Теории происхождения человека. Происхождение человека: творение или эволюция Религиозная теория происхождения человека кратко

Теории происхождения человека. Происхождение человека: творение или эволюция Религиозная теория происхождения человека кратко

Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: «Откуда мы?», «Каково наше место в мире?» Человек является центральным объектом в мифологии и религиях многих народов. Является он основным и в современной науке. У разных народов в разные времена возникали разные ответы на эти вопросы.

Существуют три глобальных подхода, три основные точки зрения на возникновение человека: религиозный, философский и научный. Религиозный подход опирается на веру и предание, обычно он не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты. Философский подход опирается на некий первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою картину мира.

Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов. Для объяснения связи этих фактов выдвигается гипотеза, которая проходит проверку новыми наблюдениями и, по возможности, экспериментами, в результате чего либо отвергается (тогда выдвигается новая гипотеза), либо подтверждается и становится теорией. В дальнейшем новые факты могут опровергнуть теорию, в этом случае выдвигается следующая гипотеза, лучше отвечающая всей совокупности наблюдений.

И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой области культуры отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов огромно. Невозможно в кратком изложении рассмотреть хотя бы их треть. Ниже мы попробуем разобраться лишь с самыми главными из них, наиболее повлиявшими на мировоззрение людей.

Сила Духа: креационизм

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны . Напротив, южные арабы, древние мексиканцы и негры берега Лоанго считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою.

В мире существует огромное множество религий, но в целом креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственной верной точку зрения, изложенную в предании, в христианстве – в Библии. Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Согласно Библии, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений (хотя могут ли быть неудачи у Творца?). Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является воля Бога. Человек также мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца. Западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика 1950 года папы Пия XII "Humani generis" допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него бессмертную душу. После это положение подтверждалось другими папами, например, Иоанном Павлом II в 1996 году, который в послании Папской академии наук писал, что "новые открытия убеждают нас в том, что эволюцию следует признать более чем гипотезой". Забавно, что для миллионов верующих мнение папы римского в этом вопросе значит несравнимо больше, чем мнение тысяч учёных, посвятивших науке всю жизнь и опирающихся на изыскания других тысяч учёных. В православии единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет. На практике это приводит к тому, что разные православные священники интерпретируют моменты возникновения человека совершенно различно, от сугубо ортодоксального варианта до похожего на католический эволюционно-креационистского.

Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же – существование полностью современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и антропологи, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, креационисты в своих построениях опираются на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения, игнорируя большую часть остальных материалов. Кроме того, нередко креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что ещё недостаточно полно освещены – так называемые "белые пятна науки" – или незнакомы самим креационистам; обычно такие рассуждения производят впечатление на людей, недостаточно знакомых с биологией и антропологией. Большей частью креационисты занимаются именно критикой, однако на критике своей концепции не построишь, а своих собственных независимых материалов и доводов у них нет . Впрочем, надо признать, что учёным от креационистов есть некоторая польза: последние служат хорошим индикатором понятности, доступности и популярности результатов научных исследований широкой публике, дополнительным стимулом к новым работам.

Стоит заметить, что число креационистских течений, как и философских, и научных, весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число учёных-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.

Открытий в этой области, связанных с новыми техническими возможностями». Постоянно появляются новые детали исторической мозаики происхождения человека . Последние из них – это открытие нового вида огромных рогатых динозавров в Мексике и обнаружение фрагмента... а следы неандертальца нашли только в 100 км от Денисовой пещеры. Однако значительная часть тайны происхождения человека еще требует изучения, признают исследователи. «Необходимо продвигаться вперед с большой осторожностью, – замечает Алисия...

https://www.сайт/journal/128619

И их собственное Божественное происхождение . Так получилось, что важнейшее знание о своём происхождении не имеет своего чёткого и ясного понимания. Разногласия о происхождении человека так и не находят точек соприкосновения. Сторонники теории Дарвина даже хотели бы, ... человеку в духовном развитии всегда идёт постоянно, но от непонимания этих уроков людьми и происходят многочисленные ошибки. Этому непониманию способствуют разные религиозные заблуждения и сознательная ложь о происхождении человека . ...

