Какие направления есть в ирландском танце. Традиционный ирландский танец

Какие направления есть в ирландском танце. Традиционный ирландский танец

ВВЕДЕНИЕ

Танец зародился вместе с первыми людьми и неотступно следовал за человечеством, помогая преодолевать страхи, выражать свои мысли и делиться этими мыслями с окружающими.

Первые танцы носили, прежде всего, ритуальный, и, говоря современным языком, терапевтический характер. А так как в зависимости от условий обитания того или иного народа изменялся характер опасностей, стиль жизни, то и танцы разных групп значительно отличались друг от друга.

С развитием национальных особенностей того или иного народа, с формированием характера и темперамента формировались и народные танцы. Именно благодаря различиям между представителями различных этнических групп, особенностям той или иной нации мы можем наслаждаться такими разными народными танцами.

Народный танец - это история народа, его самобытность, олицетворение его души.
Танцы народов мира - это своеобразное путешествие не только по планете, но и во времени. Но в то же время - это бесконечный источник вдохновения для хореографов и балетмейстеров, и для самих танцоров. Ведь в каждом национальном танце мы можем найти элементы, которые позволяют обогатить танцевальную композицию.

Народные танцы легли в основу бальных танцев, в основу современных танцев и даже в основу некоторых боевых искусств.
Национальный танец каждой страны по-своему прекрасен, но некоторые народные танцы заняли особенное место. Это относится к латиноамериканским танцам зажигательные ритмы которых присутствуют практически во всех современных клубных танцах или ирландские танцы, которые собирают огромные залы, а знаменитый Майкл Флэтли является одним из самых высокооплачиваемых танцоров мира. Так в чём же феноменальная популярность шоу Lord Of The Dance, Rhythm of the Dance, Riverdance? Ответить на этот вопрос можно вернувшись на несколько веков назад и оказавшись в древней Ирландии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История ирландских танцев

Первые упоминания об ирландских танцах относятся к XI веку. Речь идёт о традиционных танцевальных гуляниях, которые называются feis (феш). Но лишь в XVI веке появляется подробное описание ирландского танца.

Для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. На ирландские танцы серьёзное влияние оказали французские и шотландские танцы. И быть может танцевальная культура Ирландии повторила печальную судьбу многих национальных танцев и со временем они стали бы лишь призраком ушедшего времени. Но английская метрополия помогла сохранить самобытный ирландский танец.

Колонизаторы столь упорно боролись с проявлением всего «народного» и в середине XVII века Англий был введён «Карательные законы», которые запрещали обучать ирландцев чему бы то ни было, в том числе – танцам. К тому же католическая церковь признала ирландские танцы демоническими и наложила на них строжайший запрет. По сути ирландские танцы одни из немногих, на которые был наложен официальный запрет. В своё время осуждали вальс, кубинскую мамбу, аргентинское танго, но официально эти танцы не были запрещены. Хотя запреты добавили им популярности. Что же говорить об ирландских танцах, которые сразу же обрели особую притягательность. Более ста пятидесяти лет!!! ирландские танцы были вожделенным запретным плодом, им обучались тайно, а знания передавали бродячие мастера. Согласитесь, что вполне логично, что в такой атмосфере популярность танцев росла с каждым днём. Ведь часто то, что запрещают становится особенно привлекательным.

В конце XVIII века начали появляться первые школы танца. Мастера, преподававшие ирландские танцы привносили в танец собственные элементы (прыжки, подскоки, повороты) и каждая школа обладала собственным стилем.
В конце XIX века начался процесс, получивший название Гэльское возрождение. Суть его сводилась к возрождению традиционной ирландской культуры и танцы были одним из важнейших направлений этого процесса. Для возрождения ирландской танцевальной культуры Гэльской лигой в начале XX века была создана Комиссия по ирландским танцам, которая занималась формализацией и описанием ирландских танцев. В результате танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни, например, сетовые танцы были проигнорированы. За основу же Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная школа.

Виды и разновидности ирландских танцев
Как говорилось выше комиссия по ирландским танцам строго следит за тем, чтобы танец был как можно ближе к своим историческим корням. Соответственно все виды ирландских танцев исполняются под традиционные ирландские танцевальные мелодии. Это - рилы, джиги и хорнпайпы.

Ирландские сольные танцы (Irish Stepdance)
Отличительной чертой ирландских сольных танцев являются быстрые и чёткие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Неподвижные руки обусловлены, по одной из версий, гонениями церкви, утверждавшей, что движение рук танцоров - это часть сатанинского обряда. Есть более прозаическая версия, по которой у танцоров раньше было слишком мало места для выступлений (импровизированная сцена создавалась из обычной двери). Ирландские сольные танцы развивались ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и жёстко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам. Именно на этой технике основывается зрелищность шоу Riverdance.

Ирландские кейли (céilí)
Это как парные, так и групповые танцы, основанные на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями.

Круг: танцоры парами берутся за руки, образуя круг.
Шеренга: танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей. На количество пар в разных танцах накладывается разное ограничение: любое чётное количество, не больше 5 пар и т. п.
Сет: от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник.
Улица, или колонна: к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом).
Для танца характерны сложные перестроения внутри своего сета. В танцах шеренгой и улицей после окончания сюжета партнёры оказываются на других местах и начинают танец снова с другими контр-партнёрами. Танцы в сете обычно имеют сложное строение танца с вступлением, завершением, «боди» - телом танца которое повторяется несколько раз, и фигурами, которые танцуются между боди и не повторяются.

Сет-танцы (Set Dancing) - парные ирландские социальные танцы. В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей.

Шан-нос (sean-nós) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги, сохранившийся в регионе Коннемара.

Постановочные фигурные танцы (Choreographed Figure Dances)
Эти танцы основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли. Но это, прежде всего, зрелищный вид танцев. Здесь участвует много танцоров. Так как это прежде всего, шоу, то при постановке номеров допускают различные отступления от стандартов для повышения зрелищности. Большинство известных ирландских танцевальных шоу - это постановочные фигурные танцы.

Каждая разновидность танца исполняется под традиционную мелодию, которая имеет свой размер. Основные виды - это джига, рил, хронпайп.

Джига - это старинная мелодия кельтского происхождения. В зависимости от музыкального размера мелодии, в которой исполняется танец, выделяют лайт (дабл)-джигу, слип-джигу, сингл-джигу и требл-джигу. Обычный музыкальный размер этих видов джиги составляет 6/8.

Совершенным особняком стоит слип-джига, исполняемая на особый размер 9/8 и исключительно в мягкой обуви. Именно слип джига взята за основу шоу Riverdance.

Сингл джига в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8.
Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жёсткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жёсткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8.

The Heavy Jig - единственная из них, которая танцуется исключительно в жёсткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Рил возник во второй половине XVIII века в Шотландии. Обычный музыкальный размер рила 4/4. Рил танцуют в мягкой обуви (изи-рил) и в жёсткой (трэбл-рил). Мужской "мягкий" рил исполняется в специальных ботинках с каблуком, но без набоек на носке. Часто является частью шоу, но редко исполняется на традиционных соревнаваниях.
Хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4 в жёсткой обуви.

Одежда и обувь для ирландских танцев
Обувь для ирландского танца делится на два вида:
мягкая (англ. soft shoes)
жёсткая (англ. hard shoes).

Мягкая обувь (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется чёрная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений.

Мужская мягкая обувь - кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющем танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви. Жёсткая обувь более специфична: туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из-за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.
Женский костюм для ирландского степа часто представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которыми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Платье яркое, часто - разноцветное, украшается кельтскими узорами. Женский костюм дополняется также белыми гольфами, длиной чуть ниже колена.

