Золотой и Серебряный век русской культуры. Серебряный век русской культуры Серебряный век русской литературы

Золотой и Серебряный век русской культуры. Серебряный век русской культуры Серебряный век русской литературы

«Чемпионы в беге на сто и на десять тысяч метров - всегда разные люди. Нельзя быть самым сильным и самым изящным одновременно.

Гиганты Золотого века наворотили горы и проторили дороги: создали литературный ландшафт. А потомкам в нём жить. От вздохов слетают перламутровые пуговицы с батистовых сорочек. Следуя классику - ты эпигон. Уязвленные сравнением гении обратились к парковому искусству. Ты столбишь свой участок, планируешь террасу, над запрудой ручья разливается озеро, и берега усажены розовыми кустами. Настаёт Серебряный век.

Аристократические предки были здоровенными бандюганами, сморкались на пол, жрали руками, читать не умели, а умели мигом своротить набок любое не понравившееся рыло и отобрать кучу денег у всех, кто слабее. Гордящиеся рыцарской родословной потомки ценили изящество манер, владение этикетом и белую кожу маленьких рук и ног - отличие от мужланов.

Аристократы Серебряного века гордятся эстетикой отточенного стиля, небанальностью языковых фигур, отполированным срезом психологического анализа: ум едок, образование изощрённо, мастерство доведено до эквилибристики. Это напоминает первого и пресыщенного любовника света по сравнению с первым ухарем-жеребцом деревни: благоухает, распаляет тонкой игрой и владеет ста способами, но сам знает, что шесть раз подряд доставая и со звоном ему не под силу.

Золотой век больше ценит креативность - Серебряный блеск.

Забавная вещь: Серебряный признаёт превосходство Золотого, более того - декларирует его как уже недостижимое, олимпийское, утверждаясь в причастности и верности великим вершинам. Но мерить эти вершины норовит собственной линейкой, отыскивая и объявляя блеск формы там, где его и не требовалось, не подразумевалось. Тошнотворную корявость языка Достоевского норовят объявить стилем: раз великий писатель - значит, блестящий стилист. Первый русский роман «Евгений Онегин» хотят видеть вершиной поэтической формы - Великий Национальный Поэт не мог не писать исключительно гениальную поэзию.

Неважно, что стихи эти намеренно просты и заземлены, что Пушкин создал в русской поэзии нормальную человеческую интонацию - в отрицание и противопоставление интонации «высокой и поэтической»: пафосной, патетичной, «высокоромантичной», тяжеловесно-классицистской. «Гениальная простота»? Даём упор на «гениальная», а это значит - ищи сотню потайных днищ. Гениальность была в том, чтобы до этого додуматься, на это решиться, пойти поперек традиции, снискав на свою голову единодушное порицание современной ему критики: увы, мол, падение, образец низкого стиля, примитив, где-где оно, романтическое очарование ранних поэм. Форма-то проста - вот ввести её было непросто, утвердить её. Э нет, говорит Серебряный: раз гений - ищи, гениальность в самой форме. И поколения школьников злобно учатся лицемерию и конформизму, ломая головы: да что же гениального в онегинской строфе?

Да ничего. Обычный размер, обычные слова в обычных сочетаниях, обычная система рифмовки, и рифмы в основном примитивные. И нет в «Онегине», строго говоря, никакой поэзии, а есть проза, изложенная в «застихотворенной» форме. И считался Пушкин современниками не первым, а третьим поэтом эпохи - после Крылова и Жуковского .

Вот только после Пушкина стало невозможным писать так, как раньше: неестественно, выспренне, тяжело, с романтичными красивостями. Был предъявлен эталон и вбит на дороге, как верстовой столб: отсюда отмеряй движение.

И никогда француз, испанец, немец, англичанин не поймут: ну что гениального в этой истории про любовь и незадачливость скучающего аристократа? И где глубина мысли, и где оригинальность чего бы то ни было? Ну, банальная история, изложенная заурядными стихами. И предъявят образцы из своих литератур - которые были раньше «Онегина», и оригинальнее бывали, и глубже, и с блеском. И будут, заметьте, почти совсем правы.