https://www.сайт/religion/111478

... теория построена на гипотезе о том, всех людей на Земле можно разделить на группы по признаку типа доминирующего поведения, которое в соответствии с законами генетики жестко задано единством телесных, психических и личностных качеств человека , и закреплено на молекулярно-клеточном уровне в генетическом аппарате каждого человека ... течение эволюции миллионов поколений живых существ - предков современного человека , вышеперечисленные основные архетипы поведения закреплялись в фенотипе человечества как...

https://www.сайт/psychology/12092

Церкви единой официальной позиции по отношению к теории эволюции не имеют, хотя Патриарх Московский Алексий II, выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, высказался против навязывания теории «происхождения человека от обезьяны» в школе. А к... введение в школьную программу «теории разумного замысла» наравне с теорией эволюции. Однако в декабре 2005 года федеральный суд признал, что «теория разумного начала» является ненаучной религиозной концепцией. А теория Дарвина может преподаваться не...

https://www.сайт/journal/123195

Обществе, эволюционировало, усложнялось и получило завершение в идеологии мировых религий. Христианское понимание содержит в развитой форме все характерные для религии идеи о природе человека . Религиозные представления о человеке , отражая подавленность людей внешними природными и социальными силами, фантастически искажают реальное соотношение материальных и духовных факторов. Как уже говорилось, религия считает...

https://www..html

Одновременно назвать неорганическим ("прах земной", Быт. 2,7), органическим ("плодитесь", Быт. 1,28), одушевленным ("душа живая", Быт. 2,7) и духовным ("образ – подобие – дыхание жизни", Быт. 1,26; 2,7). Корни происхождения человека ни в коем случае не уходят в царство животных. Если, как мы уже видели, даже органическая форма бытия была сразу сотворена во множестве независимых друг от друга...

https://www.сайт/journal/143105

Какому роду семени принадлежим. Мы упали на землю между звезд галактики, мы ангелы света, забыв о своем царском происхождении . Человек ты не только часть обыденного мира, твой дом – дом божественного. Мы потерялись в забытьи, мы забыли, что... , какого дерева мы являемся, тем скорее произойдет созревание. Время пробуждения пришло, циклы непреложны, прими свое божественное происхождение человек , заяви об этом себе. "Я - ДУХ. Когда я инкарнировался в этом теле, я преднамеренно забыл, чтобы...

24-04-2017, 18:40

С самых ранних этапов развития человечество пыталось понять, откуда же оно, собственно, взялось и чем является. Своеобразная «человеческая проблема» рассматривалась условно двумя совершенно противоположными «лагерями» - наукой и религией.

Теологические теории

Религиозная точка зрения сформировалась, соответственно, раньше, поскольку прежде, чем дойти до научных исследований и точных расчётов, не имея достаточно знаний для этого и умений, люди развивали веру, основывая её на интерпретации виденного и разного рода снах, предположениях и том, что классифицировалось, как знамение, будучи в достаточной степени необычным (например, природные катаклизмы, лунные и солнечные затмения, большое собрание или странное поведение животных или птиц в одном месте без видимых причин и так далее).

Именуется такая точка зрения в общем плане креационизмом, продолжая существовать и сейчас. По конкретным способам создания также нет единства. Адепты одной религии утверждают, что люди вдруг сами по себе появились, проповедники другой – что их сотворили боги (или Бог) из глины, тростника, дыхания, части собственного тела и просто силой мысли. Различаются также мировоззрения в креационизме. Есть ортодоксальный и эволюционный подходы к обяснению этого вопроса.

Приверженцы ортодоксального варианта считают, что никаких доказательств к тому, что человек создан Богом, не нужно. Они верят, игнорируя всякие научные данные и положения. Длительную биологическую эволюцию они, соответственно, не воспринимают или же также соотносят её с религией, воспринимая, как ранние, и, возможно, не совсем удачные опыты Творца или сделанные им с соответствующей целью. Некоторыми признаётся факт возможности существования в прошлом людей, не похожих на современных, однако они не считают их предками современного человека.

