Прп.Серафим, Вырицкий чудотворец. Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви Воистину воскресен

Прп.Серафим, Вырицкий чудотворец. Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви Воистину воскресен

О Пасхе Христовой

Н азвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«С лово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).

Р аспятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.

П о иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями.

Б лагочестивые женщины, ученицы Христа, очень переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он ушел в Свой последний земной путь «как полагается». Поэтому рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, они поспешили к Гробу, чтобы исполнить все, что нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин мы называем женами-мироносицами.

«П о прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» (Мф. 28,1-7) – так повествует Евангелие.

Ж енщины, изумленные самим фактом явления им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12,40). Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам… А стражники, которые дежурили возле Гроба и видели все, немного придя в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.

Э то сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер. И ничто не вселяло в апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус умирал со страшными словами: «Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Лк. 15,34). И вдруг ученицы Христа сообщают им такую радостную новость…

В ечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»

К стати, апостола Фомы в воскресенье в том иерусалимском доме не было. И когда другие апостолы рассказали ему о чуде, Фома не поверил – за что, собственно, и был про-зван неверующим. Фома не верил в рассказы о воскресении Иисуса до тех пор, пока собственными глазами не увидел Его. А на Его теле – раны от гвоздей, которыми Христа прибивали к Кресту, и пробитые копьем ребра Спасителя… После этого Фома, как и дру-гие апостолы, пошел проповедовать – донести до каждого Благую весть. И мученически умер за Христа: он-то точно знал, что Христос воскрес, и даже угроза смертной казни не заставила апостола перестать говорить об этом людям.

П осле этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!

А постол Павел, который вообще никогда не видел Христа в Его земной жизни, но ко-торому Он явился после Своего Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15,17-19).

«С воим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни», – это слова из пасхальной проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Х ристос воскрес и вознесся на Небо, но Он всегда присутствует в Своей Церкви. И любой из нас может прикоснуться к Нему – на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…

И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Так мы уподобляемся ученикам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» . В кратких словах «Христос воскресе! » заключается вся сущность нашей веры, вся твердость надежды, вся полнота вечной радости. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наше сердце своей новизной и значением. С этим пасхальным приветствием целуют люди друг друга. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви, которое объединяет сердца, которое дает силы простить ради Христового Воскресения. Так приветствуют друг друга православные на Пасху. А еще на Пасху угощают сладкими куличами и обмениваются крашеными…

Истоки такого приветствия

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать — «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус — сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для благословения. К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», что значит — «Бог благословит»….

Сегодня православные верующие отмечают главный православный праздник — Воскресенье Христово или Пасху. В этот день принято приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе».

По правилам, произносить эту фразу должен человек младший по возрасту или человек, занимающий более низкое место в церковной иерархии.

Мирянину при встрече с духовным лицом необходимо добавлять «Благословите, батюшка», складывая правую ладонь поверх левой для получения благословления.

Священнослужитель в свою очередь отвечает «Воистину воскресе! Бог благословит», налагает крестное знамение и кладет свою правую руку на ладони собеседника.

При встрече двух мирян необходимо приветствовать фразой «Христос Воскресе» и отвечать «Воистину Воскресе», после чего следует троекратный поцелуй.

Пасхальное приветствие появилось с апостольских времен. Возглас «Христос воскрес!» выражает радость апостолов, которые узнали о воскресении Господа.

Существует поверье, что…




Многие пишут о том, что непонятно, как правильно говорить: Во истину воскресе или во истину воскрес – это форма приветствия христиан на Пасху. Но многие, не знают, как правильно говорить. На самом деле оба варианта правильные и верные. Просто нужно знать, как правильно их использовать.

Церковное придания



Слова «Во истоину воскресе» говорят на «Христос Воскресе!». Такая традиция пошла ещё с Древней Греции, откуда и пришло христианство в Россию. Только там говорили его по-другому, на греческом языке. Слова «Христос Воскресе!» говорят на церковно-славянском языке. На нём же читают молитвы, хотя для непривычного слуха этот язык может показаться странным. Многие слова там звучат совершенно не так, как в разговорном русском. Например, не Богородица, а Богородице в именительном падеже. Получается ощущение среднего рода, который воспринимается, как определённый диалект.

