Бунин лес точно терем расписной презентация. Урок литературного чтения И

Бунин лес точно терем расписной презентация. Урок литературного чтения И

VIII вид

Конспект урока

по литературному чтению

на тему: «Описание осени в стихотворении ».

5 класс VIII вид.

Учитель:

Цели урока: ,,,,,,,,

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Задачи:

Дидактические:

Ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Коррекционные:

Развивать память, внимание, речь, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению, любовь к поэзии.

Оборудование:

Мультимедийная доска

Краткое описание: Цель игры – закрепить полученные знания, расширить представление,,,,,,,,,,. К конспекту прилагается презентация игры

Ход урока

Торжественно и восхищенно начинается стихотворение.

Ученики читают:

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Дух захватывает от такой красоты.

Какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать свое восхищение красотой осеннего леса?


Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?

Терема строили в Древней Руси, жили в них князья, бояре, цари. Чаще строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный терем-дворец. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

О каких деревьях говорится в стихотворении?

Загадки помогут вам назвать их.

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

Не загадка это даже

Сразу назовем

Если только кто-то скажет

Желуди на нем (Дуб)

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая , как еж

Зимою в платье летнем. (Ель)

Сучки рогатые,

Плоды крылатые.

А лист - ладошкой

С длинной, ножкой. (Клен)

Чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения.

Найдите сравнения:

Терем

Вышки

Оконца

Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об осени?

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Какова осень в представлении поэта: веселая или грустная?

О чем грустит осень?

Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией?

Почему стало так тихо в лесу?

Птицы улетели.

Давайте еще раз полюбуемся красотой осеннего леса. Ее воспевали и художники, и поэты, и музыканты.

А Иван Алексеевич - мастер необычайных и тонких запечатлений природы.

Вы хорошо работали, хорошо отвечали на вопросы, все молодцы!

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной… В 1902 году в издательстве «Знание» вышел первый том сочинений И.А. Бунина.

Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной В пустынной тишине ночной. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят,- Недаром эта ночь прошла! Двор пуст и холоден. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». 6 Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Дети. – Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

Стоит над светлою поляной. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели. Одно из самых красивых стихотворений об осени – стихотворение Бунина “Листопад”. Обратите внимание ребенка на то, что хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Первая часть произведения представлена читателю в виде прекрасного образа леса, окутанного золотистой листвой и растительностью.

Дальнейшая часть стихотворения уже показана в виде картины, на которой преобладает безмолвный и уставший лес, которые ожидает скорой смерти. И. Бунин в стихотворении «Листопад» старается передать читателю осенний период максимально ярко и выраженно, чтобы человек смог ощутить натуральность происходящего.

Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой - Предвестник долгого ненастья. Они разрушат старый терем, Оставят колья и потом На этом остове пустом Повесят инеи сквозные, И будут в небе голубом Сиять чертоги ледяные И хрусталем и серебром.

Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев.

Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». Такой признак осени называют листопадом. У. Найдите этому подтверждение в тексте стихотворения. У. Почему осень для писателя праздничная и нарядная? У. А теперь закройте глазки и послушайте еще раз это стихотворение.

Откройте глазки и посмотрите, какой изобразил художник Левитан золотую осень. Русская природа – это одна из основных тем произведений художников. Всмотритесь внимательно в эту картину. На ней изображен русский пейзаж, какой вы встречали в жизни не раз, но не остановили внимания на нем. А Левитан смог подсмотреть русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием.

Администрация сайта и форума не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями. Несколько летних дачных сезонов в период с 1896 по 1900 год Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) провел в подмосковном Царицыне. Описывая в стихах и прозе природу Царицына, он делал акцент на осенние мотивы. Если у Пушкина была Болдинская осень, то у Бунина — осень царицынская.

Во времена Ивана Бунина Верхний царицынский пруд имел три затона, образованных речками Язвенкой, Черепишкой и Городней. Но в душе — все веселей! Пребывание в Царицыне многих писателей и поэтов влекло к романтическим образам. Короткий рассказ «Десятое сентября» навеян воспоминаниями о трагическом случае, свидетелем которого был Бунин в Царицыне. Ведь у Бунина нет никакой привязки.

Желательно, чтобы места пребывания Бунина в Царицыне были как-то отмечены. 1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

5)Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки? Учитель. Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства. Учитель. Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. Учитель. А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Учитель. А теперь давайте посмотрим, в наших словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать. 7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

И свою любовь к природе. Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Вступает в пестрый терем свой… Мотивы царицынской осени звучат и в прозе Бунина. Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.

