История создания повести

История создания повести "ася". «Тургеневская девушка» - особенный женский образ в повести «Ася В чём хочет оправдать себя

1 слайд

2 слайд

ЦЕЛИ РАБОТЫ Выяснить, каких героинь литературоведы называют «тургеневскими девушками». Какими чертами характера обладает героиня повести И.С.Тургенева «Ася».

3 слайд

ЗАДАЧИ Изучить основные этапы жизни и творчества И.С.Тургенева. Понять, что скрывается под термином «тургеневская девушка». Разобраться, какими чертами характера обладает героиня повести И.С.Тургенева «Ася» и почему она относится к образам «тургеневских девушек». Как оценивали этот образ критики.

4 слайд

Основные этапы жизни И.С.Тургенева. Всю прозу Тургенева пронизывают пушкинские мотивы т.к. Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе. Не менее важной для Тургенева была немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В.Гёте; не случайно действие "Аси" происходит в Германии. Основные черты любовной повести - это небольшой круг персонажей. Любовные повести, их также часто называют "элегическими" не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего.

5 слайд

"Асю" Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме.

6 слайд

Что скрывается под этим термином? "Тургеневская девушка". Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера. Если образ Гагина автор делает полностью понятным для читателя, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н.Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у неё с робкой стеснительностью, вызванной её незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает её нелюдимость и задумчивая мечтательность(вспомним как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н.Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе.

7 слайд

Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.("Что за хамелеон эта девушка!" - невольно восклицает Н.Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет ("Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала".То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий.

8 слайд

Что скрывается под этим термином? Послушав чтение поэмы Гёте "Герман и Доротея", она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям.

9 слайд

Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая "дикость" тое характеризует её как "естественного человека",далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу "пробегают тени",как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н.Н., и героиня выказывает свою «русскость».

10 слайд

Разобраться, какими чертами характера обладает героиня повесть И.С.Тургенева «Ася» и почему она относится к образам «тургеневских девушек». Ася много читает без разбору(Н.Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси "ни одно чувство не бывает вполовину"). Её чувство гораздо глубже, нежели у героя. При всей её возвышенности эгоистична по своей направленности, то стремление Аси к "трудному подвигу", честолюбивое желание "оставить за собой след" предполагает жизнь с другими и для других.

11 слайд

В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга. Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. Особенно ярко "дикость" Аси проявляется, когда она лазает одна по заросшим кустами развалинам рыцарского замка. Когда она, хохоча, прыгает по ним, "как коза". она вполне открывает свою близость природному миру. Даже её облик говорит в этот момент о дикой необузданности природного существа: "словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены. Странная усмешка слегка подергивала её брови, ноздри и губы; щурились темные глаза.

12 слайд

Незаконнорожденность Аси выглядит как неполноценность и ведет к невозможности снести отказ г-на Н.Н., а с другой - придаёт ей неподдельную оригинальность и загадочность. Ася ведёт себя не так, как девушки-дворянки. Ася мечтает быть похожей на пушкинскую Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин». С Татьяной ее роднит искренность, безыскусственность чувства. Подобно Татьяне, она первая напишет любимому, назначит свидание, выскажет чувства.

13 слайд

Оценка образа критиками. В статье «Русский человек на rendez vous», посвященной повести И.С. Тургенева «Ася», современник писателя, критик Чернышевский, показал, как реагировала значительная часть публики на первую публикацию повести, оценивая характер и поступки главной героини. Критик осуждает тех читателей, которые приняли сторону Н.Н., не желая замечать ни самопожертвования Аси, ни благородства в ее поступках. Почему Чернышевский говорит не о вине, а о беде главного героя повести? Характер героя социально мотивирован. Он сын своей эпохи. И в этом не его вина.

15 слайд

Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволят нам подойти к понятию литературного типа (обобщенного образа) «тургеневской девушки». Что же для него характерно? Душа, которую невозможно не полюбить. Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. Устремленность в будущее. Сильный характер, готовность к самопожертвованию. Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

16 слайд

Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С.Тургенева «Рудин» - Наталье. «Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней», – писал о тургеневских героинях Г.А.Вялый, русский критик и литературовед.