Мужской костюм для ирландского степа представляет собой неширокие штаны и рубашку, часто с широкими рукавами.

Ирландские танцы: восхождение
Ирландские танцы так бы и остались популярными лишь в национальном масштабе. Но1994 год изменил всё. Именно в апреле этого года на музыкальном шоу Евровидение, которое проходило в Ирландии мир увидел танцевальное шоу Riverdance, в котором участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли. Шоу настолько потрясло зрителей, что в скором времени появилось ещё несколько проектов. Среди них особенно выделятся шоу:

Lord of the Dance
Lord of the Dance («Повелитель Танца», также «Властелин Танца», «Король Танца») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли в 1996 году. Автором саундтрека является Ронан Хардиман.
Сюжетное шоу, базирующееся на кельтской фолк-музыке и ирландских народных танцах, завоевало широкую популярность. Труппа неоднократно совершала туры по Европе и США.

Feet of Flames
Feet of Flames («Языки пламени») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли. Автором музыки является Ронан Хардиман. Шоу Feet Of Flames является переработанной, более современной версией Lord of the Dance. Хотя сюжет шоу остался тем же, хореография танцев изменилась, музыкальные композиции были переаранжированы, изменились костюмы и состав участников.

Celtic Tiger
Celtic Tiger (англ."Кельтский тигр") - шоу ирландского танца, поставленное Майклом Флэтли, который также исполняет одну из главных ролей. Celtic Tiger совмещает в себе ирландские танцы с балетом, фламенко, хип-хопом и сальсой. Музыка к шоу написана Ронаном Хардиманом.

Dancing on Dangerous Groun d
Dancing on Dangerous Ground - шоу ирландского танца, созданное Джин Батлер и Колином Данном. Оно было презентовано в Лондоне в Theatre Royal Drury Lane (англ.) в 1999. Американская премьера шоу состоялась в Нью-Йорке в Radio City Music Hall в 2000.

Riverdance
Танцевальное шоу Riverdance впервые было представлено на конкурсе Евровидение 1994. В этом выступлении участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли и кельтский хор Anúna; музыка была написана композитором Биллом Уиланом. Флэтли сам был хореографом своей партии, Джин Батлер поставила танцы и для себя, и для всей остальной труппы. Riverdance the Show. Riverdance был спродюсирован и срежиссирован семейной парой, Джоном МакКолганом и Мойей Доэрти. Riverdance до сих пор выступает по всему миру, хотя и в сокращённом формате и на меньших концертных площадках.

Звёзды ирландского танца
Джин Ба́тлер - профессиональная ирландская танцовщица. Родилась 14 марта в Минеоле, штат Нью-Йорк. Окончила Бирмингемский университет, получив диплом с отличием по специальности Театр и Драма. Получила Irish Post Award за «выдающиеся достижения в ирландских танцах» в апреле 1999. Мать начала учить Джин ирландским танцам, когда ей было 4 года. Был приглашён известный преподаватель Donny Golden. Джин также училась классическому балету и американскому степу, но основной упор делался на ирландский степ. Благодаря своему таланту, Джин выигрывала региональные и национальные турниры, занимала хорошие места на мировых соревнованиях. Джин выступала вместе с группами Green Fields of America и Cherish the Ladies; когда ей было 17, она дебютировала с Карнеги-холле на концерте The Chieftains. В 1994 по приглашению продюсера Мойи Дохерти, Джин приняла участие в семиминутном перерыве на конкурсе Евровидение в номере, названном Riverdance.

Майкл Флэтли
Майкл Райан Флэтли (англ. Michael Ryan Flatley) - американо-ирландский танцор, хореограф, музыкант и продюсер, известный постановкой танцевальных шоу Lord of the Dance и Feet of Flames. Дважды становился рекордсменом Книги Гиннеса как самый быстрый танцор чечетки в мире (в 1989 году 28 ударов в секунду, в 1998 году 35 ударов в секунду). Майкл родился 16 июля 1958 года в Детройте и вырос в Чикаго, США. Танцевать начал с одиннадцати лет, в семнадцать лет выиграл Ирландский национальный конкурс танца. Параллельно некоторое время успешно занимался боксом. В 1975 выиграл чикагский чемпионат «Золотые Перчатки». Занимался также игрой на ирландской поперечной флейте. Записал сольный альбом. С 1980 года был участником ирландской фолк-группы, где играл на флейте. В 1978-79х как танцор гастролировал с группой Green Fields of America. В 1994 году Флэтли стал одним из главных исполнителей и хореографов танцевального шоу Riverdance. В качестве независимого хореографа Флэтли основал компанию «Unicorn Entertainments Ltd» и в 1996 поставил собственное шоу Lord of the Dance.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы видим, ирландские танцы – живой пример того, что народный танец может быть сверх популярным как у самого народа, так и за пределами одной страны. Причём не обязательно радикально менять стилистику в угоду современным тенденциям. Ирландский танец, исполняемый под традиционную музыку не меняется в течении столетий и вместе с тем живёт водном ритме со своим народом. Живой и динамичный, яркий и образный ирландский танец покоряет сердца не только зрителей, но и профессиональных танцоров. И доказательством тому служат крупные соревнования и чемпионаты, которые породят по всему миру и самым младшим их участникам меньше 8 лет.

Традиционные ирландские танцы - это постоянный источник вдохновения для танцоров, хореографов, балетмейстеров, педагогов. И, что особенно интересно, что хореография ирландского танца проста и неимоверно сложна одновременно, а картинка танца завораживает и удерживает внимание зрителя на протяжении двух часов.

Вконтакте

Ирландские танцы - это направление искусства, которое было создано в Ирландии. Оно пользуется огромной популярностью в Великобритании.

Ирландские танцы бывают бытовыми. Общественными, а также социальными.

Также, ирландские танцы бывают концертными. Речь идет о тех их подвидах, которые ставят на выступлениях в театрах. А также о тех танцах, которые применяют на соревнованиях.

Из бытовых ирландских танцев можно выделить два направления. Сет- и кейли-.

Ирландские танцы могут быть как сольными, так и групповыми.

История возникновения ирландских танцев

Впервые ирландские танцы были созданы в древние времена. Их придумали племена, которые мигрировали в Ирландию. А также другие народы, которые пытались завоевать эту страну с помощью военного вторжения.

Племена, которые мигрировали в Ирландию, вносили огромный вклад в формирование национальных танцев. Добавляли в них элементы своей музыкальной культуры. Всячески видоизменяли их. А также исполняли ирландские танцы под свою национальную музыку.

Историки сообщают, что подобные танцы были очень популярны у друидов. Они исполняли их в кругу. Взявшись за руки.

Друиды исполняли ирландские танцы для того, чтобы проводить религиозные обряды. Общаться со своими богами. И добиваться от них ответа.

С помощью ирландских танцев друиды молились богу Солнца, а также Дубу.

Кельты внесли огромный вклад в формирование ирландских танцев

Немного позже, в Ирландию вторглись кельты. Они внесли огромный вклад в формирование национального танца этой страны. Видоизменили его. И тоже добавили в танец элементы своей музыкальной культуры.

Позднее в Ирландии было принято христианство. Монахи начали украшать книги и рукописи с помощью символов, которые использовались кельтами. Однако, крестьяне старались не отходить от ирландских традиций. И во время исполнения кельтских танцев использовали популярную стране музыку. А также повторяли движения из стандартных ирландских танцев.

Влияние англо-норманнов на культуру ирландских танцев

Позднее на Ирландию напали англо-норманны. Они завоевали часть ее территории и принесли с собой культуру национальных танцев.

В Ирландии появилась музыка под названием Кэрол. Она пользовалась огромной популярностью среди норманнов. И они решили привнести Кэрол в танцевальную культуру Ирландии. Чтобы развить ее.


