Холодное оружие. Дао

Холодное оружие. Дао

Иероглифом «дао» обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с односторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф «да» — «большой»). Японские мечи китайцы тоже называли дао.

Меч-дао — это один из самых старых видов оружия в Китае. В «Исследованиях по древней истории» сказано: «Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао». (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). «Истинные записи о двоице образов» гласят: «Хуан-ди сделал меч-дао». Что же такое меч-дао? В «Изысканной красоте» говорится: «название меча произносится `дао’, когда разрубаешь полностью — это и есть удар этого меча». В «Истинных записях о двоице образов» разновидности меча-дао описаны так: «Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом». Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Меч-дао — это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия . Алебардой-дадао («большой меч») мог сражаться всадник, яодао («поясной меч») — пехотинец, а алебарду-пудао («простой меч») и шуаншоудай («двуручную ленту») могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

Наша сделали стилизацию этого оружия, исходя из требований движения исторической реконструкции и пожеланий заказчика.

Цуба:

сталь 3, диаметром 8 см

Навешие:

сталь 3, усечённый конус 4,5 см

Оружие дао («пиньинь») – это старинное холодное оружие древнего Китая, китайский меч, в наиболее распространенном варианте — аналог европейского (тесака), с однолезвийным клинком. Некоторые называют дао «кривым мечом», некоторые переводят название, как «путь» (термин в религии дао) – но такие переводы касательно оружия являются некорректными. Точно перевести это слово очень сложно, но очень приблизительно оружие дао означает «то, что разрубает до конца».

Оружие дао существовало в нескольких вариантах воплощения, каждый из которых имел своё название – нювэйдао, люэдао, яньюэдао, пэйдао, дадао (китайский большой двуручный меч), чуаньвэйдао,кхаяньюэдао и другие. Отличались данные виды оружия дао размерами рукояти и клинка (под одну руку или двуручный «китайский тесак»). Стоит отметить, что китайцы даже японскую называли дао, и некоторые части древкового оружия, и даже боевые искусства содержали данное слово в своём названии (багудао). Как правило, все виды дао имели изогнутый клинок (даже китайские алебарды ).

Китайские мечи дао

Первые китайские мечи дао появились примерно в VIII веке, а до этого времени использовались в основном ножи и кинжалы. Единичные найденные археологами экземпляры крупного однолезвийного оружия, правда, относятся и к первому веку до нашей эры (обычно такое оружие имеет прямой клинок), но о массовости оружия дао стоит говорить уже ближе к концу первого тысячелетия. Изогнутый клинок мечи дао приобрели под влиянием оружия монголов и завоевания ими Китая. Отсюда же, кстати, и берет начало традиция ношения одного из старинных китайских мечей – пэйдао, рукоятью назад и лезвием вниз на левом боку (у монголов там же находились лук и сабля, которые не должны были мешать друг другу).

Уже после монгольской эры, во времена династии Мин, оружие дао становится длиннее и легче, приобретает поскольку китайцы регулярно вступают в стычки с японцами (в частности, пиратами вако) и заимствуют от них элементы вооружения – мечи получают длинную рукоять, овальную гарду и очевидный изгиб клинка.

В середине второго тысячелетия у китайцев становится распространенной сабля люедао («ивовый лист») – оружие, возникшее явно под влиянием манчжуров, позволявшее рубить и колоть, а также нювэйдао («коровий хвост») – S-образным тесаком с «пистолетной» рукоятью, имевшим явное утолщение клинка в передней части (). Это оружие дошло до наших дней и используется в спортивном ушу.

Меч дадао – большой с длинной рукоятью и навершием в виде кольца, но относительно коротким клинком – активно использовался китайскими крестьянами в восстаниях конца XIX века. Этот китайский меч стал восприниматься уже как символ национального китайского оружия, как эффективное оружие ближнего боя и активно использовался даже в сражениях XX века, во время японо-китайской войны.