17 слайд

И в то же время над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью».













1 из 12

Презентация на тему: Тургенев повесть Ася

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Всю прозу Тургенева пронизывают пушкинские мотивы т.к. Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе. Не менее важной для Тургенева была немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В.Гёте; не случайно действие "Аси" происходит в Германии. Основные черты любовной повести - это небольшой круг персонажей. Любовные повести, их также часто называют "элегическими" не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего. Всю прозу Тургенева пронизывают пушкинские мотивы т.к. Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе. Не менее важной для Тургенева была немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В.Гёте; не случайно действие "Аси" происходит в Германии. Основные черты любовной повести - это небольшой круг персонажей. Любовные повести, их также часто называют "элегическими" не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего.

№ слайда 3

Описание слайда:

"Асю" Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне,где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме. "Асю" Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне,где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме.

№ слайда 4

Описание слайда:

"Тургеневская девушка". Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера. "Тургеневская девушка". Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера. Если образ Гагина автор делает полностью понятным для читателя, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н.Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у неё с робкой стеснительностью, вызванной её незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает её нелюдимость и задумчивая мечтательность(вспомним как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н.Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе.

№ слайда 5

Описание слайда:

Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.("Что за хамелеон эта девушка!" - невольно восклицает Н.Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет ("Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала".То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий. Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.("Что за хамелеон эта девушка!" - невольно восклицает Н.Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет ("Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала".То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий.

№ слайда 6

Описание слайда:

Послушав чтение поэмы Гёте "Герман и Доротея", она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям. Послушав чтение поэмы Гёте "Герман и Доротея", она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям.

№ слайда 7

Описание слайда:

Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая "дикость" тоже характеризует её как "естественного человека",далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу "пробегают тени",как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н.Н., и героиня выказывает свою «русскость». Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая "дикость" тоже характеризует её как "естественного человека",далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу "пробегают тени",как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н.Н., и героиня выказывает свою «русскость».

№ слайда 8

Описание слайда:

Ася много читает без разбору(Н.Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси "ни одно чувство не бывает вполовину"). Её чувство гораздо глубже, нежели у героя. Ася много читает без разбору(Н.Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси "ни одно чувство не бывает вполовину"). Её чувство гораздо глубже, нежели у героя. При всей её возвышенности эгоистична по своей направленности, то стремление Аси к "трудному подвигу", честолюбивое желание "оставить за собой след" предполагает жизнь с другими и для других.

№ слайда 9

Описание слайда:

В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга. В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга. Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. Особенно ярко "дикость" Аси проявляется, когда она лазает одна по заросшим кустами развалинам рыцарского замка. Когда она, хохоча, прыгает по ним, "как коза". она вполне открывает свою близость природному миру. Даже её облик говорит в этот момент о дикой необузданности природного существа: "словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены. Странная усмешка слегка подергивала её брови, ноздри и губы; щурились темные глаза.

Описание слайда:

Душа, которую невозможно не полюбить. Душа, которую невозможно не полюбить. Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. Устремленность в будущее. Сильный характер, готовность к самопожертвованию. Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

№ слайда 12

Описание слайда:

И в то же время над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью». И в то же время над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью».

И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.


Назовите героев повести И.С. Тургенева «Ася».

Какие чувства вызывают у вас их поступки?


«Дела давно минувших дней...» - цитата из поэмы Пушкина «Руслан Н Людмила» - начало первой песни.

«...В дрезденском «Грюне Гевелбе» - Grline Gewolbe - буквальный перевод: «зеленый свод». Коллекция ювелирных изделий из золота и драги ценных камней в дрезденском королевском замке.

«Петух на высокой готической колокольне...» - старинная церковь Св. Петра в Зинциге с центральной восьмиугольной башней XVIII века.