На самом деле в церковной практике…

Сегодняшнею ночью Он воскрес…
Ликует всё в подлунном этом мире
Как будто ангел заиграл на лире,
Христос глядит с сияющих небес.
«Христос воскресе! Воистину воскрес!»
И этот возглас отовсюду слышен,
Ему от мала до велика рады.
Льёт жаворонок с высоты рулады,
А им навстречу от Земли всё выше:
«Христос воскресе! Воистину воскрес!»-
С утра друг другу люди говорят,
И звон колоколов им вторит в лад,
Волшебным светом озарён мой сад,
И каждый кустик Воскресенью рад.
«Христос воскресе! Воистину воскрес!»

Всех стихирян и гостей поздравляю с праздником
Светлого Христова Воскресенья!
Христос воскресе!Воистину воскрес!
Мира вам,Веры,светлой и чистой Любви! Да хранит
вас от всякого зла наш Спаситель Иисус Христос!

СМС-поздравление на Пасху: Воистину воскресе

Пасха – это один из самых почитаемых в России праздников. В этот день люди обращаются друг к другу, используя слова-благопожелания: «Христос воскресе!» и слышат отзыв «Воистину воскресе»! Поэтому если вы написали своему другу поздравительную открытку, и в ответ получили СМС-поздравление на Пасху: Воистину воскресе то и вы тоже включились в добрую традицию пасхальных дней.

Как сегодня можно поздравить с Пасхой?

Мир сегодня стремительно меняется. Если раньше люди христосовались друг с другом, дарили красивые пасхальные яйца, выкрашенные в ритуальный красный цвет, приглашали за праздничный стол с куличами и творожной пасхой, то сейчас они стараются поздравить своих друзей и близких с помощью СМС-поздравлений.

СМС-поздравления на Пасху – это жанр краткий. Ведь в сообщении таком много не напишешь. Будьте и вы лаконичны, используя стихотворный рифмованный текст. Поэтому если вы хотите поздравить кого-то с…

Приближается праздник Пасхи. И меня, собственно, интересует вопрос про то, нужно ли людям, которые не придерживаются христианской религии, отвечать на приветствие «Христос воскрес» — «Воистину воскрес»? Или это нужно делать хотя бы затем, чтобы соблюсти культуру общения с человеком и лишний раз не травмировать его религиозные чувства? Спасибо. Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, нужно относиться с осторожностью и уважением к вере ближнего. Но тут нет какой-то обязанности, если человек не верит в Воскресение Христово, если он не хочет разделить пасхальную радость верующего, то он может ответить так, как сочтет нужным.
Некоторые отвечают «Воистину воскресе», а другие просто в ответ поздравляют с праздником Пасхи. Но, чтобы мы не думали, Христос Воскрес – это факт. С этим фактом я Вас поздравляю. Христос Воскресе – Воистину Воскресе!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Читайте…

Дорогие читатели и гости Блога про правильное питание и полезные продукты, от всей души поздравляю Вас с праздником Светлого Христова Воскресения! Желаю Вам здоровья физического и духовного, а также счастья и благополучия!

Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

В этот день Христос восстал из мертвых и победил смерть, доказав нам всем, что смерть это не конец и Бог может нас спасти. Его распяли за наши грехи, так пусть же в наших сердцах будет только любовь и добро.

Этот праздник празднуется 40 дней, ровно столько, сколько по преданию Иисус Христос пребывал на земле после воскресения. Невозможно за один день или даже за неделю насладиться этим прекрасным праздником и выразить всю радость. А самые важные дни праздника – это сам день Пасхи, а также первая неделя после него, которая называется Светлая Седмица. Поэтому еще больше месяца после самого праздника люди говорят друг другу «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!»

Есть люди, которые круглогодично радуются…

Сегодня все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес.

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).

Распятие Христа произошло в…




Христос воскресе, Воистину воскресе: поздравления везде слышатся на улице, в городах, в мире. Да именно так, давным-давно случилось прекрасное чудо, которое разнеслось по всей округе, а далее по всему миру. Это было воскрешение самого Сына Господа, распятого три дня назад на Голгофе. Сегодня же мы ждем с нетерпением праздника Пасхи, чтобы отпраздновать это событие, чтобы поздравить друг друга и пожелать лишь всего самого доброго и светлого. Именно это несут стихи, написанные нашими лучшими авторами специально по случаю торжества.