Приверженцы эволюционного креационизма признают, что биологическая эволюция могла иметь место. По их словам, один вид животного может развиться в другой, однако направлял на всё это Бог. Человечество могло возникнуть от более примитивных существ с более низкой организацией, однако дух у него не менялся с самого начала, и всё также контролировал Творец, меняя что-либо по своему желанию. В частности, такое мировоззрение у западного католицизма.

Согласно официальной позиции, допускается, что Бог мог сотворить не сразу человека, а человекообразную обезьяну, однако с бессмертной душой. В 1996 году папа Иоанн Павел II утвердил, что ряд совершённых новых открытий убеждает в том, что «эволюция может быть не просто гипотезой». Православные христиане, в свою очередь, к единому мнению по поводу происхождения человека не склоняются, поддерживая и ортодоксальное, и эволюционно-креационистское.

Современные адепты креационизма используют научные открытия во многом для того, чтобы привести доказательства отсутствия преемственности людей прошлого и современных или же доказать то, что современные люди были и в древние времена. Они интерпретируют иначе многие материалы или же указывают, что раз есть в определённых областях «белые пятна», не всё объясняющие, то явно можно отметить, что и эволюция не строится исключительно на доказательствах.

Научные теории

Основной из них принято считать теорию Чарльза Дарвина, которую ещё называют теорией эволюции, теорией антропогенеза и синтетической теорией. Он дал обоснование происхождению человека разумного с точки зрения биологии. Согласно этой теории, главными факторами в происхождении выступал естественный отбор, состоящий из борьбы за существование, изменчивости и наследственности. Эволюционная концепция предполагает, что по мере развития человечество растворялось в мире животных, а все качества и характеристики человека – это во много крат усиленные и улучшенные, развитые животные. Позже, когда были открыты разные генетические законы, теорию развили до максимально подробной.

Полные данные гласят, что наследственные данные сохраняются в клетках живых организмов, представляя собой сложные молекулы ДНК или РНК, отдельные части которых, которые кодируют определенные белки или отвечают за их синтез, именуются генами. Гены меняются под влиянием мутаций. Значимыми для эволюции мутациями являются те, что могут передаваться потомству, происходя в половых клетках. Чаще всего подобные процессы вредные или нейтральные, но когда условия окружающей среды меняются, то они помогают индивидам, обеспечивая таковым своего рода преимущество. Когда количество таких преимуществ увеличивается, то организмы становятся максимально приспособленными, имея, собственно, и больше шансов выжить, а также оставить потомство, которому можно передать свои гены.

Окружающая среда может меняться и дальше, и тогда остаются такие признаки, которые максимально полезны для разных поколений, передаваясь далее по цепочке и постепенно накапливаясь. Иногда нейтральные или вредные мутации, с изменением среды, могут стать даже полезными. Гены могут перетасовываться, учитывая разных родителей потомства, и иногда новые мутации вообще не появляются, а иногда их появляется даже больше.

Менее доказательна, как теория, однако не менее интересна теория происхождения человека в результате намеренной или ненамеренной деятельности инопланетян. При этом, есть разные её версии. Одна (концепция панспермии) предполагает, что на Землю из космоса попали некие бактерии, приспособившиеся к новой среде и далее эволюционировавшие. Её считают одной из наиболее жизнеспособных среди «инопланетных» теорий, только лишь не имея достаточной доказательной базы, которая может появиться, когда будет возможность лучше исследовать другие планеты и метеориты.

Есть и второе ответвление – уфологическое. Согласно ему, инопланетяне или с самого начала занимались контролем всего происходящего на Земле, создав и первые формы жизни, или вмешались в это потом. Главным «аргументом против» такой теории является то, что не понятно, зачем это всё инопланетянам могло быть нужно.

Лика Харьковская - Корреспондент РИА VistaNews

Креационизм (от англ. creation - создание) - философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей - от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

Наиболее известна библейская версия, согласно которой человек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина - Ева. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Теории креационизма придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиане, мусульмане, иудеи).

Креационисты в большинстве своем отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что невозможно искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. Даже Дарвин признавал: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».

1) Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле

Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и совершенном виде.

