Конспект организационно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой

Конспект организационно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой

Елена Акименко
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Методическая разработка

образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Чтение сказки К . Чуковского «Телефон » »

приоритетная образовательная деятельность ОО «Речевое развити

Цель : Закреплять знакомство и знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского ; порадовать детей чтением новой сказки .

Задачи :

Образовательные задачи :

учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы.

Закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского .

Развивающие задачи :

Развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом.

Развивать мышление , речь, воображение, память

Воспитательные задачи :

Воспитывать усидчивость и коммуникативные взаимоотношения между детьми.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Доставлять радость от встречи с любимыми сказочными героями

Приоритетная образовательная область : речевое развитие

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие : развивать мышление , слуховое восприятие, произвольное внимание.

Физическое развитие : активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий .

Речевое развитие : развивать умение пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Социально-коммуникативное развитие : развивать эмоциональную сферу детского воображения;

Художественно-эстетическое развитие : развивать творческое воображение, соучаствовать в предлагаемых воспитателем «сказочных » ситуациях. Воспитывать любовь и интерес к творчеству сказочника Чуковского , развивать чувство рифмы .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, речевая, познавательная.

Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры) :

Воспитанники

достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли;

проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении и др. ;

следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

обладают развитым воображением

Предпосылки УД :

Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные - умение работать по иллюстрациям.

Личностные - умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

Предварительная работа : 1. Чтение произведений К . И. Чуковского .

2. Рассматривание иллюстраций к этим книгам.

3. Выставка книг Чуковского

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности : (оборудование для педагога) : Иллюстрации обложек книг к произведениям Корнея Чуковского , посылка с заданиями, демонстрационный материал по сказке К . Чуковского «Телефон » для фланелеграфа, портрет Чуковского , мультимедийная презентация.

Этап деятельности Содержание занятия Образовательная деятельность Наличие средств для

достижения

образовательного

результата Формы работы Образовательные и развивающие задачи Планируемый результат (целевые ориентиры)

Вводная часть (мотивационный этап) Дети входят в группу и встают полукругом около воспитателя.

Ведущий (воспитатель) . Ребята, проходите в группу . Посмотрите, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть, как вы выросли и что вы умеете делать. Давайте поздороваемся. (здравствуйте) и пройдем к нашему книжному уголку.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем Чуковского веселые сказки .

Ведущий. А вот и портрет Чуковского . А кто помнит, как его зовут? (Корней Иванович) А рядышком книги, которые он написал. Кто, по картинкам, узнал сказки Корнея Ивановича ? (дети называют сказки ) Мы их хорошо знаем и помним.

Ведущий. Предлагаю отправиться в волшебную страну, где живут добрые сказки Чуковского . Хотите отправиться в путешествие? А сказка нас уже ждет . (звучит музыкальное сопровождение) Ах, перед нами дорожка, необычная дорожка, скрюченная дорожка из веселого стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек» . Я будут читать стихотворение и мы пойдем по дорожке в сказку . ОО

“Речевое разви-

развитие”

Портрет К. И. Чуковского

Книги К. И. Чуковского : “Мойдодыр”, “Федорино горе”, “Краденое солнце”, “Тараканище” ,“Айболит”,

“Путаница”

Художественное слово общая беседа

Развивать умение пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа.

Углублять у детей интерес к художкственному слову, воспитывать желание к постоянному общению с кгигой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

Заложены основы интереса к художественному слову.

Основная часть (содержательный раздел) Дети по тропинке приходят к сундуку. Давайте посмотрим, что там внутри? Да, это же иллюстрации к книгам. Давайте посмотрим, к каким? (Воспитатель достает иллюстрации книг Чуковского и прикрепляет на доску, дети называют названия этих книг)

Воспитатель : К. И. Чуковский был веселым и жизнерадостным человеком. Его уже давно нет, но книги, которые он написал, живут и будут жить дальше. С ранних лет его стихи приносят радость. Ваши бабушки и дедушки с детства помнят эти стихи.

