Пушкин очень высоко ценил творчество Дениса Ивановича Фонвизина, писавшего при Екатерине II. Он усматривал в Гоголе его преемника. Главный герой Фонвизина - недоросль Митрофанушка - приводил Александра Сергеевича в полный восторг.
О художественно-социальном стиле этого комедиографа высоко отзывались Герцен, Белинский. Гоголь же увековечил образ своего учителя, Фонвизина (правда, без указания имени), в повести «Ночь перед Рождеством». Вспомните, когда кузнец Вакула обратился к императрице, та перевела разговор на человека средних лет с полным бледным лицом и предложила тому отобразить в очередном своем сочинении «это народное простодушие». На человеке был небогатый кафтан с перламутровыми пуговицами. Так выглядел Фонвизин.
Итак, созданная по классическим канонам комедия (Фонвизин, «Недоросль»). Характеристика героев, однако, получилась новаторской для XVIII века. Персонажам пьесы и посвящена эта статья.
Несомненно, закладывает традиции русской национальной комедии представленная Денисом Ивановичем Фонвизиным характеристика героев. «Недоросль» смело и открыто бичует самодурство помещиков-крепостников. Наиболее отрицательным образом комедии является госпожа Простакова. Она управляет своими крепостными твердой рукой, скорее, даже жестоко. Не брезгует героиня невежественна и злопамятна. А разговаривать на повышенных тонах с прислугой для нее - дело обычное. Привычно помещица обращается к своему крепостному Тришке: «скот», «воровская харя», «болван», «мошенник». Няньке своего сына, Еремеевне, которая в этом оболтусе, «благодарная» мамаша говорит «каналья», «собачья дочь», «бестия». И это - к наиболее приближенным, «дворовым» людям! С остальными же ее разговор - и того короче. Простакова грозится «запороть их до смерти». Она уверена в себе, потому что законы - всегда на стороне помещиков.
Правда, у этой мегеры есть отдушина в душе: она любит своего 16-летнего сына. Правда, чувство это - слепое, за что госпожа Простакова поплатилась в конце комедии. Действительно оригинальна авторская, «фонвизинская», характеристика героев. «Недоросль» - это комедия, где каждый герой пользуется своей неповторимой лексикой и определенным словарным запасом.
Господин Простаков - тихий, спокойный подкаблучник. Он во всем подчиняется супруге; не имея своего, следует за ее мнением. Впрочем, он не жесток, любит сына. Но фактически ни на что в доме не влияет, включая воспитание ребенка.
Самобытно и интересно, с соблюдением индивидуальной лексики, создана Фонвизиным характеристика героев. Недоросль не случайно носит Ведь оно по-гречески звучит, как «подобный матери». Кстати, относительно названия комедии. На Руси недорослями называли молодых дворян, не имеющих письменного свидетельства об образовании.
Митрофанушка сторонится учебы, он хамит людям, по-доброму относящимся к нему. Еремеевне говорит: «Старая хрычовка». Учителю Цифиркину - «гарнизонная крыса». Коронная же фраза молодого балбеса - о том, что он не желает учиться, а хочет жениться - несомненно, является творческой находкой Фонвизина, она действительно стала крылатой. Недоросль недалек умом, груб и невежественен. Его лени потакают все в доме.
Брат Простаковой, господин Скотинин, в комедии изображен карикатурно. Он с презрением относится к низшему сословию, зато для него - настоящее увлечение и цель жизни. Весь его кругозор ограничен проблемами свинарника. Об этих животных он не устает говорить. Вдобавок ко всему, он хочет жениться на Софье.
Впрочем, не меньше в комедии положительных образов. Присланный для проверки имения Простаковой казенный чиновник Правдин является воплощением справедливости, законности и разума. Его возмущает, когда люди, «имеющие власть» над крепостными, используют ее «зло и бесчеловечно». Он стремится помогать «достойным людям», способствовать правильному воспитанию. В результате его проверки имущество Простаковой реквизируется государством.
Позитивен и Стародум, впитавший честное отношение к службе со времен Петра I. Служба в армии, а затем и чиновничья доля не только принесли ему состояние, но и сформировали его честным, порядочным человеком. Одинаково он считает неприемлемым и угождение власть имущим, и нарушение человеческих прав обездоленных.
Честна и образованна его племянница Софья. Она имеет проницательный ум, поэтому собирается строить свою жизнь так, чтобы заслуживать доверие «людей достойных». Честен, скромен и открыт жених Софьи - молодой офицер Милон. Свою храбрость он проявил в боевых действиях. Молодой человек обладает действительно рыцарским воспитанием. Война не превратила его в солдафона. Свою любовь к Софье он считает наибольшим богатством.