Любой нормальный поэт может сейчас написать второго «Евгения Онегина». И славы не стяжает. И гением его никто не назовет. Потому что второй даже - это уже не второй, а один из множества, а значение имеет только первый. Любой дурак учил в школе теорему Пифагора , а вот создал её гений.

То есть. Не ищите в гиганте гения формы и даже гения мысли. Гений гиганта в том, что многие, вроде бы, так могли - но сделал то, чего раньше не было, именно и только один он. И после него стало не так, как раньше. В литературе - так.

Золотой - плавит руду и отковывает клинок. Серебряный - шлифует и наносит узор. Не пытайтесь объявлять Золотого гением шлифовки! С него и своих достижений хватит.

В веках остаются Золотые - владеют они шлифовкой или нет. Креативность, создание новых миров, - вот базовая суть Искусства. Корявость простят и даже могут научиться не видеть, и даже объявлять «такой шлифовкой». А вот созидательную низкопотентность никакой шлифовкой не возместить.

Мысль, образ, нерв, мир - суть литературы».

Веллер М.И., Эстетика энергоэволюционизма, М., «Аст», 2010 г., с. 369-371.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфические признаки начала ХХ века в культурной жизни России, характеристика новых направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Особенности и главные мотивы творчества известных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Рассмотрение основных тем в творчестве А. Пушкина. Исследование поэзии "Серебряного века": символизма, футуризма и акмеизма. Сопоставление произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.

    презентация , добавлен 05.03.2012

    Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX в. Вопрос о хронологических рамках этого явления. Основные направления в поэзии Серебряного века и их характеристика. Творчество русских поэтов - представителей символизма, акмеизма и футуризма.

    презентация , добавлен 28.04.2013

    Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в частности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Значение поэзии Серебряного века для культуры России. Обновление разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления ценностей. Характеристика литературных течений в российской поэзии начала ХХ века: символизма, акмеизма, футуризма.

    презентация , добавлен 09.11.2013

    Взаимосвязь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, славянской мифологией. Воздействие исконно русской культуры на поэзию серебряного века и современную литературу. Жизнь и творчество поэтов Гумилева, Хлебникова, Северянина, Бурлюка.

    реферат , добавлен 18.10.2008

    Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века - феномена русской культуры на рубеже XIX и XX веков. Социально-политические особенности эпохи и отражение в поэзии жизни простого народа. Характерные особенности литературы с 1890 по 1917 годы.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Развитие нового течения в русской поэзии Серебряного века - модернизма. Направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Культура как высшая точка в иерархии ценностей. Новокрестьянская поэзия, деятельность "Ордена воинствующих имажинистов".

    «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры. С начала 19 века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, еще более усилившийся с началом отечественной войны 1812 года.

    Он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию

    гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.

    Культурным событием колоссальной важности, способствующему росту национального самосознания, стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Карамзин был первым кто на рубеже XVIII,XIX веков почувствовал, что самой главной проблемой в русской культуре наступающего XIX века будет определение её национальной самоидентичности.

    Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами. За тем появилось «философическое письмо» П.Я. Чаадаева - философия истории России, инициировавшие дискуссию между славянофилами и западниками. Одна из них культурно самобытная, ориентированная на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закрепление наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей. А другое мнение - модернизаторское, направлено на изменение содержания национальной культуры, включение её в общемировой культурный процесс.

    Особое место в культуре «золотого века» занимала литература. Литература стала синтетическим явлением культуры и оказалась универсальной формой общественного сознания, выполняя миссию социальных наук.

    К середине 19 века русская культура становиться все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении вселенной, стал первым прославившимся за рубежом ученым. П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен ревизор Гоголя. Во второй половине XIX века европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь благодаря произведениям Тургенева, Льва Толстого и Ф.М. Достоевского.

    Кроме того, в XIX веке развивается живопись, архитектура и музыка.

    Живопись: Репин, Саврасов, Поленов, Врубель, Суриков, Левитан, Серов.

    Архитектура: Росси, Бове, Жилярди, Тон, Васнецов.