К. И. Чуковский стал детским писателем случайно . А вышло так : заболел его маленький сынишка. Чуковский вез его в поезде . Мальчик плакал и капризничал. Отец стал рассказывать , чтобы его отвлечь : «Жил да был крокодил, он по улицам ходил» . Мальчик затих и стал слушать, что же было дальше. А утром, проснувшись, мальчик просил отца снова рассказать вчерашнюю сказку . После этого случая Чуковский стал сочинять сказки для детей .

Воспитатель : А Вы хорошо знаете его сказки ? Давайте посмотрим. Тогда отгадайте загадки, найдите к ним иллюстрации.

1. Не умытых он ругает,

Полоскаться заставляет,

Трубочиста чисто-чисто,

Чисто-чисто умывает («Мойдодыр» )

2. Это что за тарарам разбежались по углам

Все тарелки, чашки, ложки, сковородки, поварешки.

Не хотят быть грязными, страшными, ужасными.

Бабушка их не любила, только била и не мыла.

Но когда ушла посуда

Стало бабушке той худо :

Ни попить, ни щи сварить,

Остается слезы лить. («Федорино горе» )

3. По полю пошла,

Денежку нашла.

Чаю наварила

Гостей пригласила,

Сама в паутину угодила. («Муха-Цокотуха» )

4. Солнце по небу гуляло, крокодила увидало

Проглотил его злодей и обидел всех зверей :

И зайчат, и медвежат и других лесных зверят.

Мишка солнце отобрал, крокодила наказал.

Угадайте без подсказки

Названье этой сказки ? («Краденное солнце» )

5. Открываем книжку-дверь и глядит оттуда зверь :

Рыжий, страшный и усатый "Берегитесь - ка, зверята"

Он рычит и кричит, и усами шевелит,

Всех зверят - малышат скушать он норовит.

Но один молодец,

Удалой удалец,

Клюнул раз, клюнул два

И не стало врага. (Тараканище)

6. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис.

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке

И любой нам подтвердит

Это доктор…. (Айболит)

7. Мяу – говорил утенок,

Му -у – говорил котенок,

Заинька был паинька.

Перепутали всё звери,

Потому что так хотели

Или просто маленькие. (Путаница)

8. Кто здесь самый кровожадный? Кто здесь самый беспощадный?

Парень очень неприятный просто форменный злодей.

Он по Африке гуляет, свои песни распевает

О том, как ненавидит маленьких детей.

Но большой Гиппопотам

Того злодея наказал.

И теперь он обожает

Этих маленьких детей. («Бармалей» )

Воспитатель : А сейчас я вам прочитаю ещё одну сказку Чуковского ,Телефон” . Показ презентации по сказке .

Физкультминутка (Дети встают в круг)

Нас не надо вам лечить, добрый доктор Айболит! (дети шагают по кругу друг за другом)

Не болят у нас животики,как у бедных бегемотиков! (гладят животы)

К солнцу руки мы протянем, а потом в траве присядем (тянут руки вверх, садятся на корточки)

Как орлы летим-парим,во все стороны глядим. (бегут по кругу, машут руками, глядят по сторонам)

Где же Африка страна? Может помощь там нужна (останавливаются смотрят «в бинокль» )

С обезьянкой мы поскачем, как веселый звонкий мячик. (прыгают)

Дружно к бедным страусятам по траве идут ребята. (шагают по кругу,высоко поднимая ноги)

Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали. (остановились, показали свои мышцы)

“Речевое разви-

тие” ОО “ Художественно – эстетическое развитие” ,

“Физическое развитие”

Сундук с иллюстрациями к книгам.

Рассматривание иллюстраций; беседа; отгадывание загадок; чтение ; просмотр презентации; физминуткка; Развивать умение воспринимать текст; понимать основное содержание; формировать умение отгадывать загадки;

активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий Развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания, художественной литературы, персонажам художественных произведений.

(рефлексив

ный этап) Вопросы после чтения произведения :

Ребята, а вам понравилась новая сказка ?

А кто из героев вам больше всех понравился?

А кто из животных первый позвонил?

Что попросил слон?

Что попросили мартышки?

Кто из животных попросил привести им капли?

Кто был последним?

Как вы думаете, надо ли помогать товарищу, если он попал в беду?

Воспитатель : Я думаю, что дети нашей группы никогда не оставят товарища в беде, ведь дружба, доброта и взаимовыручка делают нашу жизнь более светлой и радостной.