Господин Н.Н. и Гагин.

Что объединяет Гагина и господина Н. Н?




Русские и немецкие литературные традиции в повести

Германия является важным культурным контекстом повести. В атмосфере старинного городка «слово «Гретхен» - не то восклицание, не то вопрос - так и просилось на уста». Гретхен - героиня трагедии И.В. Гёте «Фауст», юная, неискушенная девушка строгих правил. Она полюбила впервые в жизни и не может противиться чувству, готова к самопожертвованию ради любви.


Цели и задачи урока:

  1. формирование чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку;
  2. познакомить учащихся с литературным произведением 19 века, изучая с точки зрения понятия историзма в литературе;
  3. учить восьмиклассников текстуальному анализу повести и анализу эпизода произведения, видеть и понимать значение детали в литературном произведении;
  4. учить ребят понимать «психологизм» повести, разбираться в средствах выразительности языка.

Оборудование :

  1. портрет И.С.Тургенева;
  2. на доске записи:
    - тема урока;
    - эпиграф «А счастье было так возможно» (А.С.Пушкин);
    - «У счастья нет завтрашнего дня…У него есть настоящее – и то не день – а мгновение» (И.С.Тургенев);
  3. «театральная декорация»: одна половина доски оформляется как окно с подоконником; на подоконнике – горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свернутые записками.

Ход урока.

Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново?
Томленье духа или благодать?

Урок, посвящённый повести И.С.Тургенева «Ася», я начала с этих стихотворных строк неслучайно. Как вы думаете, почему? Да, главное в повести – любовь. Всё о ней, о любви, о серьёзном и строгом, о сокровенном и важном…

Любовь… это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорблённого чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит. Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра…

Вопросы, вопросы… прямых ответов мы не найдём у Тургенева, но все тургеневские герои проходят «испытание любовью», своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылён. Один из исследователей творчества И.С. Тургенева, П. Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка». Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайну душевных переживаний; проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хоть и утратили свою остроту, обрекли героя на судьбу бобыля.

Итак, обратимся к тексту повести.

Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

- Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

Н.Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это ещё больше обострило его любопытство и восприимчивость. Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

- Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его. (Чтение текста повести сопровождается вальсом Штрауса «Над голубым Дунаем»).

- Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.?

Пейзажная миниатюра становится средством выражения романтических возвышений героя. Встреча с Гагиными обострила его внимание к прекрасному. Поэтому он весь отдаётся созерцанию и возвышенному настроению.

- Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

- Где встретили Н.Н. с Гагиным Асю на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, досада.)

По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

- Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

- Как заканчивается второй день знакомства?

Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

- Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

Какие то неясные тёмные силы врывались в сознание героя, оставаясь смутными, тревожными и даже раздражающими. Непонятная герою «мертвенная» тяжесть как первые всплески неосознанного чувства разрешилась в сознании героя в горькое жгучее волнение, в тоску по родине.

Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства. Какое настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

- Какие чувства овладевают героем после этого?(конец 6 – начало 7 гл.)

Сам герой не находит определения своим чувствам. Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от неё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой день же отправляется к ним.

- Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси).

- Как меняется душевное состояние героя?

Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа.»

После разговора об Асе последовала новая фаза любовных отношение тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение. Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

Успокоенный, Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его не одной толь полудикой прелестью, но её душа ему нравилась.

Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.) Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова?

Любовь окрыляет человека, поднимает его гад обыденностью. Литературовед М.Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».

Что почувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья?

Н.Н. почувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство на сердце, с другой, - упоение радостью сближения; в нём загорелась жажда счастья.

- Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?

Через пейзажную зарисовку. (Художественное чтение отрывка из 10 гл. на фоне звуков вальса Штрауса) Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души.

Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в « тёмной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.

Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у неё выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?»

- А сам-то герой, что чувствует, что происходит в его душе?