23.11.2014 14:47

Страна происхождения мечей Дао (Dao) - Китай. Буквальное значение слова «дао» по китайски (刀) означает «нож». Только в Китае существовало несколько видов таких мечей. В ХХ веке европейцы сделали термин Дао обобщающим для мечей Китая и соседних стран. В Юго-Восточной Азии существует только один вид меча Дао, принадлежащий народам Нага и Качин, относящихся к одной Тибето-Бирманской этнической Группе. Качин проживают в горах на севере Мьянмы в штате Качин (Kachin), Нага на северо-западе Индии - Ассам (Assam) и Нагалэнд (Nagaland).
Праздничная церемония. В руках мужчин Нага мечи Дао.
До ХХ века среди Нага сохранялся зловещий обычай - охота за человеческими головами. Они считали, что эти мрачные трофеи принесут плодородие на землю их племени. После того, как отрубание голов было запрещено, Нага стали приносить в жертву домашний скот, обычно буйволов, отрубая ему голову. Воин Нага, сумевший отрубить голову буйволу одним ударом, пользовался почетом и уважением в племени. Считается, что этим он обрел магическую силу, которую он может передать полям и скоту. Меч Дао для Нага был основным оружием и они относились к нему с особым трепетом.
Мужчины Качин, вооруженные мечами Дао.
Имея конструкцию, рассчитанную на рубящие удары и кажущейся массивности, Дао совсем не тяжел. Зато лезвия по обеим сторонам клинка заточены, как острая бритва. Наиболее типичная особенность клинка нага - это его форма. Клинок немного сужается от основания к середине, значительнее расширяясь к окончанию. Окончание клинка абсолютно имеет квадратную/П-образную форму. Также клинок Дао имеет не значительно выступающее ребро.
Меч и окончания клинка Дао.
Рукоять Дао деревянная, иногда верхняя часть ее украшается костяной вставкой, а черен обматывается полосками ротанга.
Рукояти Дао Нага/Качин.
Ножны Дао всегда деревянные и имеют одну характерную особенность: с лицевой стороны они открыты, а меч держится в ножнах за счет нескольких ротанговых полос, перехватывающих ножны.
Дао Нага/Качин в ножнах.
Как правило Дао Нага имеют ремень, сплетенный из ротанговых полос, при помощи которого меч надевается на пояс. Носят его в основном спереди под наклоном в сторону рабочей руки.


Древний Китай всегда славился огромным разнообразием холодного оружия. Весомое место в китайских классификациях оружия занимает «Дао» - вид однолезвийного режуще-рубящего оружия. Иероглифом "Дао" обозначается оружие, которое имеет изогнутое лезвие и заточку с одной стороны. Следовательно, приставку дао добавляют к ножам, саблям, и даже к алебардам (правда в данной трактовке добавляется "да" - "большой"). Дао назывались даже японские мечи, правда, так их называли только Китайцы.

– это наиболее стародавний вид холодного оружия в китайской культуре. Упоминание об этих мечах связывают еще с царем Суйхуаном. Что из себя представляет меч-дао ? Существует его несколько разновидностей, описанных в "Истинных записях о образе двоицы "- "Есть оружие четырёх строёв , начинающееся еще со сражения Чи Ю и Хуaн-ди в Чжуoлу; есть меч тропы , который используется в строю; есть меч стенового строя , для защиты; есть длинный меч – меч генерала. Есть меч вида – атрибут военного министра". Немного о теории изготовления дао. Железо несколько раз выжигалось, лезвие изготавливалось из стали, которая заблаговременно рафинировалась, от спинки до лезвия меч был ровным, кончик заострялся. Рукоять была из дерева, твердых пород. Длина Дао на прямую зависела от вида.

Меч-д был очень распространен в древнем Китае. Ведь, ("большой меч") сражался всадник, яод ("поясной меч") - для пехотинца, а алебарда-пудaо ("простой меч") и шуаншоуд ("двуручную ленту") была универсальной: подходил и для пешего воина, и для наездника. Меч-д мог разрубать, срубать, преграждать, уколоть и разрезать противник. Техника владения им проще техник копья. Исходя из истории войн, такой меч использовали и генералы и солдаты.