Воспитатель : - Ребята, а мы ведь не все из сундука достали. Что же здесь еще? (Воспитатель достает конверт с рисунками для фланелеграфа по сказке «Телефон » .)

Это же картинки к сказке Чуковского «Телефон » . Мы прикрепим к доске и вы сами сможете ее рассказывать и показывать .

Подведение итогов

Скажите, а что мы с вами сегодня делали?

Что больше всего вам понравилось?

Что нового вы узнали?

Теперь нужно попрощаться с гостями!

“Речевое разви-

конверт с иллюстрациями к сказке «Телефон » Беседа Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказок , активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.

Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки

Тема : Ознакомление со сказкой К. Чуковский «Телефон»
Образовательная область: развитие речи
Виды деятельности: Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная, игровая

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Цель: Формирование интереса и потребность к чтению.

Планируемый результат: Дети умеют слушать и запоминать новые сказки, небольшие фрагменты, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы о сказке; развита связная речь (монологическая и диалогическая формы речи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

К онструкт образовательной деятельности

по ПМ 03 Организация занятий по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования

Группа: средняя группа
Тема : Ознакомление со сказкой К. Чуковский «Телефон»
Образовательная область:
развитие речи
Виды деятельности: Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная, игровая

Форма организации: Фронтальная , индивидуальная.

Цель: Формирование интереса и потребность к чтению.

Планируемый результат: Дети умеют слушать и запоминать новые сказки, небольшие фрагменты, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы о сказке; развита связная речь (монологическая и диалогическая формы речи)

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Средства обучения:
К. Чуковский «Телефон»

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
Методы: обучения:
Словесные: беседы, художественное слово, объяснение.
Наглядные: иллюстрация
Практические: игра, упражнение

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

3. Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 110 с.

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный этап

Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Эмоциональное- стимулирование;

Беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей.

Ребята, вы заметили новую сказку в книжном уголке?
Воспитатель берет книгу с полки.

Кто-нибудь знает, как она называется?

Эта сказка называется «Телефон» написал ее Корней Чуковский.
-Хотите я прочитаю ее?

Дети подходят к воспитателю,
слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Дети проявляют заинтересованность, любознательность.

2.Организация первоначального восприятия без установления на запоминание.

Задача: Обучать детей слушать и запоминать новые сказки; небольшие фрагменты.

Художественное слово

Выразительное чтение воспитателя

Дети внимательно слушают.

Дети слушают и запоминают новые сказки; небольшие фрагменты.

3.Работа над текстом.

Задача: вовлекать детей в разговор во время беседы.

Беседа
-Эмоциональное стимулирование

Ребята, вам понравилась сказка? Что особенно запомнилось?

Кто звонил главному герою?
-Какой герой вам больше понравился? Почему?
-Кто звонил первым? Что попросил?
-А кто просил калоши?
-А кто запомнил, что просили зайки?
-А свинья зачем звонили?
-Кто помнит зачем звонил медведь?
-А что с лучилась с качелями?
-А носорог звонил зачем?

Какие вы молодцы! Внимательно слушали сказку.
-Ребята хотите отдохнуть? Встаньте со стульчиков и повторяйте за мной движения и слова.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети вовлечены в разговор во время беседы.

Физминутка.
Задача: Снять эмоциональное и мышечное напряжение

4. Игра «Телефон»

Задача:
Повторить наиболее интересные, понравившиеся отрывки из прочитанного произведения.

Художественное слово;

Беседа

Игра

Упражнение

Объяснение

Медвежонок наш простужен,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок.)
Мед ему сегодня нужен.
Мед дадим ему на ужин,
(Останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком».)
Потому что мы с ним дружим
(Берут ребенка в круг, идут все вместе.)

Ребята, хотите поиграть в интересную игру «Телефон»?
Вам нужно выбрать героя и от его имени позвонить мне.
Перед тем как вы начетек говорить, нам нужно изобразить, как звонит телефон. Давайте повторим хором «динь-ди-лень». И так каждый будет звонить мне от имени какого-то выбранного вами персонажа сказки. Давайте попробуем

Дети проговаривают слова и выполняют движения.

Дети играют в игру.

У детей снято эмоциональное и мышечное напряжение.