Кэрол исполняли следующим образом. Один человек пел песни в этом стиле. А вокруг него стояли люди, которые исполняли ирландские танцы. И подпевали солисту.

Какие ирландские танцы существовали в 16 веке?

По словам историков, в 16 веке в Ирландии существовало всего 3 танца:


В Ирландии была джига

Историки заявляют, что они нашли еще один танец, который существовал в 16 веке. Они обнаружили письмо, в котором сэр Ирландии Генри Сидей обращался к Елизавете Первой. Оно было отправлено в 1569.

В письме сэр Сидей заявлял, что в Ирландии девушки танцуют "ирландскую джигу". Танец, по его словам, был очень красивый и необычный. А сами девушки одевались в яркие, уникальные наряды.

В 50-х годах 16 века ирландские танцы часто исполняли перед правителями

В середине 16 века национальные танцы пользовались огромной популярностью у знати Ирландии. Государи регулярно приглашали исполнителей в огромные замки. Чтобы они станцевали для них красивые ирландские танцы.

Впоследствии некоторые народы решили позаимствовать у ирландцев их национальные танцы. Например, их взяли и переделали жители Англии. Так появились английские версии танцев "Trenchmore" и "Hey". Впоследствии они были исполнены перед Елизаветой Первой.

Ирландские танцы исполняли и в 18 веке

По информации историков, роялистов на берегах Ирландии тоже встречали национальными танцами. Их исполняли девушки.

В 1780 году в Ирландию приплыл король Георг Третий. Власти государства послали к его кораблю шесть девушек.

Когда король прибыл на берег, ирландские дамы встречали его с платками в руках. Во время этого начинала играть мелодия. Дамы пускались в пляс.

В начале танца девушки двигались медленно. Но затем они начали постепенно наращивать темп. Плясали быстрее. Ирландский танец получался очень энергичным и красивым. Его исполняли, не заходя за пределы небольшой зоны.

Под какую музыку исполняли Ирландские танцы?

В древние времена для исполнения ирландских танцев приглашали музыкантов. Они играли мелодии на волынке. Также, часто во время выступлений использовалась арфа.

Высшие чины Ирландии не боялись танцевать со своими поданными кельтские танцы. Они с удовольствием пускались в пляс вместе с обычным народом.

На каких мероприятиях исполняли ирландские танцы?

Ирландские танцы пользовались огромной популярностью у населения страны. Их исполняли по поводу и без. Как на важных, трагических мероприятиях, так и в обычные дни.

Часто ирландские танцы исполняли ранним утром. Барин вставал со своими подданными и начинал плясать.

Также, ирландские танцы исполняли и во время трагичных мероприятий. Например, на похоронах любимых людей. Или родственников.

Во время этих мероприятий, люди танцевали ирландские танцы под грустное "пение" арфы. Или волынки.

Жителей Ирландии начали учить национальным танцам в 18 веке

Жителей Ирландии начали обучать национальным танцам в 18 веке. Именно тогда в стране появились профессиональные учителя. Они объясняли принцип исполнения ирландских танцев и взрослым, и детям. Учителям удавалось научить этому искусству всех. Вне зависимости от навыков и умений людей.

Примечательно, что учителя по танцам никогда не сидели на одном месте. Они регулярно переезжали по селам, городам.

Сначала учили танцевать жителей одной деревни. Затем переходили в другую. И уже учили плясать людей там.

Учителя по ирландским танцам выглядели необычно. Они были одеты в яркие вещи. И за счет этого отличались от окружающих. Выделялись из толпы.

У каждого учителя по ирландским танцам был помощник. Он помогал преподавателю объяснять людям, как надо плясать. Благодаря этому, процесс обучения одной деревни занимал мало времени.

Ирландские танцы в наше время

В наше время Ирландские танцы тоже пользуются популярностью. Причем, не только в Великобритании, но и в других странах.

В наше время в Ирландии национальные танцы очень хорошо развиты. В стране работают специальные организации, которые учат молодежь этому направлению искусства. И даже поощряют подростков за то, что они учат ирландские танцы. Развиваются в этом направлении.

Наибольшей популярностью кельтские танцы пользуются у взрослого и детского населения Ирландии. Они принимают участие в соревнованиях, которые именуются, как феш.

Победители конкурсов по ирландским танцам получают хорошие, дорогие призы. И высокие гонорары.

Поощрения, которые выдают танцорам, позволяют ирландским танцам развиваться.

О современных соревнованиях по ирландским танцам

В современном мире существует несколько видов соревнований по ирландским танцам.

Дети могут выступать в сольных номерах. Показывать свое искусство владения ирландскими танцами самостоятельно.

Также, спортсмены могут принимать участие в групповых турнирах. В рамках них, из детей формируют группы. Малыши должны выполнять сложные движения. А также взаимодействовать друг с другом.

В рамках групповых выступлений, детей распределяют в разные возрастные группы.

Самой маленькой из них является та, в которой участвуют дети от 6 лет. Наиболее старшей по возрасту - та, в которой принимают участие дети 17 лет.

Участников для международных турниров по Ирландским танцам отбирают ответственно

В Ирландии регулярно организовывают всенародные чемпионаты по Ирландским танцам. Однако, поучаствовать в них может далеко не каждый.

Чтобы попасть на национальный турнир, спортсмену нужно победить в отборочном туре. Только после этого его могут отправить на международные соревнования.

Жесткий отбор проводится для того, чтобы за звание лучшего ирландского танцора боролись самые умелые жители провинций и городов. И чтобы турнир получился действительно красивым, необычным.

Чемпионат мира по ирландским Танцам проводят каждый год. На Пасху. Само мероприятие проходит в Дублине.

Примечательно, что в Чемпионате мира по Ирландским танцам участвуют не только жители Великобритании. На нее приезжают спортсмены из Соединенных Штатов, Новой Зеландии, Австралии и ряда других стран. Это говорит о том, что ирландские танцы пользуются огромной популярностью в 21 веке.

Ar Rinci Foirne ("групповые танцы") – книга, описывающая танцы кейли. Вышла впервые в виде 10 описанных схем в 1939 году. К 1943 году вышла вторая книга с еще десятью схемами, а в 1960 г. вышла последняя часть. Далее части были объединены, и существуют по сих пор в виде одной книги с 30 описанными схемами кейли.

Адисиарджи (A.D.C.R.G. - Ard Diploma Coimisiun le Rinci Gaelacha) – сертификат судьи ирландского танца.

Бегиннерс (Beginners level) – начальный базовый уровень владения техникой ирландского танца.

Грейды (Grade Exams) – экзамен для танцоров, включающий теоретические и практические вопросы по сольным ирландскми танцам и групповым. По версии WIDA - состоит из 11-ти частей. После сдачи всех частей танцор получает два учительских сертификата - T.C.R.G. и T.M.R.F.

Драма (Drama Dance) – соревнования шоу-номеров/мини-спектаклей, небольшой сценический небольшой номер на соревнованиях по ирландскому танцу

Дриллинг (drill, drilling) - разновидность тренировки, заключающаяся в многократном повторении элемента, связки элементов или степов целиком с целью улучшения техники исполнения.

Интермидиат (Intermediate level) – третий уровень развития ирландского танцора. Подготовительный этап к более сложному уровню Оупен (Open).

Лидераунд (lead a round) – первый степ любого танца. Традиционно может исполняться по кругу, но чаще направление бывает самое разное.

Ойряхтас (Oireachtas) или Open Championship - крупный чемпионат. Бывают квалификационными с названием Nationals, которых может быть несколько и проходящих в разных регионах; крупными итоговыми, такими как Чемпионат Европы и Чемпионат Мира, а также наикрупнейшими и главными - All Ireland, All Scotland и т.д.