2) Движущие силы

Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.

3) Движущие силы и их проявление в настоящее время

Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.

4) Отношение к существующему миропорядку

Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.

5) Факторы времени

Креационная модель, мир был создан в непостижимо короткое время. В силу этого креационисты оперируют несравнимо меньшими цифрами в определении возраста Земли и жизни на ней.

В последние годы делаются попытки научного доказательства того, что описано в Библии. Примером здесь могут послужить две книги, написанные известным физиком Дж. Шредером, в которых он утверждает, что библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу. Одной из важных задач Шредера было согласование библейского рассказа о сотворении мира за шесть дней - с научными фактами о существовании Вселенной в течение 15 миллиардов лет.

Поэтому, признавая все же ограниченные возможности науки вообще в выяснении проблем человеческой жизни, надо с должным пониманием относиться к тому, что целый ряд выдающихся ученых (среди них - лауреаты Нобелевской премии) признают существование Творца, как всего окружающего мира, так и разнообразных форм жизни на нашей планете.

Креационизм - концепция постоянства видов, рас­сматривающая многообразие органического мира как ре­зультат сотворения богом.
Формирование креационизма в биологии связано с переходом в конце XVIII - начале XIX века к систематическому изучению морфологии, фи­зиологии, индивидуального развития и размножения орга­низмов, положившему конец представлениям о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организ­мов в результате случайного сочетания отдельных органов. Сторонники идеи постоянства видов (К.Линней, Ж.Кювье, Ч.Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутренних и внешних факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости современ­ных видов и данными палеонтологии, Кювье создал теорию катастроф. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали де­сятки периодов полного обновления органического мира Земли в результате деятельности творца.
Благодаря широкому и быстрому признанию дарви­низма, уже с середины 60-х годов ХIX века креационизм утратил свое значение в биологии и сохранился главным образом в философских и религиозных доктринах. В последарвиновский период креационизм претерпел опреде­ленные изменения. Были предприняты попытки объеди­нить идею эволюции с религиозными идеями о создании мира. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, но сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат бо­жественного творения. Сторонники научного креациониз­ма утверждают, что теория эволюции - лишь одно из возможных объяснений существования органического мира, не имеющее фактического обоснования и поэтому сходное с религиозными концепциями.

Теория креационизма предполагает, что все живые организмы (либо только простейшие их формы) были в определенный период времени сотворены («сконструированы») неким сверхъестественным существом (божеством, абсолютной идеей, сверхразумом, сверхцивилизацией и т.п.). Очевидно, что именно этой точки зрения с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности христианской религии.Теория креационизма и в настоящее время достаточно широко распространена, причем не только в религиозных, но и в научных кругах. Обычно ее используют для объяснения наиболее сложных, не имеющих на сегодняшний день решения вопросов биохимической и биологической эволюции, связанных с возникновением белков и нуклеиновых кислот, формированием механизма взаимодействия между ними, возникновением и формированием отдельных сложных органелл или органов (таких, как рибосома, глаз или мозг). Актами периодическою «сотворения» объясняется и отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п. Необходимо подчеркнуть, что философский спор о первичности сознания (сверхразума, абсолютной идеи, божества) либо материи принципиально не разрешим, однако, поскольку попытка объяснить любые трудности современной биохимии и эволюционной теории принципиально непостижимыми сверхъестественными актами творения выводит эти вопросы за рамки научных исследований, теорию креационизма нельзя отнести к разряду научных теорий происхождения жизни на Земле.

Одна из первых проблем, встающая перед философами и учеными при объяснении человека, – это загадка его происхождения. Как, когда и откуда произошел человек? Ответы на эти вопросы во многом приближают нас к разгадке сущности человека, поскольку определение тех свойств, которые позволили людям оторваться от остальной природы, обуславливает их наиболее существенные специфические характеристики. Ответив на вопрос, благодаря каким своим качествам человек выделился из природы, мы сможем зафиксировать не только то, чем он отличается от животных, но одновременно и то, что составляет содержательное ядро его собственно человеческого своеобразия.