Дети повторили наиболее интересные. понравившиеся отрывки из текста.

5. Итог.
Рефлексия
Задача: Развивать связную речь (монологическую и диалогическую формы речи)

Беседа

А кто помнит как называлась сказка?
-Кто ее автор?
-Что вам понравилось больше всего?

Дети отвечают на вопросы

У детей развита связная речь (монологическая диалогическая формы речи)

6. Открытость
Задача: смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа

Эмоциональное стимулирование

Ребята, хотите сделать выставку рисунков, давайте нарисуем героев сказки Чуковского «Телефон», чтобы ваши родители тоже могли увидеть, какую замечательную сказку мы узнали сегодня.

Дети слушают воспитателя

Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах


Конспект игрового занятия для детей 1-й младшей, ясельной группы (3-й год жизни), тема: «Телефон»

Цели:

Познакомить с о стихотворением К. И. Чуковского «Телефон».
Продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально воспринимать стихи.
Обогатить словарь детей по теме «телефон».
Познакомить детей с понятиями «полный», «пустой», «половина»; «твердый-мягкий.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.
Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, геометрических фигурах,положении предмета в пространстве.
Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.

Оборудование:

Книга К. И. Чуковского «Телефон». Коробка «волшебная книга». Книги по количеству детей со вложенными между страниц деталями для аппликации (корпус телефона, диск и трубка).
Картинка с изображением предметов разного цвета, картонные квадраты этих же цветов.
Карандаши коричневого цвета.
Телефоны по количеству детей. Мягкая игрушка «телефон».
Картинка с изображением говорящих по телефону.
Соленое тесто коричневого цвета. Формочки для печенья.
Картинки (парные) «Перчатки».
Клей. Пальчиковые краски. Картинка-фон для рисования «Мобильный телефон».
Развивающая игра «Одень медведя».
Трафарет «баночка с каплями», листы бумаги полностью оранжевого цвета, наполовину белые и оранжевые, с тонкой оранжевой полоской внизу.
Пуговицы разных цветов двух величин, силуэтное изображение карусели с кругами, соответствующего цвета и величины.
Круги с цифрами «1», «2», «3». Изображение телефона с пустыми кругами на месте этих цифр. Крупные карточки с этими же цифрами.
Картинка с изображением корпусов телефонов разных цветов, трубки тех же цветов.
Силуэтные изображения телефонов разной величины, подходящие по величине картонные чехлы для телефонов.
Прищепки желтого и красного цветов, силуэтное изображение цапли без лап и клюва, вырезанное из плотного картона.
Аудиозаписи: телефонный звонок, «Карусели».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Волшебная книга»

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? Волшебная книга. А это значит, что сегодня нам предстоит познакомиться с какой-то новой, очень интересной книгой. Откроем Волшебную книгу и узнаем.

Чтение отрывков из стихотворения К. И. Чуковского «Телефон»

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!

Знакомство с коричневым цветом

Вот этот цвет называется «коричневый». Такого цвета шоколад, ствол дерева, карандаш.

Дидактическая игра «Закрой предметы коричневого цвета»

Дети находят среди картинок те, которые закрашены коричневым цветом и накрывают сверху коричневыми квадратами из картона.

Рисование карандашами «Кто с кем говорит по телефону?»

Возьмите карандаши коричневого цвета и нарисуйте, кто с кем говорит по телефону.
Дети проводят горизонтальные линии от одного изображения к другому.

Лепка «Шоколад»

Соленое тесто коричневого цвета дети раскатывают в лепешки и вырезают формочками фигурный «шоколад».

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

Дидактическая игра «Найди пару»

Дети подбирают пары из картинок с изображением перчаток.

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!

Упражнение «Листаем книжки»

Дети перелистывают страницы книги и находят между страниц силуэтные картинки для аппликации.

Аппликация «Телефон»

Дети наклеивают на лист белой бумаги корпус, трубку и диск телефона.

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?

Артикуляционное упражнение «Медведь ревет»

Как ревет медведь? Ы-Ы-Ы. Чтобы произнести этот звук нужно сомкнуть зубы, опустить нижнюю губу. Посмотрите, как я произношу этот звук. (Показ). Теперь попробуйте сами.