Оупен (Open level) – наивысший уровень техники ирландского танца.

Открытая платформа - (Open platform) - статус проведения мероприятий, когда организации разрешают участие в своих соревнованиях танцоров любых комиссий, школ, преподавателей.

Премьершип (Premiership) соревнования за кубок – за звание победителя в своей возрастной группе. На соревнованиях WIDA исполняют рил и джигу лайт либо требл.

Прелиминари (Preliminary, Pre-championship) – соревнования уровня Open, для танцоров пока не имеющих право танцевать Open Championship.

Праймери (Primary level) – второй базовый уровень исполнения ирландского танца. Подготовительный этап к более сложному уровню Интермидиат (Intermediate). Движения танцев сложнее, а музыка исполнения медленнее.

Реколл (Recall) – решающий раунд в чемпионате по ирландским танцам, отсеивающий 50 и более процентов участников.

Силлабус (Syllabus) – свод танцев, обязательных к исполнению на конкретном чемпионате или феше, а также расписание феша или чемпионата.

Сет (Set) – имеет несколько значений:
Часть традицонного танца (trad set) – вторая его часть
Общее краткое название сольного танца (traditional set, modern set)
Общее название народного танца (народные ирландские сеты)
Тип постороения в групповых танцах (в виде сета)

Степ (Step) – имеет несколько значений:
1. В значение «схема», «связка» - общее название части танца, например, первый степ или первая связка.
2. В значении, определяющей часть сетового традицонного танца в жесткой обуви, где первая часть так и называется «степ», а вторая «сет».
3. В значении собственно «степ» - от общего определения танцевального направления, где ритм отбивается ногами, облаченными в специальную обувь с набойками.

Тайминг (T, timing) - как требование к исполнению означает четкое попадание движения танцора под музыку. Как музыкальный термин означает определенный музыкальный размер (джиговый, риловый, хорнпапйповый)

Тисиарджи (T.C.R.G. - Teastas Coimisiun ле Rinci Gaelacha) – сертификат преподавателя сольных ирландских танцев. Нормы и правила для сертификата впервые были введены в 1943 году An Coimisiun. Это первый сертификат учителя по ирландскому танцу, позднее были структурирован экзамен на судью и учителя кейли.

Тэмээрэф (T.M.R.F. - Teastas Muinteora Rince Foirne) – сертификат преподавателя танцев кейли

Фэш (Feis) - фестиваль различных направлений ирландской культуры. Конкретно в ирландских танцах означает региональное соревнование. Как правило, название мероприятия связано с городом либо фешу присваивают свое уникальное имя. Например, Moscow Open feis или Sweets of May Open feis.

Чемпионшип (Open Championship) – соревнование уровня Open, где победитель получает титул Чемпиона

Трофи (Trophy) соревнования за кубок. На соревнованиях An Coimisiun исполняют 16 тактов любого сольного танца, кроме традиционного сета.

Шан Нос (sean-nos) - исконно народный, сольный традиционный ирландский стиль танца («sean-nos - старый стиль»). Это особый вид народных ирландских танцев, отличающихся простыми движениями и схемами.

Шоу (show) – большое продолжительное представление, танцевальный спектакль из множества номеров, если говорить о большой сцене или небольшой сценический номер, если говорить о соревнованиях (show competitions).

Аут (out) – элемент продвинутого уровня в ирландских танцах - высоко поднятая вверх прямая нога. Может существовать как отдельный элемент или как связующий с остальными (см. Джамп аут)

Антраша (от фр. «entrechat») – элемент для продвинутых танцоров. В основе элемент классической хореографии, где за один прыжок танцор совершает от двух и более скрещенных движений ногами в воздухе спереди назад. В случае ирландских танцев основную работу выполняет одна нога.

Бабочка (butterfly) – движение для продвинутых ирландских танцоров. Совершая прыжок вверх с двух ног, стопы делают круговые движения вниз внутрь и вверх в сторону и далее вниз, похожие на взмах крыльев.

Байсикл (bicycle, «велосипед») – сложный элемент ирландского танца. В процессе прыжка движение ног танцора при этом напоминает движение ног при езде на велосипеде.

Браш (brush) – мягкое иди степовое движение. Представляет собой движение вытянутой стопы снизу наверх на «кат» - напоминает смахивающие движения щеткой.

Бокс (box) – движение в ирландском степе, когда пятками и стопами создается элемент, очертаниями напоминающий "коробочку"

Боди (body) - фигура в ирландских кейли, состоящая в свою очередь из нескольких фигур, которая повторяется в течение танца несколько раз

Драм ролл (drumming rolls) – степовый элемент, состоящий их трех ударов: шаг задней ногой, удар передней набойкой и удар набойкой пятки. Передняя нога при этом совершает выкручивающие движения.

Джамп (jump, «прыжок») – общее название движений, когда есть прыжок. Есть множество разновидностей в зависимости от техники исполнения: например, «джамп два три» (jump 2-3) - простой базовый прыжок, иногда называют «риловый прыжок». При связке с прочими элементами может иметь соответствующие названия: хоп-джамп, кат-джамп и т.п.

Джамп овер (jump over, leap) – высокий прыжок с зависанием в воздухе, которое достигается удержанием ноги спереди и резким поднятием задней

Джамп аут (jump out) - высокий прыжок с зависанием в воздухе с выносом задней ноги вперед на движение аут

Кат (cut, «резать») – базовый элемент, как правило, совершаемый одной согнутой в сторону и вверх ногой (стопа стремится к бедру, колено смотрит вниз), при этом опорная нога прямая. Бывает двойным передним, когда передняя нога при одном прыжке делает два повторения элемента, а также двойным двусторонним, когда кат делает и передняя нога и задняя опорная – обе ноги смотрят в разные стороны.

Клик (click) – степовый элемент. Общее название, когда удар производится каблуками, где одна нога ударяет по другой. Звук напоминает щелчок. Есть масса разновидностей.
Simple clicks (click 2-3) – простые элементарные клики
Through clicks – клики с продвижением
Click-out – удары происходят при движении прямых ног, где ударная рабочая нога поднимается высоко вверх
Click-cut – удар задней ногой о переднюю с выносом вперед на кат
Back click – движение происходит сзади
Double/Triple/Guadruple clicks – двойной, тройной, четверной удар

Кик (kick) – движение в ирландском танце, где удар передней частью стопы задней ноги приходится на переднюю пятку. Встречается чаще в степовых танцах.

Лидераунд (lead around) – первый степ любого сольного танца, может представлять собой круг либо другую траекторию.

Пойнт (point) – базовый элемент. Нога вытянута от бедра до стопы, пальцы ног собраны, касание пола происходит в виде «точки» вытянутым большим пальцем, пятка смотрит наверх.

Пойнт энд бэк (point&back) - базовый элемент, состоящий из собственно пойнта и убранной затем ноги назад.

Променад (promenade step, «прогулочный шаг») – базовый элемент в ирландских танцах, используемый в основном как шаг в групповых танцах и в простых сольных танцах, может быть связующим звеном и в более сложных степах. В «народе» иногда его называют кантри-шаг (country step), то есть «деревенский шаг».

Птичка (bird) – сложный элемент, представляющий из себя прыжок с высоко поднятой передней ногой, согнутой толчковой и с приземлением на нее же.

Пятерка - элемент ирландского степа, состоящий из пяти ударов

Райзинг степ (rising step, сходен с rise&grand) – базовый джиговый элемент, представляющий из себя по сути связку «хоп, хоп бэк, хоп бэк, 3 шага на месте». Используется в базовых танцах и как связующий элемент в джиговых кейли танцах.

Риловый прыжок - базовый прыжок, иначе джамп-2-3. В разговорной речи его могут сокращать до слова "рил".