Мы видим отраженья в лужах-зеркалах.
«зевающее» солнце, небо в облаках.
Мы в Пасху видим всё иначе, по-другому.
Праздник Пасхи нам давно знакомый.

Чтоб дети полюбили Пасху,
Поведай им про праздник сказку,
Ты расскажи им про добро и чудо,
И мысли их другими будут.
Значенье придадут словам:
Сказав «Христос Воскрес» — зайдя в…

Христос воскрес!
Воскрес Иисус в земных страданьях,
Земные муки пережил.
Терпел он, молча истязанья,
Позор и боль, глумлений пыл.
Он верил в чудо избавленье,
В грехе погрязших наших душ.
Он верил в чудо воскресенье
И потому в сердцах он жив!
Христос воскрес! Воистину воскрес!

Христос воскрес! Даруя нам надежду!
И вера наша лишь стоит на том,
Что он воскрес! Сияет, как и прежде!
Сиянье то войдёт пусть в каждый дом!
Огнём любви, любви неумолимой,
Любви, что жизнь нам новую даёт!
И пусть горит неопалимою купиной!
Господь наш был, он есть и он грядёт!

Христос воскрес! Мы крикнем в небеса!
Христос воскрес! И станем мы добрее!
Христос воскрес! Начнутся чудеса
И в мир огромный распахнутся двери!
В мир радости, удачи и добра,
В мир счастья, процветанья и везенья.
И в храмах прозвенят колокола.
Со светлым праздником!
Со Светлым…

С праздником светлой Пасхи!
В последние лет 10-15 многие наши люди отчего-то стали сознательно вместо привычного «Христос Воскрес» говорить «Христос ВоскресЕ», что на самом деле звучит совершенно не по-русски. Может РПЦшная «деятельность» тому виной или прогрессирующее «православие головного мозга», не знаю. Лично я вообще далёк от любых религий и тем более церковных праздников и т.п. Религия (любая) — путь к невежеству, а Вера — не имеет религии, как не имеет к ней ровным счётом никакого отношения. Там мы все равны и часть одного целого. Но я помню как в советские времена люди по традиции обменивались фразами «Христос Воскрес» и «Воистину воскрес», а потом многих будто заклинило и стали произносить вслух и нечитаемое.
Правильно всё-таки говорить «Христос воскрес».
Теперь откуда форма «воскресе»? В церковнославянском она пишется с ером на конце. Слог вообще не мог заканчиваться на согласный звук. Читалось… да, типа «воскресе», но гласный был короткий. Кстати, многие…

Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, рад вас приветствовать в преддверии праздника Святой Пасхи Христовой.

Многое было уже сказано об особенностях Пасхи в этом году. Она удивительным образом совпадает с Днем космонавтики 12 апреля, и поэтому мы вспоминаем о том, что наш народ всегда ведом был какой-то особой миссией в истории, особым дерзновением, которое нельзя не соотнести с православным миропониманием, с той устремленностью к духовному небу, которая сделала возможным и величайшие свершения по освоению физического неба.

Пасха в нынешнем году — это и день святого Иоанна Лествичника, который как раз и напоминает нам о том, что восхождение по пути доброделания и по пути богопознания — это важнейшее в жизни человека делание, делание, которое вроде бы формально противоречит приоритетам мирских устремлений, но удивительным образом одухотворяет, оживотворяет и делает по-настоящему, истинно успешным любой человеческий труд, любое устроение наших повседневных дел.

Говорится много и сегодня о том, что в этом году празднуется 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и мы опять вспоминаем, как именно крепость и возвышенность народного духа, который неразрывно связан с идеалами Святого Православия, помогли одержать победу над неприятелем, который был во много раз лучше организован, который не перенес тех трагедий, какие перенесло наше общество в 20-е и 30-е годы, который был по всем внешним признакам гораздо мощнее. Но дух оказался сильнее человеческой мощи, и так получилось, что народ, который, несмотря на все господство тогдашней безбожной идеологии оставался воспитанным в православном духе, в итоге проявил себя как более сильный.