Дидактическая игра «Одень медведя»

Дети подбирают по размеру голову, туловище и ноги медведю, вкладывают их в специальную рамку.

А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

Дидактическая игра «Капли для цапли»

Наложите трафарет «баночка с каплями» на лист, который весь закрашен оранжевым цветом. Баночка с каплями полная.

Наложите трафарет на лист, который наполовину закрашен оранжевым цветом. Баночка с каплями наполнена наполовину.

Наложите трафарет на лист с тонкой оранжевой полоской внизу. Баночка почти пуста, в ней осталось очень мало капель.

Сделайте так, чтобы баночка с каплями снова стала полной, чтобы в баночке было капель половина, чтобы капель было мало.

Игра с прищепками «Цапля»

Сделайте из красных прищепок клюв, а из желтых - лапы. Сколько красных прищепок понадобиться для клюва? Две прищепки. А сколько желтых прищепок понадобиться для лап? Две прищепки.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!

Музыкально-динамическая пауза «Карусели»

Дети движутся под музыку по кругу, взявшись за руки, меняя направления и темп движения.

Игра с пуговицами «Карусели»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и величины.

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

Дидактическое упражнение «Разложи цифры на телефоне»

На этом телефоне не все цифры. Первые три потерялись. Давайте вернем их на место. Будем выкладывать слева направо. Первой положите цифру «1», затем - цифру «2», а потом - цифру «3».
А теперь нажмите пальчиком на цифру «1» и положите на экран телефона большую цифру «1». (То же с двойкой и тройкой).

Дидактическая игра «Подбери трубку телефону»

Дети подбирают трубки к телефонам соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Подбери чехол для телефона»

Сейчас больше пользуются мобильными телефонами. Давайте разложит телефоны по величине - от самого большого до самого маленького. А теперь подберем чехлы для каждого телефона: для самого большого телефона - самый большой чехол.

Рисование пальчиками «Телефон»

Закрасьте экран и кнопочки на телефоне.

Упражнение «У меня зазвонил телефон»

Каждый ребенок ставит перед собой телефон. Раздается звонок.

Снимите трубку и поднесите ее к уху.
Скажите: «Алло!»
Положите трубку рядом с телефоном, перед телефоном, за телефоном, положите трубку на телефон.

Упражнение «Твердый-мягкий»

А вот еще один телефон. (Показ мягкой игрушки «телефон»). Потрогайте его. Какой он на ощупь? Мягкий. А теперь потрогайте свои телефоны. Какие они на ощупь? Твердые.

Конспект итоговой НОД «Путешествие по сказкам Чуковского»

составила воспитатель МДОУ «Детский сад № 235» г. Саратова Акифьева Любовь Викторовна.

Ход Нод

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей). А чтобы оно стало ещё лучше, давайте друг другу улыбнёмся: динамическая пауза.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся».

Воспитатель: Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, ну, вот и у всех хорошее настроение. Молодцы! Дети, сегодня я получила письмо от Доктора Айболита, в котором он сообщает, что злой разбойник Бармалей похитил детёнышей в Африке и вернёт их в том случае, если вы, дети, выполните его задания. Доктор Айболит просит вас помочь вернуть детёнышей их родителям. А чтобы мы в этом путешествии не заблудились, он прислал нам карту-подсказку по которой мы будем с вами путешествовать. Дети, как же быть? Что же делать? Поможем вернуть детёнышей? (ответы детей). Хорошо, посмотрим какие задания для нас приготовил этот разбойник…Дети, Бармалей предлагает нам отправиться в путешествие по сказкам К.И. Чуковского и там выполнить все его задания. Ну, что, вы готовы отправиться в путь? (ответы детей), но сначала давайте вспомним сказки К.И. Чуковского (ответы детей). Молодцы! Вот теперь в путь!