Сайд степ (side step, «боковой шаг») – связующий элемент в ирландских танцах, шаги в сторону или вперед, совершаемые последовательно правой и левой ногой.

Свинг (swing) – имеет два значения:
1. Круговые вращения парами в кейли танцах
2. Сольный элемент, представляемый собой прыжок вверх с высокой поднятой согнутой ногой сзади.

Стамп (stump) – базовый элемент степового танца, состоит из одного удара, совершаемого одной ногой (полной стопой или каблуком) с полностью перенесенным на нее весом тела или в чистом виде одиночным ударом одной ногой.

Слайд (slide иначе «tip&dawn») – базовый элемент, как правило, ирландского степа. Состоит из одного скользящего движения, совершаемого вперед или в сторону с переступами. Встречается разновидность исполнения одной ногой и попеременно меняемыми ногами. Может быть коротким, иначе "tip" или скользящим/протяженным "slide"

Семерка - как правило, элемент ирландского степа, состоящий из семи ударов. Иногда это Севенс (см. Севенс).

Севенс (sevens) - элемент ирландских кейли танцев, представляющий собой повторяющийся сайд степ слева-направо и обратно. Иногда так называют сайд-степ в сольных танцах. См. Сайд степ.

Тёрнс (turns) - общее название движений, где происходит поворот

Твист (twist) – общее определение круговых движений стопой. Может быть как украшательным элементом при исполнении самого разного рода элементов мягкого и степового танца, или как самостоятельным элементом: при движении вперед раскрывается передняя стопа, задняя стопа выходит вперед; при движении назад – наоборот.

Тоу (toe) – характерный часто используемый элемент больше степовых ирландских танцев. Одинарный удар производится передней частью стопы, которая ставится «на палец». Может исполняться в виде двойного удара – double toe. При этом удар может быть спереди или сзади. Встречается и вариант исполнения в мягких танцах.

Требл (treble) – основной элемент степового ирландского танца, состоящий из двух ударов. Различают передние треблы (front trebles), задние (back trebles); а также они могут быть медленными (slow trebles), быстрыми (fast trebles), двойными, тройными и т.д.

Тоу волк, тоуз, тоу стэнд (toe walk, toes, toe stand) – исполнение ирландского степового танца в положение «на пальцах», аналогично движению в балете на пуантах. Может быть статичным - toe stand, или происходить в движении - Toe walk. Существует масса разновидностей и вариантов таких движений.

Тройка - элемент ирландского степа, состоящий из трех ударов. Иногда так называют 3-хенд.

Фигура - часть ирландских кейли

Хил (heel) – простое движения, что называется, на пятку. Также общее название движений, когда в схеме танца используется пятка.

Хоп (hop, «прыжок, скачок») – базовый элемент, представляющий из себя прыжок, где опорная нога прямая, а передняя нога согнута в колене. Бывает передним одинарным, а также двойным – в случае двойного повторения при одном прыжке. Исполняется также сзади – иначе бэк дабл хоп (back double hop) или бэк дабл ап (back double up).

Хоп бэк (hop back) – базовый элемент, общее название движения, где нога поднятая на хоп затем убирается назад и опускается последовательно после опорной. В случае, когда при движении ноги назад совершается прыжок на две ноги, это «хоп бэк джамп» или «хоп джамп».

Чендж (change) - базовое движение, представляющее собой смену ног

Четверка - элемент ирландского степа, состоящий из четырех ударов. Иногда так называют 4-хенд.

2-хенд, 3-хенд – малые фигурные танцы, участвуют соответственно 2 или 3 человека, и это, как правило, рил. Авторские танцы.

4-хенд, 6-хенд, 8-хенд, 16-хенд – групповые танцы кейли с соответствующим участием от 4 до 16-ти человек. Имеют описанные схемы и исполняются строго по описанию.

Джига (Jig) – тип тайминга и общее название старейшего ирландского танца. Бывает: медленной, быстрой, степовой и мягкой. Существуют: требл джига, сингл джига, лайт джига, слип джига.

Кейли (Ceili) - общее наименование групповых ирландских танцев. 2 или 3 участника - малые фигурные танцы, 4-6-8-16 - большие групповые танцы, 30 схем которых описаны в книге Ar Rinci Foirne.

Лайт джига (Light Jig) - ирландский танец, двойная джига (Double Jig), музыкальный тайминг 6\8. Простейший танец, исполняется в мягкой обуви.

Модерн сет (Modern set) - сложный танец продвинутого уровня, может быть джигой или хорнпайпом, исполняется под традицонные мелодии, но с авторской хореографией. Танцуется сольно в решающем последнем раунде соревнований Open Championships.

Нон-трад (Non-Traditional Set) = Модерн сет (Modern set)

Рил (Reel) – ирландский танец с шотландскими корнями, музыкальный тайминг 4/4. Может иметь разную скорость с соответствующей ей сложностью. Может быть мягким (soft reel) или исполняться в ботинках (treble reel).

Сингл джига (single jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 6\8 или 12\8, одинарная джига. Простейший танец, исполняется в мягкой обуви. Отличается большим количеством прыжков, простых шагов и элементов, иногда называется еще и Hop Jig

Слип джига (Slip Jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 9\8. Исполняется преимущественно в мягкой обуви, считается преимущетвенно женским танцем.

Требл джига (Treble Jig, Heavy Jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 6\8, джига в жесткой обуви, сопровождается характерным ритмическим рисунком, и бывает медленной и быстрой

Требл рил (Treble Reel) - танец в жесткой обуви, исполняемый в тайминге рила. См. Рил

Трад сет (Traditional Set) - ирландский танец, может быть джигой или хорнпайпом, исполняется под узнаваемые мелодии с традиционной хореографией. Обязательный танец сольных соревнований, для каждого уровня - свой танец.

Фигурник (Figure Dance) – групповой танец. Может быть малым (2- и 3-хенды) и более массовым (от 10 человек и более)

Хорнпайп (Hornpipe) - ирландский танец с английскими корнями, музыкальный тайминг 2\4 или 4\4, исполняется преимущественно в жесткой обуви.

Хоп джига = см. Сингл джига

Ассоциация или Комиссия – организация, объединяющие в себе целый ряд школ со своим уставом, правилами, президентом и т.д. Под патронажем этой комиссии проводятся соревнования и другая танцевальная деятельность. На данный момент таких организаций около 20-ти, часть из которых независимые, а часть региональные ответвления от АнКом

A.I.D.A. - Australian Irish Dancing Association Inc –самая крупная ассоциация ирландского танца базирующаяся в Австралии. Входит в число сильнейших. Состоит в C.L.R.G. Официальный сайт http://aidainc.com/

Conradh na Gaeilge - Гэльская лига - организация, созданная в 1893 году 31 июля для сохранения ирландского языка и культуры. Организаторы: Дуглас Хайд, Юджин О’Гроуни, Еойн МакНейл, Люк Уолш. Именно с основанием Лиги официально стали открываться ирландские школы, в том числе ирландского танца. Комиссия C.L.R.G. - официальное детище этой комиссии. Официальный сайт https://cnag.ie

C.I.D.T. - The Congress of Irish Dance Teachers или АнКогал (An Comhdhail, Comhdhail na Muinteoiri le Rinci Gaelacha Teoranta) – вторая по старшинству комиссия по ирландскому танцу после C.L.R.G. Платформа закрыта на территории Англии и Ирландии, исключая Дэрри. Данный феш проводится совместно с C.L.R.G. На территории Америки все феши проводятся с открытой платформой. Официальный сайт http://www.irishdancingorg.com