Многое говорится и еще будет говорится в эти дни о том, что Пасха Христова — это время, когда разрешаются многие человеческие проблемы, когда стираются различия между социальными группами, поколениями, теми или иными сообществами, в том числе враждующими, на которые себя разделяют люди. В это время мы воспеваем: «Радостию друг друга обымем, и ненавидящим нас простим вся Воскресением».

Пасха — это время примириться с теми, с кем ты ссоришься — быть может, многие годы. Пасха — это время для богатых прийти в жилище бедных, к тем, кто лишен крова, лишен пищи, и помочь разделить христианское братство. Пасха — это время для бедных не обижаться на богатых, а помолиться о них и вместе с ними постараться что-то сделать, чтобы жизнь страны и народа улучшилась.

В дни Великого поста многие люди обращались к Церкви с просьбой о поддержке. Это были люди, которые пострадали, в свое время взяв ипотеку в иностранной валюте, это были фермеры, которое сегодня чувствуют очень неуютно себя перед лицом крупных сельскохозяйственных предприятий и тех правил и регулирующих документов, которые отдают безусловное предпочтение именно крупным сельхозпроизводителям. Обращаются, как обращались уже в течении многих лет, люди которым отказывают в получении некоторых базовых льгот и даже в реализации базовых прав, потому что у них нет электронных документов. Церковь старается ходатайствовать обо всех этих людях. Иногда, приходя в какие-то властные кабинеты, слышишь сначала неприятие, и напоминаешь, что скоро Страстная седмица и Пасха, и надо встретиться всем в храме. И умягчаются злые сердца, и получается, что проблемы, которые сначала отказывались разрешать, потому что они считаются надуманными и глупыми, не имеющими отношения к реальным пожеланиям и чаяниям людей, — вдруг разрешаются или по крайней мере принимаются серьезные усилия для того что бы они разрешились.

Многих примиряют страдание и Воскресение Христово. Всех должна примирить Святая Пасха — в нашем обществе, которое очень разделено, в котором существует вражда, в котором иногда одни говорят о других как о существах «другого биологического вида», — а именно так было сказано одним современным публицистом и общественным деятелем, — в обществе, в котором столь много презрения одних по отношению к другим, столь много желания чуть ли не уничтожить друг друга (вспомним о тех трагических событиях, которые происходят на юго-востоке Украины). Именно в этом обществе — столь непростом, столь разделенном, столь атомизированом, вновь и вновь звучит пасхальное послание: «Христос Воскресе — воистину воскресе», и многие, казалось бы, непреодолимые препятствия, и обиды, и поводы для взаимной ругани и озлобления — вдруг уходят куда-то очень далеко.

Дай нам Бог вот эти особые чувства, которые мы переживаем на Пасху, претворить в нашу последовательную, целожизненную, постоянную миссию примирения, в способность пересечь любые человеческие границы, чтобы приобрести друг друга для царствия Божия, чтобы преодолеть рознь мира сего.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своем сказал о важности подвига, то есть осуществления христианских ценностей и веры самой в жизни человека. И сказал он о том, насколько этот подвиг сегодня может общество изменить. Вот, что было сказано Его Святейшеством: «Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем возможность опытно познать, что есть настоящая и совершенная любовь, ибо жертвенность, лежащая в основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства. Господь призвал нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении ближним, а наипаче тем, кто особенно нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим. Если этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в земной жизни Самого Спасителя, станет достоянием большинства, то люди будут по-настоящему счастливы. Ведь, служа другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдает: Сам Господь входит тогда в его сердце, и через приобщение Божественной благодати меняется вся человеческая жизнь. Как без труда нет святости, как без Голгофы нет Воскресения, так и без подвига невозможно подлинное духовно-нравственное преображение личности».

Подвиг, основанный на вере, подвиг, в котором не может не изливаться истинная вера православного человека, — это то, чего сегодня ждут от Церкви и люди, и целые народы. Иногда пытаются вновь и вновь нам сказать: «Ваша вера не имеет отношение к тому, что происходит в обществе, она говорит о чем-то слишком общем, слишком далеком от конкретных жизненных ситуаций. Оставайтесь там, в этой области далеких высоких и общих слов, не обличайте нашу совесть, не говорите ничего в тех случаях, когда кто-то, особенно облеченный властью, облеченный могуществом, желает грешить так, чтобы его не беспокоили». Но не так действовали апостолы, не так действовала во все века истории Святая Церковь.