Собственное чувство его развивалось « в полусне сознания», по его собственным воспоминаниям. Сладость на сердце, радость доверия и жажда счастья ещё оставляют героя в полусознательном созерцании. Герой предпочитает безумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Психология созерцателя, постигающего красоту, переживающего романтическую любовь, предполагает замедленный темп и внутреннюю остановку, углубление в себя, рефлексию.(размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического состояния).

А Ася? Близкая к «земле», страстно и цельно чувствующая, она не могла удовлетвориться беспредметными мечтаниями. И вот, без мысли о последствиях, без расчёта и осторожности, она назначает любимому свидание. «Другая бы умела всё скрыть и выждать, но не она,» - по верному пониманию брата (14 гл.)

- В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания)

И вот она, самая волнующая сцена повести – сцена свидания. (Выборочное чтение сцены учителем).

Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

- Чем не понравился?

- В чём он обвиняет Асю?

В чём хочет оправдать себя?

Поведение героя в сцене свидания представлялось многим критикам – современникам Тургенева возмутительным. Однако, не оправдывая героя и не осуждая его, попробуем понять. Сцена свидания – образец тургеневского психологизма. Автор сосредоточивает внимание на развитии, изменении психологического состояния героя.

- Зачем Н.Н. пришёл на свидание?

Рассудив благоразумно, Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её.» Однако что-то трогательное, беспомощное в робкой неподвижности Аси так трогает героя, что он отдаётся порыву естественного чувства и этим самым вступает в противоречие с принятым решением и с тем словом, которое он дал Гагину. Подспудно он понимает, что решение расстаться с Асей не соответствует правде его чувств (помните, «я ещё сам не знал, чем свидание могло разрешиться»?). герою искренне казалось, что его чувство находится в стадии созревания, а ситуация требовала немедленного решения. Отсюда его досада на откровенность и поспешность Аси и Гагина. Он осуждает в душе то, что говорит Асе при свидании, так как слова не соответствуют его чувствам. Одновременно герой вместе с автором пытается понять состояние другого человека, однако улавливает лишь внешние проявления чужого «я».

- Как ведёт себя Ася во время отповеди Н.Н.?

Н.Н. хотел терзать девушку выяснением своего отношения к ней. Ему, созерцателю, требовалось время, остановка и раздумья о своих переживаниях. И он был удивлён реакцией Аси на отповедь.

Итак, герой сам пришёл к своему несчастью: там, где требовался порыв самозабвенной любви, он отдаётся рефлексии (17 гл.).

- А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

Позже, после свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя.(19 гл.).

Почему Н.Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же? Как автор относится к такому поведению героя?

Тургенев осуждает своего героя. Да и сам Н.Н. с сарказмом говорит о своём решении быть счастливым – завтра (20 гл.).

Но это слова человека на двадцать лет старше того, юного Н.Н., о котором мы говорим сейчас. А тогда, в каком состоянии возвращается Н.Н. домой? (конец 20 гл.)

- Что же произошло на следующий день? Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя ? (конец 21 гл.).

- Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?

Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он тогда не чувствовал в себе того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви пришло к нему позднее.

Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н.Н. – романтик с созерцательным отношением к миру; это в некоторых ситуациях не позволяет герою вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе; это же не позволяет ему и совершить верное действие. Ася живёт непосредственным движение сердца: в ней ни одно чувство не бывает наполовину.

Итак, мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души.

Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство у Асе лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви. (Обращаемся к театральной декорации урока: засушенная веточка герани, записочки…)

Первой любви не сотрётся печать.
Будем друг друга всю жизнь вспоминать;
Общие сны будут сниться обоим;
Разум обманем и сердце закроем -
Но о прошедшем тоска не умрёт,
А уж любовь не придёт, не придёт –
Нет, уж любовь не придёт!
В.С.Курочкин

«А счастье было так возможно»

Цель : обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей

Оборудование : мультимедийная презентация «Обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей», выставка дневниковых записей писателей, рабочие материалы для ученика.