1. Посмотрим на карту и первая сказка «Чудо- дерево» , но чтобы туда попасть, нужно пройти по этим дорожкам, посмотрите на них, что вы можете сказать, они одинаковые? (ответы детей). А чем они отличаются? (одна длинная, другая короткая, одна зелёного цвета, другая красная, одна широкая другая узкая). Правильно дети, ну теперь можно по ним пройти в сказку. Перед нами «Чудо-дерево», посмотрите сколько на нём висит предметов, а вы знаете что это за предметы? (цифры и геометрические фигуры). Правильно, назовите какие геометрические фигуры вы видите (круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, треугольник). Молодцы! Это какие фигуры? (плоские). Правильно, дети, эти геометрические фигуры одинаковые? (нет). А чем они отличаются? (большие и маленькие, разного цвета, разной формы). Правильно, они отличаются по величине, по цвету, по форме). Назовите самую маленькую геометрическую фигуру, а теперь самую большую (ответы детей). А какие ещё геометрические фигуры бывают? (объёмные). Верно, назовите объёмные фигуры (шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, призма, параллепипед). А теперь назовите цифры, которые вы видите на этом Чудо-дереве (дети называют цифры от 1 до 10). Давайте посчитаем сколько геометрических фигур висит на чудо-дереве, и какую цифру вы выберете? (шесть). Верно, молодцы. Это сказочное дерево, а вы знаете названия деревьев нашего края? (сосна, ель, тополь, берёза, клён, рябина, ива, каштан, липа, дуб). Какие деревья бывают? (лиственные и хвойные). Молодцы! С первым заданием вы справились! Но здесь детенышей мы не нашли, отправляемся дальше.

2. Посмотрим на карту… сказка «Муха-Цокотуха» (слайд на экране). Дети, кто расскажет, что произошло в этой сказке? (дети рассказывают краткое содержание сказки). Каким по характеру был комар? (добрый, смелый, храбрый, сильный). А паук? (злой, страшный, ужасный, кровожадный). Что в этой сказке победило? (добро победило зло). Правильно, дети. Подойдите все к столам, на них лежат картинки, рассмотрите их и назовите гостей мухи-цокотухи (дети называют насекомых из сказки). Молодцы! А как их назвать одним словом? (насекомые). Правильно. А есть отличие у этих насекомых? (одни летают и ползают, а другие только ползают). А паук насекомое? (паукообразный). Верно, дети, вы справились с заданием, но и здесь нет детенышей, отправляемся дальше….

3. Посмотрим на карту….. Мы направляемся в сказку «Федорино горе» (картинка на экране). (Подходим к экрану и видим сидит Федора и вздыхает…) Дети, кто это сидит и вздыхает? (Федора) .А почему Федора такая грустная? Кто расскажет, что в этой сказке случилось, ? (краткое содержание сказки). Почему же от Федоры всё убежало? (потому что она не мыла посуду, не убиралась дома, всё было грязное, не следила за своим внешним видом….). Дети, давайте расскажем бабушке Федоре, что нужно делать, чтобы быть чистым и здоровым? (слайды с фото детей) ответы - (мыться, чистить зубы, делать зарядку, есть фрукты и овощи, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, убираться дома, мыть руки перед едой и т.д.). Вот видишь, Федора, даже дети знают, что чистота - залог здоровья!!!

Федора: Да, я поняла.

Воспитатель : А сейчас, Федора, иди домой и приведи себя в порядок, а мы с детьми будем тебя ждать! (Федора уходит). Дети пока мы ждем бабушку Федору, хотите поиграть в игру «Что убежало от Федоры ?».

Посмотрите на экран, перед вами разная посуда. Назовите посуду, в которой готовят еду, как она называется (кухонная посуда). Назовите посуду, из которой мы едим, как она называется? (столовая посуда). Назовите посуду, из которой пьем чай? (чайная). Молодцы!

Дети, посуда к Федоре вернулась. Да и Федора, кажется идет к нам (входит Федора), посмотрите, как изменилась бабушка Федора… дети, какая она была в начале сказки? (злая, грязная). А что изменилось в конце сказки, какой бабушка Федора стала? (добрая, ласковая, чистая). Правильно, дети, очень важно соблюдать правила гигиены, чтобы быть здоровым.

Федора: Спасибо вам, дети, за помощь, я решила угостить вас вкусным обедом. Хотите мне помочь?

Воспитатель: Дети,Посмотрите на эту корзину, что в ней лежит? (фрукты и овощи из каких продуктов готовят суп? (овощи), а из каких продуктов варят компот (фрукты). Вам нужно собрать овощи и фрукты в разные корзины, давайте разделимся на две группы. Приступайте к работе. Молодцы! Справились, давайте назовем собранные вами продукты (дети называют фрукты и овощи).