Среди второстепенных персонажей есть и положительные - порядочный и прямой Цыфиркин, бывший содат; и отрицательные - хитрый и жадный Кутейкин, семинарист - недоучка, Адам Адамович Вральман - с подлой лакейской сущностью, восхваляющий Митрофана, чтоб заслужить милости от Простаковой.
Фонвизин, несомненно, был мудрый и наблюдательный человек. В комедии им дана уничтожающе-обличительная характеристика героев. «Недоросль» заставляет задуматься о необходимости прекращения издевательств над крепостными людьми. Поэтому комедия Фонвизина - не отвлеченная, не для увеселения екатерининских вельмож и фаворитов, а остросатирическая, социально-направленная. Труд над такими произведениями для самого комедиографа был неблагодарным, требовал нервов. В отставку Денис Иванович пошел из-за тяжелой болезни - паралича. Даже императрица Екатерина II, женщина прогрессивная, недолюбливала едкую сатиру Фонвизина и не всегда шла навстречу прошениям классика.
Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям. Скотинин - свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника - Митрофана.
С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым - Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» - с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу.
Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.
Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.
Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка.
Заключительная реплика Стародума, которой завершается « »: «Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.
Другая проблема «Недоросля» - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.
Значительная часть драматического действия в «Недоросле» в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы - бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. -
Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.
Еремеевна – второстепенная героиня в пьесе Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль». Она приходилась кормилицей и нянькой для Митрофана. Автор говорит об Еремеевне, как о крепостной крестьянке, сильно преданной своим хозяевам. Фонвизин отчётливо показал нам, что хозяева не ценили в крепостных людях их хорошие качества, а только вселяли в них рабскую покорность.
Еремеевна почти сорок лет служила Простаковым. Она выслушивала от хозяев много оскорблений и ей платили маленькое жалование – она получала пять пощечин в день и пять рублей в год. Еремеевна нянчилась с Митрофанушкой с самого его рождения и практически заменила ему родную мать. Не жалея себя, она постоянно защищала и оберегала его. Когда Скотинин хотел наброситься на мальчика, она заслонила его своим телом и со злостью крикнула на дядю Митрофана, что готова отдать свою жизнь ради Митрофанушки, а если Скотинин от него так и не отстанет, то Еремеевна грозилась "поотрывать ему бельмы". Но лентяй Митрофан относился к своей няне не как к человеку, а как к "старой хрычовке", на которую можно было всегда пожаловаться матери, чтобы та ей пригрозила.
Многие жалели бедную Еремеевну, но ничем не могли ей помочь. Но сама она никогда себя не жалела. Еремеевна была предана своим хозяевам как рабыня, у неё не было чувства своего достоинства, на чём и сделал акцент автор: «Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не только что... живота не жалеешь… а все не угодно». Еремеевна не злилась и не ненавидела Простаковых, она беспрекословно выполняла все их приказы, не обращая внимания на то, что помещица и её сынок Митрофанушка обзывали её "собачьей дочерью", "бестией", "старой ведьмой" и другими обидными для неё прозвищами. Однако, несмотря на всё это, она очень боялась своей хозяйки, ведь именно Еремеевна несла всю ответственность за Митрофанушку, и если бы с ним что-нибудь случилось, то виновата была бы во всём только она.
Однажды был такой случай, когда Еремеевна, кроме Митрофана подумала и о себе. Это произошло в тот момент, когда Милон оттолкнул её от Софьи, и она воскликнула: «Пропала моя головушка!».
Таким образом, можно сделать вывод, что судьба Еремеевны довольно трагична и тяжела, ведь всю свою жизнь она прислуживала хозяевам-извергам, а они ей и слова доброго не сказали и кроме этого она никогда от них не получит благодарность за свою верность и привязанность.
Данный персонаж комедии показывает качества, которые холопская жизнь и нежелание развиваться формируют у человека.
Еремеевна – нянька, с младенчества воспитывающая Митрофанушку. Она искренне привязана к недорослю, несмотря на всю его неблагодарность. Она грудью защищает его от Скотинина, готовая вступить в драку, но не дать обидеть своего великовозрастного воспитанника.
