист
8. Одним из накрашенных пальчиков можно дорисовать ствол
9. На дереве рисуем красные яблоки и зелёные листики
10. Получаем яблоньку
11. Таким способом можно нарисовать много интересного - 14