Федора: Молодцы! спасибо за помощь, приглашаю вас на обед, до свидания, дети.

Воспитатель: Молодцы! Бабушка Федора вам благодарна за помощь.

И с этим заданием вы справились! Но детенышей мы пока не нашли, пойдем искать дальше… но сначала давайте немножко отдохнем и разомнемся, хотите? (встают в центр зала в круг).

Физ. минутка:

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим.

Хорошо, посмотрим на карту…

4. М отправляемся в Африку в сказку «Бармалей». (СЛАЙД)

Дети, а что же в этой сказке случилось? (краткое содержание). А почему с детьми случилась беда? (потому что они одни пошли гулять). А почему дети попали к Бармалею? (они плохо вели себя в Африке). Кто им пришёл на помощь? (Айболит и крокодил, крокодил проглотил Бармалея). Что в этой сказке победило? (добро). Дети, а вы ходите в лес? Одни? А как нужно вести себя в лесу? Какие опасности нас ждут в лесу? (дикие животные).

А почему их называют дикие животные? (потому что они живут в лесу).

А каких ещё животных вы знаете? (домашние). А почему их так называют? (они живут с человеком и он о них заботиться). Дети, а что нельзя делать в лесу и почему? (разводить костёр, рвать грибы, могут быть ядовитыми, рвать ягоды ядовитые). Хотите поиграть в игру? (да).

Д/И «Моя безопасность». Дети, перед вами на столах лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать и рассказать, что изображено на картинке, какая ситуация. Верно, всегда и везде необходимо соблюдать правила безопасности. И с этим заданием вы справились., но и здесь детенышей не оказалось, пойдем искать дальше… Посмотрим на карту…Дети, у нас осталось последнее задание и оно самое трудное.., давайте разомнём наши ручки, хотите? (встают в центр зала в круг)

Пальчиковая гимнастика “Африка”

Я по Африке гулял — Ходим по столу указательными и средними пальцами обеих рук.

И зверей там повидал:

Длинношеего жирафа — Пальцы рук складываются в кулаки, большие пальцы выставляем вверх.

Высотою аж в три шкафа,

Черепаху, тигра, льва — Попеременно соединяем пальцы на обеих руках друг с другом.

Мы с жирафом поиграли, — Складываем из пальцев “жирафа”.

Ананасы доставали. — Поднимаем руки вверх.

Мы со львом не отдыхали, — Энергично сжимаем и разжимаем кулаки.

Тигра полосы считали.

1, 2, 3, 4, 5 — Загибаем пальцы сначала на одной руке.

1, 2, 3, 4, 5 — Потом на другой.

5. Молодцы! Бармалей сообщает, что нам нужно выполнить задание, и если вы справитесь, он вернёт детёнышей домой. Давайте посмотрим, что же нам нужно сделать? Проходите к столам (подходят к столам, на которых лежат заготовки - трафареты с изображением животных Африки, кисти-тычки, гуашь, влажные салфетки, клеёнки). Дети, вам нужно раскрасить детенышей кистью-тычком по трафарету. Ну что, дети, вы готовы? Присаживайтесь за столы и приступайте к работе (дети рассаживаются за столы и выполняют рисование кистью-тычком).

После выполнения задания, на мольберте выставка работ, после этого на экране появляется изображение детенышей. Дети, посмотрите вы справились со всеми заданиями и Бармалей вернул детенышей домой. Вы рады? Молодцы! Вы настоящие друзья, помогли вернуть детёнышей их родителям! Доктор Айболит Благодарит вас за помощь и прислал вам книгу сказок. На этом наше путешествие закончилось! Нам пора возвращаться в детский сад (встают в полукруг перед гостями).

Дети, вам понравилось путешествие по сказкам Чуковского? (ответы).

А что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Вы сегодня молодцы!!! Давайте попрощаемся с нашими гостями. Спасибо за внимание!

Тема: Чтение детям сказки «Телефон».
Бөлімі: Раздел: художественная литература.
Мақсаты: Цель:читать выразительно, так чтобы дети полюбили сказку, «хотели играть в неё»: помочь им запомнить диалоги автора со слоном, с крокодилом, зайчатами, мартышками, цаплями.
Предварительная работа: за 2-3 дня до занятия можно показать детям рисунки к сказке (лучше В. Конашевича): назвать и помочь запомнить зверей, которые встречаются в произведении. Рассказать, что в квартире у Майдодыра есть телефон и все звери звонят ему: просят о помощи.