    Вступительное слово учителя:

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»

    Объясните, как эти слова помогают понять драму рассказчика повести И.С.Тургенева

(Н.Н. одинок, он с горечью осознает, что «вся жизнь прошла мимо. Он любил Асю, но не сразу понял это, а когда понял, было уже поздно.

«Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании…оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее…но уже тогда было поздно»)

    Найдите описание состояния героя, чувствовавшего раскаяние.

(Я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь – да! Самую нежную любовь. Я ломал руки, я звал Асю посреди надвигавшейся тьмы, сперва вполголоса, потом все громче и громче; я повторял сто раз, что я ее люблю, я клялся никогда с ней не расставаться, я был для нее все на свете, чтобы опять держать ее холодную руку, опять слышать ее тихий голос. Опять видеть ее перед собой»)

    Почему называет себя безутешным?

(Разве я хотел такой развязки? Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее?)

Осуждает себя за тот поступок, когда в темной комнате она, признаваясь ему в любви, была отвергнута им. У него достало силы, духа отторгнуть ее от себя, даже упрекать в том, что она не дала развиться чувству, которое начинало созревать».

«Я не сказал ей, что я люблю ее». Остановилось признание и при последней встречи с Ганиным, и последняя нить, за которую герой еще мог ухватиться, выскользнула из его рук.

    Что говорит рассказчик о своей дальнейшей жизни?

(Чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, то нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».)

    Можно ли сказать, что рассказчик переживает личную драму?

(Да он находится в потрясении, причиняющем ему нравственные страдания.)

Очень часто личные переживания, душевные терзания и боль, сомнения требуют эмоционального самовыражения. И тогда появляется лист бумаги и ручка, перо, карандаш на котором человек хочет выразить только что случившееся и перечувственное.

2.Мультимедийная презентация с комментариями учителя

Представим, что мы с вами находимся в старом дворянском доме. Все здесь напоминает о жизни хозяев. В одной из комнат, в которую сквозь полузакрытые ставни окон пробивается солнечный луч, стоит стол, на нем старинный бронзовый подсвечник, пустая чернильница с высохшим пером и уже пожелтевшая от времени тетрадь с надписью. «Н.Н.» Это дневник, хранилище сокровенных мыслей, переживаний, чувств рассказчика повести «Ася».

Открываем первую страницу – какие –то пейзажные зарисовки, женские профили.

Но сам дневник пуст. Сегодня нам с Вами предстоит создать его, вживаясь в образ Н.Н. и оформляя его по правилам жанра дневниковых записей.

Думаю, что Вам более знакомо определение слова «дневник» как ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости.

Но у этого слова есть и более широкое лексическое значение. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова оно звучит так:

«Дневник – это искренние, непосредственные записи произошедших событий, эмоциональных переживаний., нравственных раздумий. Жанр дневника характерен творческой индивидуальности А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и многих, многих других писателей и поэтов, которые вели дневниковые записи в течении долгих лет. В них отразилась непрерывная работа мысли этих художников, их глубокие раздумья, искания. Такие дневники близки к исповеди, в которой автор с предельной откровенностью рассказывает о сложных нравственных и интеллектуальных поисках.

Писатели, поэты вели свои личные дневники и использовали этот прием в своих произведениях. Дневник вводится в произведение как элемент и открывает возможности для изображения внутреннего мира персонажа, раскрытия «истории души человеческой».Мы знакомы с дневником Робинзона Крузо, героем Романа Даниеля Дефо, скоро прочитаем журнал Печорина, героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в которых раскрываются душевные переживания и подчеркивается откровенность самохарактеристик персонажа.

Однако и современные люди ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни.

Если бы заглянули сейчас с Вами в сеть Интернет и вышли на Сайт, то увидели бы там окно 125 сайтов различного вида дневников: дневники писателей и поэтов, дневники футболистов, художников, артистов, домохозяек.

Дневник – это личное. В нем пишут о самом сокровенном, он не любит постороннего взгляда. Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику..Не каждый может доверить личный дневник для Вас, но я сегодня не против приоткрыть для Вас страницы своего личного дневника.