C.L.R.G. - АнКом (An Com, An Coimisiun le Rinci Gaelacha)– старейшая и крупнейшая комиссия по ирландскому танцу. С 1930г. существовала как орган, регулирующий все действия в ирландском танцевальном мире, была и находится под патронажем Гэльской лиги. Президентом с основания и до 2004 был Tomas O Faircheallaigh. В 1932г. был утвержден состав комиссии и началась ее основная деятельность. Имеет порядка 9ти официальных ответвлений, платформа закрытая с обеих сторон, к членству допускаются только сертифицированные комиссией учителя и судьи. С подачи именно этой комиссии выпускаются книги, структурирующие и описывающие все кейли-танцы. Официальный сайт http://www.clrg.ie/

C.R.N. (Cumann Rince Naisiunta) – существует с 1982г. Одна из немногих комиссий с открытой платформой. Основной девиз: "Do not do to others what you would not like done to you". Создана группой из 12-ти преподавателей. Придерживаются традиционного стиля, где больше ценят технику танца, его тайминг, нежели сложные трюки. Официальный сайт: http://www.crn.ie

C.A.I.D. - Celtic Association of Irish Dance. - организация, пропагандирующая ирландские танцы для удовольствия - «just for fun». Войти в состав можно, не имея учительского сертификата. Имеет школы на территории Англии, преимущественно на Юго-Востоке и в Ирландии. Часть фешей закрыты и участие возможно только по приглашениям, другая часть – открытая платформа. Официальный сайт: http://caid-irishdance.webs.com

C.C.E. - Comhaltas Ceoltoiri Eireann – большая организация, пропагандирующая традиционную ирландскую музыку. Проводят музыкальные, танцевальные и языковые классы. Официальный сайт: http://comhaltas.ie

C.I.D.A. (ранее C.D.A.) - Celtic and Irish Dance Association Inc. – небольшая ассоциация на территории юга Австралии. Существует с 2001 г. Пропагандируют простоту и доступность ирландских танцев всем, без гламура и огромных финансовых вложений, в частности это касается строгости в традиционности костюмов. Примечательны тем, что каждому участнику выдается диплом участника соревнований. Официальный сайт: http://www.celticdance.com.au

C.M.F.A. - Cead Mile Failte Association - небольшая танцевальная организация на территории нескольких графтств в Англии (Hertfordshire, Kent, Essex, Sussex and Wiltshire). Проводят феши среди своих школ. Но есть исключение, летний феш Hemel Open с открытой платформой. Официальный сайт: http://cmfa-id.co.uk

C.R.D.M. - Cumann Rince Dea Mheasa – комиссия, существующая с 2002 года, имеет открытую платформу. Целью основания было сохранение истории ирландского танца и продвижения ее в будущее, стремится сделать ирландские танцы доступными для всех. Называет себя организацией с деловой репутацией. Официальный сайт: http://www.crdm.ie

C.R.G. Cumann Rince Gaelach, существующая примерно 20 лет, создана в Ирландии и пропагандирует высокие стандарты танца с сохранением как удовольствия так и его конкурентноспособности. Комиссия с открытой платформой. Проводят одно соревнование в месяц и стараются, чтобы все участники получили награды. Официальный сайт: http://crgirishdance.webs.com/

F.D.T.A. (Festival Dance Teachers Association) - с 1971 года называлась Nine Glens Association, с 2002 г существует как FDTA. Уникальны своим исконно традиционным стилем танцевания именуемым как «фестивал-стайл». Располагаются преимущественно в Северной Ирландии. предлагают спокойную и яркую атмосферу, в которой учиться, танцевать и соревноваться. Фестиваль танцы очень традиционный и отличается, что видел в других feiseanna но есть продолжает перекрестный стилей между ними и их членов школ могут танцевать открытую платформу feiseanna, если пожелает. Официальный сайт: http://www.fdta.net

J.I.D.A.- Japan Irish Dancing Association - комиссия ирландского танца в Японии, существующая с 2000г. Официальный сайт: http://www.roisindubh.jp/jida/

I.D.T.A.N.A. - The Irish Dancing Teachers Association of North America – ассоциация, основанная в 1964 году. Состоит в содружестве с An Coimisiun и имеет несколько ветвей: Mid Atlantic, Mid America, Western US, Eastern Canada, Western Canada, New England, Southern US. Официальный сайт: http://www.idtana.org

I.D.T.A.C. - Irish Dance Teachers Association of Canada состоит в содружестве с Irish Dance Teachers Association of North America, North American Feis Commission и An Coimisiun Le Rinci Gaelacha. Официальный сайт: https://idtace.wordpress.com/

I.M.D.A. - Irish Music and Dance Association ассоциация ирландской музыки и танца Благотворительная некоммерческая культурная и образовательная организация. Она была создана для развития, поддержки, координации всех программ в области ирландского танца и музыки. Миссия ассоциации заключается в оказании поддержки и содействия ирландским культурным традициям, обеспечивая их дальнейшее развитие.
Официальный сайт: http://irishmusicanddanceassociation.org

N.A.F.C. - North American Feis Commission – управляющая организация An Coimisiun le Rinci Gaelacha в Канаде и Америке. Официальный сайт: http://northamericanfeiscommission.org

N.S.I.D. - Nordic Society of Irish Dancers – существует с февраля 2000г. Создана с целью коммуникации людей, интересующихся ирландской культурой в скандинавских странах и за их пределами. Объединяет школы Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии. Под эгидой организации ежегодно проводится Nordic Feis – фестиваль ирландской культуры и феш. Официальный сайт: http://nsid.org/

R.T.N. - Rince Tuatha Nua – Rince Tuatha Nua (Rink-a Two-a New-a) примерно в переводе означает «Новое сообщество ирландского танца». Существуют с 2013г. Организована преподавателями, желающими сделать другой надежный тип организации ирландского танца. Базируются в Америке, платформа открытая. Проводят North American Nationals Официальный сайт: http://www.rtnirishdance.com

R.T.M.E. - Registered Teachers Mainland Europe ветка An Coimisiun le Rince Gaelacha, группа, объединяющая преподавателей континентальной Европы Официальный сайт: http://www.europeirishdancing.com/

T.I.D.A.N.Z. - Traditional Irish Dance Association of New Zealand – ветка An Coimisiun le Rinci Gaelacha в Новой Зиландии. Официальный сайт: http://www.irishdance.co.nz

W.I.D.A. - World Irish Dance Association – независимая полноценная комиссия, основанная в 2004 г в Нидерландах. Объединяет школы в более чем 20-ти странах по всему миру. Открытая платформа для всех ассоциаций. Проводит феши и чемпионаты в полном ассортименте, включая Мировой, Европейский и Все-Ирландский, принимает экзамены, дает открытые мастер-классы. Официальный сайт: http://irish.dance

Организации бывшие ранее

AFC/AAIDT - American Feis Association/American Association of Irish Dance Teachers - Американская Ассоциация учителей Северной Америки, была основана в 1998 году. Ныне распущена.

BAID - British Association of Irish Dance, существовала между 2000-2010г.г.

FIDT - Federation of Irish Dance Teachers, северо-американская организация.

IDN - Irish Dancing Net - началась как движение, чтобы противостоять коммерциализации, собственности и власти, направленное на обеспечение качества и ценности ирландских танцев

NAIDF – North American Irish Dance Federation Некогда существовавшая независимая Северо-Американская Федерация с открытой платформой. Ассоциация на данный момент влилась в WIDA.

PIDTA - Performance Irish Dance Teachers Association - была организована для объединения школ, преподавателей и танцоров, не заинтересованных в соревновательной деятельности

S.P.I.D.A - St Patrick’s Irish Dance Association - организация, базировавшаяся в Южной Англии в 90-х. После ее закрытия школы влились в CAID и CMFA.