    Музыка: Мусоргский, Римский - Корсаков, Чайковский. 1. Нельзя не отметить период «серебряного века», который захватил и начало XX века. Это историческое время с 90-х гг. XIX века до 1922 года., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее видными представителями творческой интеллигенции России. На культуру «серебряного века» оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религия. Вместе с тем культура «серебряного века»- это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.

    Что нового дал этот период русской мировой культуре?

    Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающего от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающем думать и чувствовать свободно, индивидуально. Концепция философа В.Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции.

    Эта устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства, Добра, Красоты, Истины.

    Во-вторых, «серебряный век» русской философии- это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, интересам к тайнам психики, господство мистического начала в культуре.

    В-третьих, «серебряный век» отличает культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцедентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» - святого и звериного, Христа и Антихриста.

    В-четвертых, Возрождение - неслучайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «ядровое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказаний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культорологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н.Бердяев, В.Розанов, С.Булгаков, Л.Карсавин, А.Лосев и др.

    В-пятых, «серебрянный век»- эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. А.Блок, А.Белый, В.Маяковский, М.Цветаева, А.Ахматова, И.Стравинский, А.Скрябин, М.Шагал и ещё много имен.

    Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточением, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других становился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России. «Мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего»,- проницательно писал Г.Федотов в трактате «Трагедия интеллигенции».

    Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. По словам Д. С. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования по сути преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

    Глоссарий:

    Обмирщение - отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера. Вопросы для контроля:

    В чем и как выразились тенденции обмирщения в русской культуре XVII века?

    Какие положительные и отрицательные последствия принесли реформы Петра I русской культуре?

    Какие культурные события колоссальной важности, способствовали росту национального самосознания в XIX веке?

    Перечислите основных представителей искусства «золотого века».

    Что нового дал период «серебряного века» русской и мировой культуре?

    Еще по теме 2. Золотой и серебряный век русской культуры:

    1. Синельщикова Любовь Александровна. Духовно-нравственные ориентиры в русской культуре Серебряного века: социально-философские аспекты, 2015

    «Золотой век» упоминали еще античные поэты и философы: Гесиод классифицировал периоды развития человечества, Овидий иронически отзывался о страсти современников к деньгам. Впоследствии с благородным металлом связывали эпоху расцвета римской литературы и культуры, пришедшуюся на I век до н. э.

    В новой истории эту метафору первым нашел Петр Александрович Плетнев, говоря о золотом веке русской поэзии, представленной Жуковским, Баратынским, Батюшковым и Пушкиным. В дальнейшем это определение стали использовать по отношению ко всей русской литературе 19 столетия, исключая его последние 10 лет. На них и первую четверть XX в. пришелся «век серебряный».

    Чем отличается серебряный век от золотого, помимо хронологии и, соответственно, определяющего творчества разных авторов? Современная культурология стремится привести эти понятия в единую плоскость, но литературоведческая традиция все еще их дифференцирует: серебром маркируется поэзия, золотом – литература эпохи в целом. Поэтому в энциклопедиях и учебных пособиях ранее говорилось о золотом веке русской литературы и серебряном веке русской поэзии. Сегодня можно рассматривать оба периода и через призму культуры в целом, но стоит признать: проза в начале XX века пришла в упадок, поэтому плеяда звезд этого времени – почти исключительно поэтическая.

    Сравнение

    Для тех, кто освоил школьную программу по литературе, достаточно назвать некоторые фамилии писателей, представляющих одну или другую литературную эпоху:

    Это список, конечно, далеко не полный, ибо рассматриваемые определения относятся именно к временным периодам и давно потеряли оценочный характер, так что творчество любого автора пушкинской эпохи принадлежит золотому веку, рубежа XIX-XX вв. – серебряному. Но школьная программа заставляет надеяться, что незнакомых фамилий среди перечисленных не встретится.

    Награждение временного отрезка драгоценным металлом – прерогатива наследников. Пушкин и его современники-поэты не знали, что Плетнев назовет их пору «золотым веком», Толстой и Достоевский не представляли, что можно поставить в один ряд столь разное творчество и столь разных авторов. Это благодарные потомки отдали должное.