Класс: 4

  • формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
  • развивающие : развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
  • воспитательные : воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения И.С.Никитина "В синем небе плывут над полями:".

Какие эпитеты выписали из стихотворения?

1. Введение в тему урока.

Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).

Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

4. Знакомство с биографией поэта.

Сообщение ученицы:

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.

Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.

5. Работа над стихотворением.

а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

б ). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.

в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками (с.795).

  • Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый (с.327).
  • Багряный - красный густого, тёмного оттенка (с.33).
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева (с.318). Слайд 2.

г) Выборочное чтение.

Анализ стихотворения.

1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса. Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.

На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.

2. Анализ первой части отрывка. Слайд 3.

Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса. Что напомнил осенний лес Бунину? Что же особенно его удивило? Почему он сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?

Кто в природной тишине является одушевлённым? Как называется этот приём в художественной литературе?

Что называется олицетворением ? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).

Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). (Повторить в парах).

Работа в группах . Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"

Физкультминутка "В лесу". Слайд 4. 3.

Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.

Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? (на башни терема). Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон). Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение). Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

Как называет автор окна? (оконца). О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса .

Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

6. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?

7. Физкультминутка для глаз.

8. Анализ 2 части отрывка. Слайд 5-7.

А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. Какова здесь осень? (грустная) Как вы догадались? (и осень тихою вдовой). О чём грустит осень? Найдите слово, которое повторяется несколько раз. Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?

Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.

Как он пишет о тишине? Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). Слайд 8. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю:)

В каком образе выступает осень в этой части?

9. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

Что изобразил художник? О чём эта картина?

Какие деревья здесь занимают центральное место?

Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?

Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?

Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?

Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.

Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?

10. Работа над выразительностью. - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения.

2.Тон чтения.

3. Логические ударения.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.

11. Итог урока. - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?Что вы запомнили о И.Бунине? Слайд 9.

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).

Ответы к школьным учебникам

Поэт рисует картины золотой осени. Сначала мы видим лес, разрисованный разными красками: «Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный». Жёлтые берёзы, тёмные ёлочки, сквозь которые видны голубые про­светы неба. Восхищение красками, радость, восторг! Потом можно ощутить запахи: «Лес пахнет дубом и со­сной». Осень величаво вступает в свои владения. Инто­нация становится более спокойной и размеренной.

Поэт рисует поляну, на которой играет последний моты­лёк, и блестит воздушная паутина. Много света и тиши­на. «Такое мёртвое молчанье в лесу и синей вышине, что можно слышать листиков шуршанье». Благоговение и трепет души. Интонация неожиданности от мотылька сменяется скрытым тихим восхищением.

И, наконец, умиротворение, покой, наслаждение красо­той природы и заворожённость ею. «Лес...стоит над солнечной поляной, заворожённый тишиной».

Поэт использует сравнения, чтобы оСогатить своё стихо­творение более яркими образами, чтобы читатель мог точнее представить картины золотой осени.

«Лес точно терем расписной» - осенняя листва много­цветная, и лес словно раскрашен разными красками как терем. Светел, богат и необыкновенно красив.

«Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой» - резьба - это способ искусного украшения изделий из твёрдого материала тончайшим, словно кружевным, ри­сунком. Изящная листва берёз похожа на эту необыкно­венно красивую резьбу.

«Как вышки ёлочки темнеют» - ели имеют глубокий зе­лёный цвет хвои, значительно темнее, чем осенний окрас любого другого дерева. Стволы ёлочек - ровные, пря­мые, смотрящие вверх.

«Просветы в небо, что оконца» - сквозь листву видно чистое голубое небо. Кажется, что смотришь через ма­ленькие окошечки, украшенные старинной резьбой. По­этому автор называет их оконцами.

3. Как изменяется лес? Как поэт показывает эти изменения? Прочитайте. Как вы представляете эту картину: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»? Расскажите.

На вопрос «Как изменяется лес?» ответ можно прочитать в задании 1.

«И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой» - Осень приходит постепенно, краски осени сменяют одна другую, летняя активность природы замедляется, природа успокаивается и засыпает. Золотая осень сопровождается разноцветием красок, которое скоро исчезнет.

4. Как изменяется настроение Осени с приходом «долгого ненастья» и зимних холодов? Как об этом говорит поэт?

Грусть, печаль, покой, умиротворение - такие чувства приносит с собой поздняя осень, которая стирает пёстрое многоцветие осени золотой. «Играя, в небе промелькнёт скворцов рассыпанная стая - и снова всё кругом замрёт».