Ведете ли вы дневники?

Думаю, что ваши дневники – это маленькие рассказы о том, чем вы живете, что вас интересует, о чем вы думаете, что чувствуете. С разрешения авторов я сейчас зачитаю несколько выдержек из дневников.(презентация)

УРА! Скоро каникулы. Осталось учиться 4 дня. Скоро мы отправимся на долгие летние каникулы.

Планирую, что за лето я успею отдохнуть, погостить у бабушки в деревне,

Первый день лета. Сижу и скучаю.Слушаю музыку. Так ждала каникул, а

теперь не знаю, чем себя занять. Жду SMC от девчонок и ребят нашего двора.

Ответит ли на моё сообщение П.?

Прошла неделя моего проживания в деревне у бабушки. Здесь нет друзей, подруг, одни

родственники: мама, папа, тёти, дяди, близкие. Раньше мне достаточно было присутствия взрослых

людей, а сейчас…СКУКОТА! Этот месяц мне покажется годом.

Наверное, я уже выросла, и мне необходимо общение с ровесниками. Как мне не хватает П., Р., К.!

Сегодня я впервые задумалась о том, как люди относятся ко мне. Заметила много интересного.

4. Интересна ли для Вас эта запись?

    Меняются ли взгляды на жизнь, черты характера личности автора этих записей? (Меняются в зависимости от обстоятельств, событий, настроения, самовыражения.)

    Что вы можете сказать о типе речи данного текста? (Повествовательный с элементами рассуждения)

    Можно ли сказать, что вы услышали дневниковую запись?

    Какие особенности стиля дневниковых записей вы здесь отметили?

5.Заполним таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

    Датированность

    Указание места событий

    Повествование ведётся от первого лица

    Записи на основе первичных впечатлений

    Монологичность речи или внутренняя диалогичность

    Отрывочность мыслей

    Зашифрованность или сокрытие имён и фамилий

    Отражение внутреннего мира

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений

    Использование эмоционально - окрашенной лексики

6.В дневниковой записи может быть отражено следующее:

                Анализ событий дня

                Размышления над увиденным и прочитанным

                Эмоциональное самовыражение

                Узелки на память

                Портретные зарисовки

                Исповедь

7. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей. Доказать.

Текст №1

Он вырвался на волю и уехал за границу для того, чтобы просто посмотреть на мир Божий. Он был здоров, молод, весел,деньги у него не переводились, заботы ещё не успели завестись. Он жил без оглядки, делал, что хотел.

Текст №2

Июнь,10 Наконец- то я вырвался на волю, уехал за границу, не для того, чтобы “ кончить моё воспитание”, а просто захотелось посмотреть на мир. Я здоров, молод, богат(а что ещё нужно в жизни?), хочется видеть новые лица, живые, человеческие, слышать их речь.

Июнь,13 Остановился в городе З, что на левом берегу Рейна, у подошвы двух высоких холмов. Прекрасное местоположение!

Июнь,14 Хожу на Рейн. Величавая река! Весь вечер просидел на каменной скамье под огромным ясенем, сквозь ветки которого на другом берегу виден городок Л.

8. Попробуем составить хронологическую таблицу событий, в которой участвуют литературные персонажи.

Дата событие реплики состояние

9. Работа с памяткой по написанию сочинения в жанре дневниковых записей.

Памятка.

Как писать сочинение в жанре дневниковых записей.

    Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

    Определите идею сочинения, то есть самую главную мысль, которую вы беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не “утонуть” в обширном материале.

    Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Составь хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой.

    Постарайтесь перевоплотиться, “ вжиться” в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете писать свою работу.Для этого:

    внимательно перечитайте реплики героя;

    выпишите основные темы его высказываний, раздумий;

    обратите внимание на типичные для этого персонажа фразы, речевые конструкции, эмоционально- оценочную лексику;

    вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое.

    Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир героя. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.