    С «серебряным веком» сложнее: так определил собственную эпоху Иванов-Разумник, причем терминология носила у него явный уничижительный характер – в сравнении с золотым веком он говорил о деградации поэзии и слабости новых авторов. Другие философы, Бердяев, к примеру, считали это время периодом культурного ренессанса, русского литературного возрождения. Сами поэты второе место на пьедестале воспринимали без позитива: стык столетий носил налет модерна, перераставшего классиков и искавшего совершенно новые источники вдохновения и формы выражения себя. Впоследствии эмигрант Николай Оцуп ввел в литературную критику определение «век серебряный», объединив 30 лет русского модернизма.

    Золотой век пришелся на время становления литературной традиции, создания и освоения литературного языка и культурного ландшафта. Державинские патетику и пафос, «высокие сферы стихосложения» классицизма сменили пушкинская простота слога и «жизнеписание». В поэзии расцветают сентиментализм и романтизм, к середине столетия бурно развивается реалистическая проза, общественно-философская проблематика занимает авансцену.

    Серебряный век отточил мастерство владения словом и создал затейливые узоры: до революции 1917 года течения, направления, стили в литературе лишь множились, как и количество признанных, издаваемых авторов. Акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард выводили к рампе новых персонажей.

    Культурные и литературные процессы вне процессов исторических не протекают. В чем разница между серебряным и золотым веком? В первую очередь стоит иметь в виду, что смена столетий – всегда время переломное. Начало XX века сопровождалось становлением и развитием революционного движения, поэтому ощущение близкого краха Российской империи пропорционально усиливалось. Технический прогресс набрал небывалую скорость, развитие науки и промышленности вызвало экономический подъем и кризис веры. В литературе (и искусстве в целом) произошла своего рода переоценка ценностей: поэт-гражданин уступил место поэту-человеку.

    Отличие серебряного века от золотого можно найти и в социальной плоскости. Последний, несмотря на народничество, отмену крепостного права, последствия пробуждения Герцена и рост общественного сознания, был веком дворянским. Соответственно, абсолютное большинство авторов той эпохи принадлежали к аристократической верхушке. Серебряный век вытачивался руками интеллигенции из разных социальных слоев, в том числе и «новых крестьян». Образование стало доступнее, культурное движение охватило все сословия и регионы, и провинциальность перестала быть препятствием на пути к славе.

    Золотой век завершился прогнозируемым упадком и творческим застоем. Пришло время публицистов: образование требовало качественной информативной периодики, художественная литература временно перестала владеть умами. Серебряный – оказался очень сложным и неоднозначным тридцатилетием, чрезвычайно насыщенным событиями. Его расцвет был сначала грубо надорван революцией 1917 года, а затем прерван первой волной эмиграции. В условиях хаоса становления нового государства искусство и литература претерпели кардинальные изменения.

    Таблица

    Серебряный век Золотой век
    Включает период истории русской литературы к. XIX – н. XX вв. (до 20-х гг.) Включает всю русскую литературу XIX в.
    Обобщенно можно охарактеризовать как эпоху модерна Определяется творчеством поэтов пушкинской поры, прозой Гоголя, Толстого, Достоевского
    Расцвет поэтического творчества Проза сменяет поэзию к середине периода
    Изначально определение «серебряный век» дано современниками в негативной оценке литературных процессов «Золотым веком» период назвали критики из следующего поколения
    Представлен акмеизмом, символизмом, имажинизмом, футуризмом и другими литературными течениями, объединенными модерном Представлен сентиментализмом, романтизмом и реализмом
    Объединял творческую интеллигенцию разных социальных слоев Включал творчество аристократии (дворянства)
    Прерван революцией 1917 г., Гражданской войной и массовой эмиграцией Завершился постепенным упадком, художественная литература уступила место публицистике

    В угожденье богу злата
    Край на край встаёт войной;
    И людская кровь рекой
    По клинку течёт булата!
    Люди гибнут за металл,
    Люди гибнут за металл!
    (Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст»)