Есть много разновидностей мечей Дао, но в целом их объединяют в три большие группы:

1.Длинные древковые Дао – Гуань Дао 关刀 (Янь Юе Дао偃月刀), Сян Би Дао象鼻刀, Пу Дао 朴刀 иШуан Шоу Дай双手带;

2. Двуручные дао- Да Дао 大刀(Кань Дао 砍刀), Чжань Ма Дао 斩马刀 и Чан Дао长刀;

3. Поясные дaо 佩刀 ― чжибэйдaо 直背刀, яньмаодaо 雁毛刀, водaо 倭刀, цицзядaо 戚家刀, люедaо 柳叶刀, пяньдaо 片刀, нювэйдaо 牛尾刀, дуаньдaо 短刀, шуандaо 双刀, наньдaо 南刀
(худедaо 蝴蝶刀 и худешуандaо 蝴蝶双刀).
Еще из древних веков, сложилось так, что в известной всем тактике «боя богомола» применяются три вида дао, принадлежащие к первым двум группам: гуаньдaо, шуаншоудай и нювэйдaо. Эта статья посвящена группе поясных дао.

Как гласит историческая литература и исследования археологии, в стародавнем Китае до 13-го столетия, который отожествляется с монгольским завоеванием, повсеместно использовалась только один вид поясных дао, которые имел общее название чжибэйдaо, что в переводе означает – «прямо спинные мечи» или как их еще называли «мечи с железным кольцом» (техуаньдaо).

По историческим данным это прямой меч с одним лезвием и небольшим изгибом близко к острию, и закруглением на рукоятке. Чжибэйдaо по внешнему виду очень напоминал , который был очень популярен в те времена и характеризовался остротой с обеих сторон.
Технология изготовления меча не менялась веками. Правда, начиная с династии Юань (1271-1368 гг.), технологии изготовления и применения чжибэйдaо изменилася, все это результат влияния военных достижений монгольских завоевателей. Начиная с этого времени в Китае взяли преимущество четыре вида однолезвийных мечей, которые имели одно название - пэйдaо (佩刀), что в переводе означает - поясной меч с гардой, по типу креста или диска. Такой меч воин носил на особом подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с определенной скобой, которая крепилась с лева к поясу.

Пэйдaо переносился лезвием вниз, при этом рукоять меча была направленной назад. Такая традиция, вначале была заимствована монголами у различных племен, проживавших в те времена в области Алтая, Тувы и Урала, а затем такая теория ношения оружия была развита маньчжурами. Такая постановка не мешала носить с собой и лук, который был необходим воинам. Из ножен пэйдaо вынимался достаточно просто: воин левой рукой подталкивал ножны назад и вверх, в след меч переворачивался лезвием вверх и рукоятью вперед. Такая тактика позволяла одновременно наносить режущий удар по противнику. Такие действия с легкостью выполнялись воинами и на скаку и в пешем бою. Был еще второй вариант выхватывания пэйдaо, который использовался уже вне войны: воин подбивал ножны назад за спину и выхватывал меч справа, но уже лезвие уже было направлено вниз. Не исключен был и третий вариант вынимания схожий со вторым, так как тоже происходил лезвием вниз, но во время выхватывания одновременно следовало обратное движение ножен влево и назад. Такой вариант давал возможность наносить урон и мечом и ножнами, что давало весомое преимущество перед противником.

В годы влавствования династии Мин (1368-1644 гг.), китайский народ практически повсеместно использовал круглую гарду, которая имеет японские корни, которую сочетали с общепринятыми, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Начиная с этого момента, и закончила свое формирование первая категория поясных мечей с одним лезвием под обобщенным наименованием «мечи гусиное перо» (яньмаодaо). Клинок имел прямую форму с плавным изгибом только в верхней трети вблизи острия, такая техника изготовления давала расширенные возможности использования меча: рубяще-режущие движения, колющие движения. Рукоять была прямая. Навершие рукояти делалось квадратным или круглым. К сожалению уже к концу 13 столетия это меч престал быть популярен, такие изменения связывают с различного рода историческими причинами. Хотя в некоторых школах не изменили традициям, и такой меч используется и в наше время.

В середине 16 века появилась еще одна категория пэйдaо, такой поворот в китайском оружии произошел не без влияния японских клинков тати и одaти. К этой новой категории относят два новых вида мечей: «мечи семьи Ци» (цицзядaо) и «мечи ивовый лист» (люедaо), включены в категорию были и «короткие мечи» (дуаньдао). Меч цицзядaо – это немного усеченный вариант, которые в простонародии назывались “мечи подрезающие коня” (чжаньмадaо), относящихся к длинно древковым однолезвийным, а также длинно клинковым мечам и в последующем внесли свой вклад в развитие одного из устоявшихся видов длинно древковых мечей армии цин - шуаншоудaй. Мечи чжаньмадaо берут свое начало с Сунской династии, успешно использовались в битвах и сражениях, а однозначной целью его использования было отрубить ноги лошади.