Проблема антропогенеза (от греческих слов антропос – человек и генезис – происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Наиболее древние версии возникновения человека связаны с различными мифологическими сюжетами его чудесного рождения из земли, воды, дерева или космоса. Чаще всего человек здесь является случайным продуктом соединения природного и божественного начал. К примеру, в славянской мифологии люди появились из дерева после того, как на него упала капля божественного пота; в древнегреческой – они проросли из пепла поверженных титанов и т. п.

Мифологическое мировоззрение сменилось религиозным, которое предложило креационистскую концепцию происхождения мира и человека. Креационизм (от лат. сreatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Согласно библейскому сюжету человек отличается от природных тварей тем, что он единственный обладает бессмертной душой и свободной волей, он выступает носителем божественных знаний и заповедей, где одной из первейших является необходимость трудиться. Фактически в Библии можно найти основные типологические характеристики человека, акцентированные сегодня в различных современных сценариях антропогенеза (труд, способность к стыду, язык и мышление и т.п.).

Наиболее радикальное отличие креационизма от других моделей антропогенеза связано с пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования. Между ними нет и не может быть родственных связей, человек слишком уникален и поэтому для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. Исторически эта идея сыграла весьма значимую роль в развитии европейской культуры, поскольку способствовала обоснованию ценностей свободы, творчества и развития личности.

Вместе с тем креационизм нельзя рассматривать только как историко-культурный феномен, значение которого связано с отдаленным прошлым, но не с настоящим. Креационизм имеет своих сторонников и в современной философии и науке. Его последователи дают религиозную интерпретацию феномена Большого Взрыва, указывают на то, что шесть дней Творения, описанные в Библии, в целом соответствуют научным представлениям об эволюции Земли и жизни. При этом скачкообразный характер смены основных геологических эр, с их точки зрения, подтверждает в большей степени библейскую историю об отдельных днях творения, чем научную версию последовательной эволюции жизни. Говоря об антропогенезе, современные креационисты отмечают, что собственно человек возникает лишь раз, на последней ступени лестницы живых существ. Известные палеонтологические находки его гоминидных предков могут с известной долей допущения характеризовать биологическую эволюцию человеческого тела, однако своеобразие человека связано не столько с телом, сколько с душой. Человек как носитель разума, воли и нравственности не может быть обусловлен природными факторами. Эти его свойства возникают вопреки природе и могут быть объяснены лишь предположением об их внеприродном источнике, Боге.


В качестве современных модификаций креационизма могут быть рассмотрены и популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза (от англ., UFO – НЛО), связанные с попыткой объяснить возникновение человека участием внеземного разума. Различные памятники архаической культуры и мифологические сюжеты получают неожиданную космическую интерпретацию. Реальные успехи в освоении космоса, наряду с упорным стремлением увидеть в числе своих предков что-то более достойное, чем банальную обезьяну, сделали уфологическую тему весьма популярной в массовом сознании и СМИ. Отношение ученых к возможному внеземному происхождению человека пока более осторожное. Дело даже не в отсутствии строгих научных фактов, а в определенной теоретической незавершенности этих гипотез. Объясняя человеческий интеллект внеземным разумом, проблема возникновения разума как такового не столько разрешается, сколько отодвигается, заставляя искать ее в новых, не известных пока факторах. Так же, как и в ситуации с классическим креационизмом, акцент делается не на естественной эволюции человека из природы, а на чудесном вмешательстве каких-то высших сил в этот процесс.

Сильной стороной креационизма является очевидный моральный пафос этого учения, связанный с рассмотрением человека и человечества как наиболее значимых величин в структуре Универсума. Акцент на человеке как «образе и подобии» не приемлет проекций природной агрессии и «борьбы за существование» в социальные и межличностные отношения. Человек здесь определяется в характеристиках милосердия, любви и ответственности по отношению к природе и собственному бытию. Вместе с тем, несмотря на достаточное количество сторонников, креационизм во многом проигрывает свои позиции эволюционизму в современной философии и науке. В научном плане эволюционизм более интересен и последователен, поскольку апелляция к Богу – это всегда отсылка к неизвестной величине, традиционно используемая при объяснении непонятных явлений, но реально ничего не объясняющая.