    Люди всегда были очарованы золотом, которое использовалось прежде всего для создания ценных ювелирных изделий и предметов. Во многих музеях мира есть так называемые «Золотые комнаты», представляющие собой самые настоящие кладовые сокровищ. Например, в бытность свою в Эрмитаже видел я там и знаменитый гребень из кургана Солоха, и золотых баранов из сибирских находок… И много было там самого разного золота. Много… Есть «Золотая комната» и в шведском Историческом музее в Стокгольме. Ее коллекция содержит в общей сложности 52 килограмма золота и более 200 килограммов серебра. Но, понятно, что не вес металла привлекает к ней внимание. И ученым, и посетителям интересно, что из этого металла было сделано и, как и где эти изделия из него нашли.

    «Золотая комната» в Историческом музее в Стокгольме.

    Почему-то некоторые считают, что территория Швеции была отсталым регионом, что лишь в эпоху викингов, то есть торговцев и пиратов, туда хлынуло арабское серебро и появилось золото, однако это совсем не так. Очень богатой была эпоха непосредственно «до викингов».

    Более того, период между 400 и 550 гг. упоминается в Швеции, как «золотой век», а годы от 800 до 1050 (эпоху викингов) иногда называют «серебряным веком». Причем, драгоценный металл попадал в Скандинавию, безусловно, и в виде слитков, и также в форме изделий, а они часто таяли в местных плавильных мастерских и превращались в новые вещи и так без конца. Хотя что-то попадало в погребения и клады, и таким образом доходило и до нас.


    Вход в Музей викингов в Стокгольме.

    Самые старые золотые предметы включают спиральные орнаменты, которые, например, скандинавские женщины обматывались вокруг своих локтей еще примерно в 1500 году до нашей эры. И рядом с ними выставлены две золотые чаши из Блекинге и Халланда, сделанные несколько столетий спустя из тонкого листового золота. На них нет практически никаких следов использования. Обе они, вероятно, были сделаны в качестве жертвы богам.

    С самого начала золото и серебро имели коннотации власти, богатства и роскоши. Кольца, украшенные спиральными мотивами, а позже змеями и драконами, украшали руки их владельцев также очень давно. В течение нескольких столетий с начала первого века нашей эры они были главным индикатором женского статуса; сегодня их находят в могилах взрослых женщин. Кольца и перстни на пальцах носили и мужчины. Например, одно такое золотое кольцо из Старого Уппсалы явно принадлежало мужчине. Сделанное где-то в римских провинциях, оно, возможно, было наградой за доблесть в сражении. Другое кольцо, украшенное гранатами и альмандинами, эпохи Великого переселения народов, содержит греческую надпись: «Юнес, будь добр». Это кольцо было найдено в Сёдерманланде.

    Римская империя также оставила после себя оригинальные ювелирные изделия или золотые подвески, называемые «bracteates». Найденные в Скандинавии, они были явно смоделированы по римским оригиналам с изображением императора, но с мотивами местных фольклорных традиций. Есть в коллекции музея и кольца с головами змей, вдохновленные явно римской модой. Такие украшения носили и мужчины, и женщины.

    Уникальные шедевры, которые можно увидеть в «Золотой комнате» музея в Стокгольме, включают в себя и три золотых воротника, два из Готланда и один из Оланда. Сделанные в V веке, они были обнаружены по отдельности в XIX веке, но без сопровождения каких-либо других находок. Ошейники эти иногда считаются самыми старыми регалиями Швеции, но мы не знаем, кто их носил и какую функцию они выполняли. Одна из теорий предполагает, что их «носили» статуи богов, тогда как другая, что их носили женщины или мужчины, которые были политическими или религиозными лидерами. Мы можем точно утверждать, что эти воротники использовались, потому что на них есть следы износа, а часть украшения вообще оторвалась. Ошейники состоят из трубочек, согнутых в кольцо, и их можно открыть с помощью просто запирающего устройства. Их декор изобилует миниатюрными фигурками человека и животных, значение которых для нас утрачено. Можно увидеть стилизованные лица, женщин с косичками в набедренных повязках, обнаженных щитоносцев, змей и драконов, кабанов, птиц, ящериц, лошадей и сказочных зверей, все они такие маленькие, они едва видны невооруженным глазом.