Дальнейшая их история связана с великим минским генералом Ци Цзигуан (1528-1588 гг.). Он пораженный эффективностью и практичностью, а также эстетическим видом японских мечей, которые брали на вооружение японские пираты “вокoу”, одновременно являюсь заклятыми врагами генерала, взял за основу японский тати (китайцы с насмешкой называли их “мечи лилипутов” водaо) и соединил его с чжаньмадaо. Так появился широко известный «Меч семьи Ци» (цицзядaо). Стоит отметить, что как «цицзядaо», так и его про родитель «водaо» имели большую ценность в прибрежных районах минского Китая.

Второй тип мечей пэйдaо под общим названием «меч ивовый лист» (люедaо) имел такие отличительные черты, как изогнутая рукоять и довольно узкое лезвие, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка – это идеальная форма для рубяще-режущих техник как верхом на коне, так и в пешем бою. Именно таким мечам отдавали свое предпочтение маньчжуры, которые в свою очередь славились воинственностью. Люедaо зачастую и очень успешно использовались как против самих китайцев, так и против их соседей. Это и объясняет популярность этих мечей в императорской армии династии Ци (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдaо называлась «рубящие мечи» (пяньдaо), ее же отличительной особенностью было более акцентированный изгиб клинка, что увеличивало его режущую силу в ближнем бою. Хотя использовались такие мечи достаточно редко.

К четвертой категории относились «мечи коровий хвост» (нювэйдaо). Эти мечи ничто иное как модификация меча «ивовый лист», которая осуществлялась постепенным утолщением ширины лезвия к острию, где окончание по форме напоминает кисточку коровьего хвоста, а ее верхняя часть, называемая елмaнь, остро заточена.

Меч пэйдaо, который широко используется в разделе фехтования «боя богомола» мэйхуa, имеет самоназвание “ланьмэньдaо” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название походит от классической одноименной формы ланьмэньдaо, которая является основой фехтовальных техник «боя богомола» мэйхуa. Стандартная длина всего меча составляет немногим более 10о см, а клинок при этом - 79-80 см3. Мечи «ланьмэньдaо» куются из многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньгaн”, а ножны покрывали черной акульей кожей.

Если же классифицировать ланьмэньдaо согласно форме клинка поясных мечей пэйдaо, которая была приведена выше, то ясно, что он относится к категории нювэйдaо, хотя и заметна признаки люедaо. Соответственно он является промежуточным звеном в перевоплощении мечей люедaо в новый вид мечей нювэйдaо. Именно эти мечи стали весьма популярными в середине 18 столетия, а изначально использовались исключительно мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных иерархий.

Части из которых состоит пэйдaо на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдaо):
а) черен/рукоять ― дaобин ― 刀柄;
б) головка/нaвершие ― биншoу ― 柄首;
в) крестовина/гардa ― дaопань ― 刀盘;
г) муфта ― дaогу ― 刀骨;
д) клинок ― дaошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― дaожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― дaобэй ― 刀背;
з) остриё ― дaоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― дaомянь ― 刀面;
к) елмань ― дaошанжэнь ― 刀上刃.

На сегодняшний день искусство владения мечом-д захватывает дух. К примеру, мастер у-шу Ли Циншaнь в свои 70 лет крутит вокруг себя большой железный меч весом почти пятьдесят килограмм, что говорит о его большой силе!

О технике владения Дао ходит поговорка: "Если один меч-д , то следи за рукой, если два - за перемещением, с следи за ртом".

Один меч обычно удерживается одной рукой, а вторая же при этом движется согласованно с мечом. При использовании Дао приветствуется обматывания, "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. Свободная рука при этом прибавляет силы руке с дaо – это очень важно.

При использовании двух мечей-дао движения рук согласовываются с движениями ног. Техника парных мечей включает в себя большое количество вращений, обматываний, опутываний. Если шаги не будут твердыми, то работая с двумя мечами, тяжело будет добиться их согласованности. Когда профессионал оценивает на технику владения двумя мечами, то в первую очередь он смотрит на точность перемещений.