Из Писания и Предания мы знаем, что Слово Божие и правда Божия многим не нравились, и тем не менее никогда Церковь не отказывалась от того, чтобы их возвещать, чтобы Христос распятый, Который для иных соблазн, а для других безумие, чтобы Христос Воскресший, Который для многих недостижим в рациональном понимании, но Который меняет жизнь человека, если ты начинаешь общаться с Ним, с живым Богом, — возвещался во время и не во время. Часто говорят, что вера не может сотворить чудеса, и христиане не могут изменить мир, который живет и даже должен жить, как некоторые считают, по законам греха. Но логика смерти и Воскресения Господа Иисуса, логика высочайших чувств Страстной седмицы и величайшей радости Пасхи, совсем другая.

Вот что сказано в послании Святейшего Патриарха: «Когда подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги».

Да будет так с нами, да будем мы народом, который действительно стремится жить и живет по слову Христову, народом пасхальной радости, народом постоянной памяти о страданиях и смерти Спасителя, искупивших нас и сделавших для нас открытым небо. Будем народом Божиим, народом Христовым прежде всего, и тогда и на Земле мы устроим свою жизнь достойно — пусть и не всегда богато и не всегда как победители, но именно достойно, — и врата Царствия Божия не будут закрыты для нас.

С праздником Святой Пасхи, дорогие о Господе братья и сестры. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос. Аминь.

Патриархия.ru


«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Именно такие слова звучат в это воскресенье очень часто, потому что сегодня — Пасха, самый известный и светлый православный праздник.

В этот день Христос воскрес! Ведь это первая настоящая победа жизни над смертью

****
Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти. Иудейская Пасха произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует. В некоторых языках слово произносится так - "Писха". Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

«Христос на кресте» Франсискоде Сурбаран.

История праздника до рождения Христа, или Ветхозаветная Пасха

Праздник зародился задолго до рождения Христа, но значение праздника Пасхи в те времена было очень большим для еврейского народа. История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Много издевательств, бед и притеснений понесли рабы от своих хозяев. Но вера в Бога, надежда на спасение и милость Божию всегда жила в их сердцах.

«Оплакивание Христа». Сандро Боттичелли.

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресению запел.

И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
Проснись, земля, - они вещали, -
Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки -
Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь».

Княжна Е. Горчакова

Христос воскресший. К.П. Брюллов. 1840 е гг.

Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Однажды к ним пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства. Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней.

Явление Христа ученикам по Воскресении. Ф. И. Иванов. 1850 г.

Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома - ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом. Последняя, десятая казнь, как и предыдущие покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его.

Христос среди учеников после воскресения. И.Е. Репин. 1886 г.

Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. С тех пор «Пасха» означает - прошедший мимо, миновавший. Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила.

Евреи стали праздновать освобождение от рабства и минование их семьями казней, называя праздник Пасхой. История и значение праздника Пасхи запечатлены в Библии книге «Исход».

Явление Христа Марии Магдалине. А. Е Егоров. 1818 г.

Пасха по Новому Завету

На израильской земле у девы Марии родился Иисус Христос, которому суждено было спасти человеческие души от рабства ада. В тридцать лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами.

Василий Игоревич Нестеренко. Распятие. 1999.

Василий Васильевич Верещагин. Распятие на кресте у римлян. 1887.

Христос, подобно ягненку, был заклан, но кости его оставались целы, и это стало Его жертвой за грехи всего человечества.

Альбрехт Альтдорфер. Распятие. Христос на кресте. Мария и Иоанн.

Василий Игоревич Нестеренко. Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. 1997.г.

Еще немного истории

Накануне распятия, в четверг, состоялась Тайная Вечеря, где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино - кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия. Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и началом поста, а воскресенье - днем радости.

Художник Павел Попов. Тайная вечеря.

В 325 году, на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи - в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед. За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Филипп де Шампень. Тайная вечеря.

В соответствии с преданием, Иисус Христос после Воскресения, пришел к апостолам в то время, когда апостолы трапезничали. Это случилось в Чистый четверг. Среднее место было не занято, а в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Со временем появилась традиция в праздничное Воскресение оставлять хлеб в храме. И оставляли его на особом столе. Именно так, как это делали апостолы.

Хуан де Хуанес. Тайная вечеря.