Используя образ Еремеевны, автор показывает, как добрые чувства людей превращаются в свою противоположность. Ее любовь к воспитаннику, естественная привязанность, вызванная тем, что он рос под ее присмотром, переходит в гиперопеку. Испытывая к Митрофанушке добрые чувства, она, в той же степени, что и его родители, балует своего воспитанника, способствуя его превращению в бесполезного себе и окружающим члена общества.
Еремеевна продолжает считать Митрофана, взрослого уже по понятиям того времени, ребенком. В этом сказывается и ее природная доброта и консерватизм. Кормилица, также как и ее воспитанник не желает учиться в широком смысле слова. Еремеевне гораздо комфортнее жить в мире, который не изменяется, так как в таком случае не нужно прилагать усилия, хотя бы, чтобы осмыслить сложившуюся ситуацию. Няня оказывается не только защитницей недоросля, но и, в некоторой степени, его духовным близнецом.
Терпение кормилицей побоев и унижений также вызвано, в значительной степени, ее нежеланием предпринять что-либо для изменения своего положения. Личностные усилия у Еремеевны вызывают гораздо более сильный стресс, чем привычное повседневное унижение.
Еремеевна продолжает верно служить семье своим хозяевам, несмотря на грубость и побои, которым она постоянно подвергается. Фонвизин делает акцент на этом в сценах, где появляется героиня. Его, как и многих передовых русских людей возмущала рабская покорность у представителей русского народа. Ее причиной была ограниченность Еремеевны, которая всю жизнь провела в роли прислуги, которой не с чем сравнить.
Раболепие кормилицы сочетается с ее усердием и добросовестностью. Одно с другим неразрывно переплелись. Фонвизин стремится показать, насколько опасна такая безграничная преданность и добросовестность. Еремеевна оказывается замешанной в темные дела своих хозяев. Она помогает похитить Софью. Причем Еремеевна делает это, просто следуя привычке повиноваться всему, что прикажут хозяева.
В данном случае Еремеевна олицетворяет худшие качества, которые видели ряд писателей и публицистов в русском народе - безграничное терпение и готовность повиноваться самым жестоким правителям. Исполняя любые их прихоти, люди, с рабской сущностью еще больше развращают своих повелителей.
Сторонник просвещения, познания и усовершенствования мира, автор произведения резко осуждал лень, вне зависимости от того, вызвана ли она богатой и праздной жизнью или просто привычкой и образом жизни. В духовном раболепии, показанном им в образе Еремеевны, писатель видел благодатную почву для развития пороков, разрушающих и общество, в целом, и жизнь отдельных людей.
Фонвизин Денис Иванович высмеивал в своей работе «Недоросль» особенности дворянства. С его вечными прислугами, которые задарма трудились, не сгибая своих горбов. Ему не нравилось, что эта выдуманная интеллигенция обирала людей и жила припеваючи. Поэтому, он создавал персонажей, максимально похожих на эпоху того времени. Через слабоватые образы людей, он выводил собственную гармонию ненависти к помещичеству.
Еремеевна – старуха неизвестных лет, была кормилицей и няней пятнадцатилетнего лба Митрофанушки. Несмотря на то, что он был уже в приличном возрасте, с ним сюсюкались как с маленьким младенцем, которому вечно нужно потакать.
Няня постоянно бегает за своим «барином» и выполняет все его указания, словно она его личная рабыня. Она безответно привязана к семье Скотининых, что делает её ещё более жалкой.
Когда происходит ситуация, что ей приходится защищать своего хозяина, она грудью бросается на защиту, чтобы никто не имел права причинить ему вред. С одной стороны, это хорошие материнские качества, которые она могла бы использовать на своих детей, но Бог дал ей только право воспитывать чужих. Это лишает её всех адекватных чувств, показывая что она не уважает даже своё достоинство.
Она даже решается на преступление и караулит ночью Софью, чтобы помочь своим хозяевам похитить её. Единственное, что получает Еремеевна в ответ – побои и плохое уважение. Учитывая то, что она второстепенный персонаж – она контрастна и заметно выделяется на фоне других.
Чтобы образ получился ключевым, Денису Ивановичу Фонвизину пришлось обнажить пороки того общества. Образ вышел действительно очень живым, о чем свидетельствуют письма Гоголя, который говорил, что комедия поражает своей реалистичностью и трагичностью происходящих событий, которым место быть в самых удаленных уголках страны.
И в действительности, все второстепенные персонажи были выражены очень ярко, что оживило общее настроение работы. Чтобы работа была наполненной силой реалистичности, были подняты все темы, которые беспокоили общество. Это и наделило комедию своим непередаваемым духом и смелой сатиричностью.