В старом Китае существовало огромное количество разновидностей холодного, однолезвийного рубяще-режущего оружия под общим наименованием «дао». Известно, что основные виды дао разделялись на три большие группы:

  • а) длиннодревковые дао ― гуаньдао 关刀 (яньюедао 偃月刀), сянбидао 象鼻刀, пудао 朴刀
    и шуаншоудай 双手带;
  • б) двуручные дао ― дадао 大刀 (каньдао 砍刀), чжаньмадао 斩马刀 и чандао 长刀;
  • в) поясные дао 佩刀 ― чжибэйдао 直背刀, яньмаодао 雁毛刀, водао 倭刀, цицзядао 戚家刀, люедао 柳叶刀, пяньдао 片刀, нювэйдао 牛尾刀, дуаньдао 短刀, шуандао 双刀, наньдао 南刀
    (худедао 蝴蝶刀 и худешуандао 蝴蝶双刀).

Исторически, в системе боя богомола мэйхуа (мэйхуа танланмэнь) применялись три разновидности дао из первой и вторых групп: гуаньдао, шуаншоудай и нювэйдао. В данной статье мы подробно разберем только последнюю группу, то есть группу поясных дао.

Согласно многочисленным историческим материалам и археологическим исследованиям, в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). Это был однолезвийный прямой меч с небольшим изгибом ближе к острию и кольцом на ручке. Чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

«Прямоспинный меч” (чжибэйдао), коллекция военного музея, г. Пекин.
Монгольский меч XIII века
Прорисовки однолезвийных мечей времен Чингисхана.

Однако, начиная с Юаньской династии (1271-1368 гг.), под мощным влиянием монгольских военных достижений, технологий изготовления и техник применения меча, в Китае начали превалировать четыре категории однолезвийных мечей под общим названием пэйдао (佩刀, поясной меч с крестовидной или дискообразной гардой). Пэйдао всегда носились на специальном подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с особой скобой, прикрепленной к поясу с левой стороны.


«Меч пэйдао с подвесом и скобой, музей дворца Гугун, г. Шэньян.
Угорские сабли VII-IX веков, могильники южного Урала.

Согласно ранней военной традиции, сначала заимствованной монголами у кочевых, в основном алано-болгарских и тюркских племен, проживавших в районе Алтая, Тувы и Урала, а потом развитой маньчжурами, пэйдао носили лезвием вниз, причем с рукоятью меча, направленной назад. Это делалось с целью не мешать луку, который в налуче был приторочен слева. Для того, чтобы выхватить пэйдао из ножен, воин левой рукой подбивал ножны назад и вверх, таким образом переворачивая меч лезвием вверх и рукояткой вперед, в идеале одновременно извлекая меч и нанося режущий удар по врагу. Это можно было с легкостью сделать как на скаку, так и в пешем строю.

Mаньчжурские офицеры и генералы XVIII и XIX вв, способы выхватывания и ношения меча.

Второй варинат выхватывания пэйдао использовали уже во вне военное время, подбивая ножны назад за спину и выхватывая меч справа из-за спины, но уже лезвием вниз.

Существовал и третий вариант выхватывания лезвием вниз, при котором одновременно с противоположным движением ножен влево назад, меч доставался из ножен, а сами ножны снимались с пояса, позволяя фехтовать как мечом, так и ножнами, потенциально увеличивая техническое превосходство воина.

В Минскую династию (1368-1644 гг.), китайцы практически полностью перешли на использование популярной в те времена круглой гарды японского происхождения в сочетании с традиционными, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Таким образом сформировалась первая категория поясных однолезвиевых мечей под общим названием «мечи гусиное перо» (яньмаодао). Форма клинка была прямой с постепенным изгибом только в последней трети ближе к острию, что позволяло помимо стандартных рубяще-режущих движений, успешно применять этот меч и как колющее оружие. В связи с этим рукоять также использовалась прямая. На оконечность рукояти был надето квадратное или круглое навершие. В связи со многими историческими и социальными причинами уже к концу XIII века этот тип меча практически полностью потерял свою популярность среди военных и мастеров боевых искусств. Исключение составляли отдельные школы, где он продолжал использоваться вплоть до нашего времени.

«Меч гусиное перо» (яньмаодао), коллекция автора.