Тайная вечеря. Репин

Великий пост

Пасха в России - один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост. Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила. 40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.

Лапшин Георгий Александрович (1885-1950) «Пасха» 1920 (в Париже жил с 1924 года)

Смирнов Борис Васильевич (1881-1954) «Празднование пасхи» 1918

Заканчивается Великий пост Страстной неделей. Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы.

Юлия Кузенкова. Пасха

В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.

Бедношей Даниил Пантелеевич (1924-1989) «Пасхальный натюрморт» 1979

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!»

Ксения Шафрановская. Пасха

Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии. Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в пятницу (Страстную). Тело сняли с креста и похоронили. Гроб - пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Воскресное утро

Женщины - последовательницы Христа - утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем - днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, - Христос воскрес.

Всюду радость и объятья:
"Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья:
Он воистину воскрес!"

В. Кузьменков




Многие пишут о том, что непонятно, как правильно говорить: Во истину воскресе или во истину воскрес – это форма приветствия христиан на Пасху. Но многие, не знают, как правильно говорить. На самом деле оба варианта правильные и верные. Просто нужно знать, как правильно их использовать.

Церковное придания




Слова «Во истоину воскресе» говорят на «Христос Воскресе!». Такая традиция пошла ещё с Древней Греции, откуда и пришло христианство в Россию. Только там говорили его по-другому, на греческом языке. Слова «Христос Воскресе!» говорят на церковно-славянском языке. На нём же читают молитвы, хотя для непривычного слуха этот язык может показаться странным. Многие слова там звучат совершенно не так, как в разговорном русском. Например, не Богородица, а Богородице в именительном падеже. Получается ощущение среднего рода, который воспринимается, как определённый диалект.

На самом деле в церковной практике правильно говорить «Христос Воскресе» и отвечать «Воистину Воскресе!». Многие слова, которыми владеют христиане, постоянно посещающих храм, непонятны обычным людям. Однако такая форма среди них – норма и в этой среде правильно говорить: «Христос Воскресе!», как священник во время церковной службы. Это устная форма высказывания.

Светская форма




Однако не стоит думать, что говорить «Христос Воскрес» и отвечать «Воистину воскрес» неправильно. Просто она сложилась намного позже и считается не церковной, а светской. Обычно это выражение использовалось в литературе или при написании писем и открыток. На современный взгляд, это более понятная и доступная форма, которая имеет право на существование, и делать замечания тем, кто так говорит, не стоит. Просто Воистину Воскрес говорят в не церковной среде, на светских мероприятиях и раутах. Так приветствуют тех, кто далёк от храма, но отмечает Пасху вместе со всеми и тоже хочет принять участие в празднике.

Воистину воскрес удобно писать и в письменной речи, например, при составлении стихов. Это даже воспринимается не просто, как приветствие христианина, а признания факта и описание самого события. В литературе используются различные формы написания о Христе и библейских событиях и там форма Христос Воскрес вполне уместна. Поэтому тем, кто поздравляет не церковных людей с праздником, пишет стихи или прозаические произведения о библейских событиях, можно использовать такую форму. Это не считается неправильным, как в театре слова «шо» и использования фрикативной формы «Г» в деревенском диалекте.

Как правильно приветствовать друг друга на Пасху




В церкви обычно говорят «Христос Воскресе» и все повторяют за батюшкой эти слова в общении. Затем отвечают «Воистину Воскресе» и три раза целуются в щёку, после чего дарят подарки. Обычно детям принято дарить небольшие или . Если вы хотите поздравить друзей, достаточно собрать пасхальную корзину с куличом и яйцами и прихватить с собой бутылку хорошего красного вина.

Парень может подарить девушке небольшую корзинку с куличом или яичком и маленький подарок. Это может быть украшение, блеск для губ или хорошая тушь для ресниц. Такой подарок понравиться всем желающим. Парню можно сделать аналогичный подарок, только косметику заменить красивым шампунем или парфюмерией. Можно использовать и другие подарки.

Пожилой женщине можно подарить вышитую икону или просто красивую картину. Например, из бисера или специальной алмазной вышивки. Сюжет не обязательно может быть библейским. Главное, чтобы в нём не было мрачных элементов и агрессивности. Тогда ваш подарок понравится.