Дети запоминают песенку телефона:
Динь-ди-лень, Динь-ди-лень!
Динь-ди-лень, То тюлень позвонит,то олень!
Сөздік жұмыс: Словарная работа: Телефон, слон, заяц, медведь,крокодил.
Билингвальді компонент: Билигвальный компонент: телефон-телефон, слон-піл, заяц- қоян,медведь- аю,крокодил-қалтырауын.
Оборудование и материал: Волшебная книга, картинки, телефон.
Ход занятия: Воспитатель показывает детям волшебную книгу или 1-2 иллюстрации из неё, просит вспомнить название. Читает сказку.
«Это очень хорошая сказка. Её любят слушать и дети, и взрослые. Я рада что и вам понравился «Телефон» дедушки Корнея,-говорит педагог. –У кого в квартире стоял и целый день звонил телефон? («У Мойдодыра»). Вот и опять звонит. Слышыте? Динь- ди-лень, динь-ди-лень».(Дети помогают имитировать звонок).
Воспитатель снимает трубку с игрушечного телефона и цитирует диалог автора со слоном: -Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
- Шоколада......
Разговор со слоном повторяется. На этот раз на вопросы автора отвечают дети.
Физ.минутка: «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили, головой своей кружили.
Вот так, вот так-головой своей кружили (поворачиваем голову вправо и влево).
Мёдвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так-дружно дерево качали (наклоны туловища вправо и влево).
И в развалочку ходили, и из речки воду пили.
Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд).
А ещё они плясали, дружно лапы поднимали.
Вот так, вот так к верху лапы поднимали (поднимаем попеременно ручки).
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок (прыжки вверх).
Телефон звонит снова. «Это позвонил крокодил,-объясняет педагог.- Он со слезами просил: «Мой милый хороший, ....» (дети имитируют звонок). Вначале звонят зайчатки, потом мартышки и цапли.
В заключение педагог читает сказку ещё раз целиком.

Самоанализ по художественной литературе в средней группе.
Воспитатель: мини-центр «Бүлдіршін» Пуфель Мария Ивановна.
Занятие проведено в средней группе. В группе 6 детей. Группа по способностям средняя, успеваемость-100% , качество- 60%, познавательные возможности детей дифференцированы по уровню их способностей.
Занятие проведено по теме. Чтение детям сказки «Телефон» К. Чуковского в 1 полугодии. Знакомство с новой темой.
В соответствии с программой была выбрана данная тема, при проведении занятия прослеживались следующие задачи.
Образовательные: читать выразительно, чтобы дети полюбили сказку, хотели
«играть в неё»
Развивающие: помочь им запомнить диалоги автора со слоном,
с крокодилом, зайчатами, мартышками, цаплями.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе.
Считаю, что организация деятельности детей была адекватна поставленным целям в соответствии с учётом подготовки и подготовленности детей.
Структура занятия:
1.Предварительная работа.
2.Сюрпризный момент.
3.Оборудование и материал.
Операционный этап:
Решение учебной задачи: за 2-4 дня до занятия можно показать детям рисунки к сказке (лучше В.Конашевича). Назвать и помочь запомнить зверей, которые встречаются в произведении. Рассказать, что в квартире у Мойдодыра есть телефон и все звери звонят ему и просят о помощи. Дети запоминают песенку телефона:
Динь-ди-лень, Динь-ди-лень!
Динь-ди-лень, То тюлень позвонит, то олень!
В ходе занятия были реализованы следующие принципы обучения:
-принцип направленности обучения на комплексное решение и задач,
поставленных к занятию.
-принцип доступности.
-принцип научности выразился в тщательном подборе заданий к теме.
-принцип связи теории с практикой.
Учебный процесс на протяжении всего занятия осуществлялся под
руководством воспитателя.
На занятии применялись: сюрпризный момент,игрушечный телефон,
разминка (дети имитируют звонок).
Занятие прошло по намеченному плану, задачам которые реализовались, занятие достигло поставленной цели.