Пампсы – pumps – обувь для ирландского мягкого женского танца

Ботинки – обувь для ирландского жесткого танца

Риловые ботинки – обувь для мягкого мужского танца

Тиара, Диадема – яркое украшение для головы, женский аксессуар как дополнение к прическе

Бан – пучок – небольшой шиньон как украшение для ношения на выступлениях

Виг или фул виг – полный кудрявый парик, традиционно применяется на соревнованиях девушками для сохранения традиций и сохранения своих волос.

Харды – обувь для ирландского степа, или общее название танцев в твердой обуви

Софты – обувь для мягкого танца или общее название танцев в мягкой обуви

Пояс – некогда бывшая ранее деталь костюма ирландского танцора. В старых школах носили в виде пояса-шнура с кистями, потом трансформировались в широкие пояса. На данный момент такими поясами традиционно награждают молодых людей – победителей больших чемпионатов.

Термины, которые часто употребляются в процессе практических занятий:)

Бирюлёво - одноимённое внутригородское муниципальное образование Москвы, через которое иногда танцор разворачивает ногу, хотя знает кратчайший путь - от собственного бедра

Дом - место, где обычно забывают всё, начиная от схемы танца, заканчивая выворотностью, скрещенностью и даже таймингом.

Иван Федорович Крузенштерн - "человек и пароход", исполняющий за танцоров всю их самостоятельную черную работу. Иногда заменяет АС Пушкина.

Кракозябра - очень сложный элемент ирландского танца, который прекрасен в идеальном исполнении, но не даётся для изучения даже с сотого повторения

Кузнечик - фигура сольного танца, отдаленно напоминающая "хоп".

Крокодильчик - фигура сольного танца, где две поднятые вверх прямые ноги напоминают кровожадного крокодильчика.

НУИДА (NUIDA, Nemnogo Ubogo Irish Dance Association) альтернативная или диванная танцевальная комиссия ирландского танца с полным отсутствием технических требований, куда обычно отправляют танцора, если он не подошел ни одной официальной организации

Огурцы - лидераунд неправильной формы, а также фигура в кейли, состоящая из подряд исполненных семерок.

Порнпайп – танец, исполненный не самым приличным образом, но отдаленно по хореографии напоминающий традиционный хорнпайп.

Трабл - появляется у танцора и его тичера, когда не пробивается требл. В этом случае иногда требл джига трансформируется в "трабл джигу".

Тичер - человек, обучающий ирландскому танцу с нуля. Бывает также тренером, когда заставляет делать планку и прыгать на скакалках, а также преподом, когда читает воспитательные лекции

Ушки - коленки, воротность которых вышла из-под контроля.
http://сайт/irish-dance-dictionary

© Killarney Irish Dance School 2014-2016

Коллектив ирландского танца

8-9 класс, второй год обучения

Тема занятия : « Традиционный ирландский танец : история, особенности, специфика».

Образовательные технологии: интерактивное обучение.

Вид деятельности : ирландский танец в мягкой обуви.

Цель занятия: Систематизация и углубление знаний учащихся о традиционных ирландских танцах.

Задачи занятия:

  1. Приобщение воспитанниц к музыкальным традициям народов мира.
  2. Раскрытие творческих способносте й воспитанниц.

Воспитательные задачи:

  1. Развит и е творческой самостоятельности воспитанниц.
  2. Формирование общей культуры л и чности воспитанницы.
  3. Формирование умения работать в команде и индивидуально.

Дидактическое обеспечение занятия:

Музыкальное сопровождение: традиционная ирландская музыка Reel, Light Jig, Slip Jig, Сross Reel, музыка сценического танца.

Танцевальный класс.

Опорные знания и умения : элементы и комбинации ирландского танца в мягкой обуви.

Структура занятия: Работа в творческих группах.

Сценарий занятия

I Часть: подготовительный этап.

В преддверии занятия воспитанницы делятся на группы и получают здания – подготовить материал для доклада по видам традиционных ирландских танцев в мягкой обуви, а так же об истории ирландского танца, его специфике и особенностях.

II Часть: «Ожившая история»

Педагог: приветствует учащихся и гостей, и объявляет название мероприятия, рассказывает о коллективе, участниках и теме занятия.

Маша: Ирландии посвящается...

На этот остров изумрудный
Людей богиня привела,
И душу женскую, судьбу,
И путь тернистый, трудный
Ирландия так обрела.
И сотни лет с тех пор она.
Вела борьбу и воевала,
И снова людям жизнь давала,
И в Тир-На-Ног их забирала,
И вновь на подвиги звала.
И нам судьба свой шанс дала:
У самой кромки океана,
За сочной зеленью лугов,
Вглядеться в даль ее веков,
Увидеть тень событий давних,
Услышать кельтских звон мечей,
Друидов магию речей,
И околдованы богиней,
Мы барды вечные отныне,
О, Эйре, красоты твоей! (Автор Дубкова О.)

Даша : можно говорить о мифологии кельтов, о кельтских языках и кельтских орнаментах. Обычно за этим понятием скрывается что угодно, от "эльфийских" танцев до американского степа, стилизованного под ирландский. Есть множество интересных национальных танцевальных традиций - бретонская, шотландская, ирландская. По большому счету, все они - кельтские танцы. Но очень и очень разные. Есть разные "традиционные" (с устоявшимся набором движений и строго определенной музыкой) танцы, так есть еще и разделение на "индивидуальные" и "массовые". Ирландские танцы - это танцы в мягкой обуви (сольные и групповые) и в жесткой обуви (сольные).

Настя : начиналось ирландское танцевальное движение в нашей стране - с копирования движений, которые удавалось рассмотреть на кассете. При встрече с профессиональными преподавателями удивление от осознания того, как надо танцевать, было велико. К сожалению, даже будучи талантливым и опытным хореографом, можно не рассмотреть тех тонкостей, которые составляют суть и технику танца. Можно скопировать связки, но получить лишь стилизацию. Сходство многих движений с американским степом и классическим балетом весьма обманчиво.

Маша : в ирландских танцах задействованы разные группы мышцы , которые в обычной жизни используются редко. Даже профессиональным танцорам требуется некоторое время, чтобы наработать технику и "включить" нужные группы мышц, что уж говорить о любителях. Оценить свои возможности помогают феши - соревнования по ирландским танцам, в которых участвуют танцоры из разных стран.

Диана : Feis - фестиваль ирландской культуры, с соревнованиями по танцам , языку, с музыкальной программой и выставками. Но чаще всего фешем называется именно танцевальное соревнование. Соревнования проходят в категориях: сольные танцы, сеты, кейли, фигурные танцы в авторской хореографии и "танцевальная драма" (подразумевающая наличие сюжета).

Полина : визитная карточка ирландских танцев - рилы, хотя этот ирландский танец пришел из Шотландии, судя по упоминаниям в литературе, только в конце XVIII века. Шотландские рилы быстро прижились, но трансформировались на ирландский манер и стали отличаться от первоисточника. Рил - как правило, очень живая мелодия, под которую так и тянет начать танцевать. Рил восходит к древнему танцу hey или hay, который существовал еще в начале XVI века. Есть версия, что танец подражает движениям оленя.

5 воспитанниц исполняют Lead around и два первых стэпа традиционного танца Easy Reel как демонстрацию рассказанного выше.

Аня : Мужчины, на соревнованиях очень редко танцуют слип-джиги, это женский танец. Хотя исключения случаются и на фешах, а уж для преподавателей исполнение любого танца и вовсе правило. Слип-джига (хоп джига, она же "скользящая джига") - танец, который исполняется под музыку на 9/8. Это исключительно женский танец, то, благодаря чему ирландские народные танцы иногда называют "ирландским балетом" - за грациозные прыжки и скольжения. Слип-джига долгое время была парным танцем (в паре - мужчина и женщина). Если танцевала одна пара, то это был "круглый" танец, если пар было несколько, то пары становились в линию, а в танце менялись местами.