К концу династии Мин и под влиянием японских мечей тати и одати, появилась вторая категория пэйдао, в которую вошли два новых типа клинка. Первый назывался «мечи семьи Ци» (цицзядао), а второй «мечи ивовый лист» (люедао), в эту категорию включались также и «короткие мечи» (дуаньдао). «Мечи семьи Ци» представляли собой несколько укороченный вариант так называемых “мечей подрезающих коня” (чжаньмадао), которые относились к длиннодревковым однолезвиевым, а также длинноклинковым мечам и впоследствии оказали влияние на развитие одного из уставных видов длиннодревковых мечей цинской амии - шуаншоудай. “Мечи подрезающие коня”, известные с начала Сунской династии, широко использовались в многочисленных битвах и сражениях, в основном с единственной целью - отрубить ноги скачущего на полном скаку коня.


«Меч подрезающий коня» (чжаньмадао), музей маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В дальнейшем великий минский генерал Ци Цзигуан (1528-1588 гг.), вдохновленный эффективностью, практичностью, и конечно же эстетической красотой японских клинков, которые использовали его заклятые враги - японские пираты “вокоу”, взял за
основу японский тати (китайцы пренебрежительно называли их “мечи лилипутов” водао) и скрестил его с чжаньмадао, создав так называемый «Меч семьи Ци» (цицзядао).

Надо заметить, что оба варианта “водао” и “цицзядао” были весьма популярны в прибрежных районах минского Китая.

«Меч семьи Ци» (цицзядао), коллекция автора.

Второй тип второй категории пэйдао под общим названием «меч ивовый лист» (люедао) отличался изогнутыми рукоятями и довольно узким лезвием, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка, что являлось практически идеальной формой для широкого использования рубяще-режущих техник верхом и в пешем строю. Известно, что воинственные маньчжуры отдавали предпочтение именно таким мечам люедао.


«Мечи ивовый лист» (люедао), коллекция автора.

Люедао весьма успешно были использованы восьмизнаменными войсками как против самих китайцев, так и против их соседей. Неудивительно, что эта разновидность поясных мечей стала уставной в императорской армии Цинской династии (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдао называлась «рубящие мечи» (пяньдао) и отличалась гораздо более акцентированным изгибом клинка, с целью еще больше увеличить режущую силу этого меча в ближнем бою. Надо заметить, что эти мечи использовались довольно редко.


«Рубящий меч» (пяньдао), коллекция музея маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В четвёртую категорию входили «мечи коровий хвост» (нювэйдао). Данные пэйдао развились на основе народных широколезвийных мечей и являются модификацией меча «ивовый лист» путем постепенного и равномерного утолщения ширины лезвия к острию, где последняя треть клинка по форме напоминает кисточку коровьего хвоста и ее верхняя часть, называемая елмань, также как и лезвие, остро заточена.

Меч пэйдао, используемый в разделе фехтования системы боя богомола мэйхуа, имеет самоназвание “ланьмэньдао” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название происходит от классической одноименной формы ланьмэньдао, которая является квинтэссенцией фехтовальных техник системы боя богомола мэйхуа. Стандартная длина всего меча составляет “сань чи сань” (три чи и три цуня) или 101 см, клинок 79-80 см . Мечи «ланьмэньдао» ковали из так называемой многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньган”, а ножны отделывали черной акульей кожей.


«Преграждающий врата меч» (ланьмэньдао) и ножны (цяо), покрытые черной акульей кожей, коллекция автора.

Если же анализировать ланьмэньдао с точки зрения вышеприведенной классификации согласно форме клинка поясных мечей пэйдао, то он несомненно относится к категории нювэйдао, хотя и обладает многими признаками люедао, таким образом являясь промежуточным звеном в трансформации официально принятых на вооружение цинской армией мечей люедао в новую категорию мечей нювэйдао, которые стали популярными в середине 1700-х годов, и изначально используемых преимущественно народными мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных мастей.


Составные части пэйдао на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдао):
а) черен/рукоять ― даобин ― 刀柄;
б) головка/навершие ― биншоу ― 柄首;
в) крестовина/гарда ― даопань ― 刀盘;
г) муфта ― даогу ― 刀骨;
д) клинок ― даошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― даожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― даобэй ― 刀背;
з) остриё ― даоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― даомянь ― 刀面;
к) елмань ― даошанжэнь ― 刀上刃.

Илья Профатилов, Москва-Хайян, 2013 ©