    Золотой воротник V в. из Готланда.

    Некоторые изделия, включая и шлемы от Венделя и Уппланда, также отделаны чеканными пластинками из бронзы, изображающими сцены из скандинавской мифологии. Причем это явно местная работа, потому что бронзовые штампы для изготовления бронзовых листов, которые украшают эти шлемы, были найдены также и в Оланде. То есть на севере Уппланда уже в эпоху до викингов правили могущественные вожди, имевшие возможность заказывать себе такие шлемы.

    В IX или X веке в погребениях и кладах встречаются тяжелые серебряные ожерелья и великолепные позолоченные броши для женского костюма. Они представляют собой пик достижений в декоративном искусстве того времени. Элегантно орнаментированные браслеты и крученые кольца для рук обычно встречаются в женских кладах, так же, как и множество бус, стекло для которых привозилось из Европы.


    Инструменты для работы с тканью: экспонаты Музея корабля викингов в Осло.

    Однако и в эпоху викингов люди продолжали скрывать клады серебра и золота в земле. Одним из самых больших средневековых сокровищниц в Европе является клад из дюн Готланда. Он включал в себя прекрасные пряжки для ремня, стаканы с востока и местные подвески. Другие тайники также включали ювелирные изделия, жемчуг и чашки для питья, демонстрирующие влияние России или византийцев. Многие из готландских кладов были закопаны в землю в 1361 году, когда на остров вторглись датчане. Однажды исследователи, раскапывающие поле, обнаружили огромный тайник, который был представлен как самый большой клад викингов в мире. Клад содержал тысячи серебряных монет, десятки серебряных слитков, сотни браслетов, колец, ожерелий и более 20 кг изделий из бронзы. Суммарно клад был оценен в сумму более $ 500 000.

    Много кладов и в северных районах Скандинавии. Они состоят из мелких предметов из серебра, олова и медного сплава, а также животных костей и оленьих рогов. «Золотая комната» содержит крупнейший саамский клад сокровищ в Швеции, из Гратраска, на озере Тьяутер в Норрботтене.


    Макет порта Бирка из Исторического музея в Стокгольме.

    Но понятно, что некоторые из самых великолепных экспонатов «Золотой комнаты» - это военная добыча. Чаши для причастия, алтарь и крестоносные посохи епископов попали в Швецию из разных частей Германии во время Тридцатилетней войны.


    Считается, что знаменитый реликварий Святой Элизабет содержал череп этой святой. Это потрясающе изысканный образец европейского ювелирного дела. Реликварий попал в руки шведской армии в 1632 году, когда они захватили крепость Мариенберг в Вюрцбурге. Ну и понятно, что назад на родину он уже не попал.


    Рыбак за работой и разговором. Диорама из Музея викингов в Йорке.

    Так что изучение сокровищ одной только «Золотой комнаты» Исторического музея в Стокгольме однозначно показывает, во-первых, наличия развитых навыков работы с золотом и серебром непосредственно перед так называемой эпохой викингов, при доминировании изделий из золота. В эпохи викингов количество закопанных в землю драгоценных предметов и арабских серебряных дирхемов значительно возросло, но серебро как металл стало доминировать.


    Экспонат Королевской сокровищницы в Стокгольме. Это не викинги, конечно, но мастерство создателей этого доспеха впечатляет.

    В Швеции существует законодательство, по которому все находки в земле с XVII века, сделанные из золота, серебра или медных сплавов, если им более чем 100 лет, выкупаются у тех, кто их нашел, государством. Это дает необычайно большое количество золотых и серебряных предметов, которые в Швеции находятся в руках государства.

    В качестве вывода можно сказать, что мастера V – VII и VIII – XI вв. владели технологиями волочения и литья, чеканки, зерни, скани, насечки по металлу, умели использовать «метод потерянной формы», знакомы им были и техника обработки драгоценных камней, и изготовление разноцветных стеклянных бус. Очень лаконично, но с большим мастерством оформлялись и рукояти мечей самих викингов, но о мечах и их отделке рассказано будет как-нибудь в другой раз…