4 воспитанницы исполняют Lead around и два первый стэп традиционного танца Slip Jig.

Лера : джига - именно это слово приходит на ум при упоминании ирландских танцах, что не удивительно - это самая древняя разновидность танцев. Джиг существует несколько, разделение зависит от музыкального размера и характера танца: простая или одинарная (single jig), хеви джига (двойная - double jig и тройная - treble jig) и слип-джига (slip jig). Cлово "jig" восходит к общегерманскому корню со значением "повторяющиеся движения".

Настя : все эти красивые слова - джига, рил, хорнпайп - в первую очередь музыкальные размеры, а уже потом - танцы, которые под соответствующую музыку исполняют. Так что и рил, и джигу, и хорнпайп вполне можно спеть и сыграть, а не только станцевать. Кроме того, возможно сочетание разных размеров в одном танце, это характерно для групповых танцах.

8 воспитанниц исполняют три стэпа традиционного танца Light Jig.

Алена : начинающего танцора встречает множество терминов: джига, рил, хорнпайп, кейли, сет, степ, феш… Ирландские танцы удивительно демократичны в том смысле, что предоставляют возможность для самореализации как завзятым эгоистам, так и коллективистам-энтузиастам. Сольные танцы - возможность проявить личные способности, групповые танцы (кейли, фигурные, групповые сетовые танцы) - отличный шанс потренироваться в создании эффективной команды.

8 воспитанниц исполняют традиционный танец Cross Reel.

Оля : кем же были ирландские учителя танцев? Профессиональные танцоры путешествовали по всей стране, задерживаясь на одном месте от девяти дней до шести недель. Их всегда сопровождал волынщик или скрипач. Мастер выглядел внушительно: он обычно носил "каролингскую" шляпу - объемную шляпу с мягкими полями, фрак с фалдами, узкие бриджи до колен, белые чулки и "бальные" туфли. В руках мастер держал тросточку с серебряным набалдашником и шелковой кисточкой. Наряженный таким образом мастер занимал положение выше, чем его волынщик или скрипач, всем местным жителям, а особенно ученикам, следовало относиться к нему с почтением.

Женя : мастер считал себя истинным джентльменом, и вел себя соответствующе.
Приезд профессионального танцора был настоящим событием. Обычно он договаривался с фермером и арендовал у того здание или амбар, в котором и проходили занятия. Если у фермера хватало места в доме или амбаре, сам учитель селился там же. Взамен учитель давал бесплатные уроки детям фермера. Если же на подворье не было места, ученики по очереди пускали учителя переночевать. Есть свидетельства того, что порой учителями приходилось прибегать к методике "сено-солома" - привязывать их к ногам учеников, чтобы те могли отличать левую ногу от правой! Чтобы объяснить верный ритм и последовательность шагов, учителям приходилось сочинять стишки вроде таких незатейливых строк: «Шаг-прыжок, дошаг-прыжок, мах-пике и поворот».

Нина : мастер танца, как правило, был холостяком; он не имел постоянного жилища и путешествовал от дома к дому в радиусе двадцати миль. Славу мастера составляло не только и не столько собственно виртуозное исполнение, сколько умение составлять танцевальные шаги. Это умение охранялось мастером с величайшей тщательностью.
Даже сейчас статус учителя танца во многом определяется его способностью составлять новые танцы.

Катя : С появлением учителей в ирландских танцах начался расцвет сольных выступлений. За двести лет учителя, путешествующие по стране, оказали огромное влияние на развитие ирландского танца. Именно им обязаны своим существованием ирландские фигурные и сольные танцы. Благодаря их энтузиазму и преданности своему делу, несмотря на все трудности, были заложены основы ирландского танца - такого, каким мы его знаем сегодня.

16 воспитанниц танцуют сценический танец «Shamans».

Педагог говорит заключительные слова, благодарит всех участников.

Первые сведения об ирландских танцах датируются в. С этого времени у нас есть первые данные о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится «феш »), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на «длинные» танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), «круглые» танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев . В любом случае это были скорее прародители современных сет-танцев и кейли танцев . Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore - это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.

Ирландские танцы

В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских вечеринках долгое время существовал обычай выставлять «в дозор» поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.

Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причём давать у себя приют учителю танцев считалось большим почётом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвёртой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым «модным» танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «шаг» или «степ». Поэтому в отношении джиг и рилов , которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин «степ-танцы». Важно понять, что ирландские «степ-танцы» изначально связаны именно с «шагами»-элементами по восемь тактов, а не с «чечёткой» - ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом «степ». Хотя, конечно, такие удары входят в «шаги» современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.

Ирландские танцы

В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри , Корк и Лимерик . Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причём победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами.

В начале XIX в. в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и «брал пирог». Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера). Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов , которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определённая последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев , которые развились из элементов степ-танцы и французских кадрилей.

Виды танцев

Джига (jig)

Упоминается ещё в материалах по древней истории Ирландии (две джиги - «The Kerry Dance» и «The Kesh Jig»). Существует несколько вариаций джиги: одиночная (или мягкая), двойная (англ. double jig ), тройная (англ. treble jig ) и скользящая джига (англ. slip jig ). Музыкальный размер джиги 6/8 (акцент в ритме делается на: раз-два-три четыре-пять-шесть). Размер скользящей джиги - 9/8 (раз-два-три четыре-пять-шесть семь-восемь-девять). Одиночная или одинарная джига - танец в мягкой обуви (soft shoe, ghillies, irish dancing pumps). Тройная или требл джига - танец в жестких ботинках с набойками (англ. hard shoe ). Скользящую или слип-джигу танцуют в мягкой обуви. Танец включает в себя много прыжков, пируэтов, махов. Скользящую джигу танцуют в основном женщины, но с конца 80-х годов прошлого века набирает силу движение за возвращение в этот танец мужчин.

Рил (reel)

Возник примерно в годах в Шотландии , и ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие (два рила - «Kelsey’s Wee Reel» и «Miss MacLeod’s Reel»). Музыкальный размер рила 4/4. Рил по характеру «бегущий» танец. Рил танцуют как женщины, так и мужчины. Женщины танцуют рил в мягкой обуви, мужчины - в специальных мягких ботинках с каблуками (англ. reel shoes ).

Хорнпайп (hornpipe)

Появился около года, из английских миниатюр (два хорнпайпа - «Ricketts" Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк . Музыкальный размер хорнпайпа 4/4, напоминающий медленный рил с акцентом на первый и третий удары (раз-и-э два-и-э три-и-э четыре-и-э).

Ирландские танцы в России и СНГ

  • Москва
  • Санкт-Петербург
    • Школа ирландского танца «Green Ribbon» (Петергоф)
  • Минск
  • Харьков

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ирландский танец" в других словарях:

    Ирландские сольные танцы (англ. irish step dance) это вид показательных танцев, зародившийся в Ирландии и развившийся из традиционных ирландских танцев. Ирландский сольный танец развивается в большинстве стран, имеющих крупную ирландскую диаспору … Википедия

    Ирландские сольные танцы (англ. irish step dance) это вид показательных танцев, зародившийся в Ирландии и развившийся из традиционных ирландских танцев. Ирландский сольный танец развивается в большинстве стран, имеющих крупную ирландскую диаспору … Википедия

    Ирландский балет - ИРЛÁНДСКИЙ БАЛÉТ (Irish Ballet Company), первая проф. нац. труппа в Ирландии. Создание этого коллектива явилось началом развития проф. балетного иск ва Ирландии. Труппа осн. в 1974 (получает дотацию от Совета иск в Ирландской Республики). Первое… … Балет. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чечётка. Чечётка разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название степ (от англ. step dance, от step «шаг»; в… … Википедия