Нужно уметь быть милосердным и уметь сохранять равновесие в трудные моменты жизни.
О чем заставляет задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»? Великий философ, психолог семнадцатого века, - это, безусловно, Федор Михайлович Достоевский, который, написав знаменитый роман «Преступление и наказание»
Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.
Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.
Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными - не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.
Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:
Герои | Характеристика | Речь персонажа |
Отрицательные персонажи | ||
Госпожа Простакова | Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства - сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. | Тришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне — «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель».»Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.» |
Скотинин | Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий. Единственная страсть - свиньи и всё, что с ними связано, придаёт его образу некое подобие животного. | «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».«Люблю свиней…»«В деревеньках ваших водятся ли свинки?»« Я и своих поросят завести хочу».«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»«Эко счастье привалило».«Я бы те … за ноги,да об угол», «Ах ты чушка проклятая!» — Митрофану.«Да вишь как развизжалась» — о сестре. |
Митрофан | Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого — «похожий на мать». Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где «матушка бьёт батюшку». Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка - не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души - зверь», по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», — говорит о нём Софья. «Чушка проклятая», как называет его дядя, — конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически «недорослем» считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. | Еремеевне — «старая хрычовка»; дяде — «Убирайся, дядюшка; проваливай»; «гарнизонная крыса» — учителю Цыфиркину..«Пострел их побери и с Еремеевной» — об учителях.«Не хочу учиться, хочу жениться».«Все к чорту!» |
Простаков | Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Предпочитает не иметь своего мнения - сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный «бесхребетный подкаблучник», в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин. | |
Положительные персонажи | ||
Правдин | Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. | «Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании». |
Софья | Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя её «мудрость». Честная и образованная. «Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум. | «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы ксчастью».«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных». |
Стародум | Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. | «Просвещение возвышает одну добродетельную душу».«Наличные деньги не наличные достоинства».«Начинаются чины - перестаёт искренность».«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время».«Достоинство сердца неразделимо».«Главная цель всех знаний человеческих — благонравие». |
Милон | Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума. | «Я влюблен, и имею счастье быть любим». «Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…» |
Второстепенные персонажи | ||
Цыфиркин | В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: «За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму».Грубоватый, но прямолинейный и честный. «Праздно жить не люблю», — говорит он. «Прямым добрым человеком» назван Стародумом. | «Здешни господа добры командеры!», «здесь беглый огонь в суткисряду часа по три».«Здравствовать сто лет, да двадцать,да еще пятнадцать, несчетны годы». |
Кутейкин | Недоучившийся семинарист с «говорящей» фамилией: кутья — обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чём свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», «сиречь животина, скот». Жаден к деньгам, старается не упустить своего. | Церковно-славянская лексика: «тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости». |
Вральман | Немец Адам Адамович — бывший кучер Стародума. Человек - проходимец, о чём и говорит его фамилия, выдаёт себя за учёного, который может научить «по-французски и всем наукам», а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. | «Умарить хотят репенка!»«Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками». |
Еремеевна | Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день». | «… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала».»…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно». |
Фамилия Еремеев – произошла от имени Еремей. Эта народная русская форма старинного древнееврейского имени Йеремия, что значит «Бог возвысит» или «Возвышенный Богом». Йиермеях- латинская производная.
Вот что о пророке Иеремия написано в книге «Русь средиземноморская и загадки Библии». Он жил на рубеже VII – VI в.в. до н.э. В это время Ассирия (древнее государство в Северном Двуречье, что было на территории современного Ирака) начала терять свое могущество, а власть Вавилона беспрерывно расширялась. Падение мощной семитической державы не смог предотвратить даже союзный Египет.
Цари Иудеи пытались освободиться из-под чужеземного ига, ища поддержку у Египта. В 602 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 586 году до н.э. окончательно захватил Иудею. Он увел в плен большую часть жителей страны. Последовавший за этим этап жизни еврейского народа получил название «Вавилонское пленение».
Иеремия предвидел все эти беды. Он пророчествовал «От севера открывается бедствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия 1:14).Это было и предупреждение, и призыв к властям Иудеи повернуть политику в иное русло. Напрасно Иеремия без устали повторял им наставление Господа: «И если вы скажите: за что, Господь, Бог наш, делаешь все это?», то отвечайте так: «Как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей (Руси), то будете служить чужим на земле не вашей»
Русские имена еврейского происхождения давала новорожденным церковь. Она нарекала детей в честь древних библейских праведников или святых и мучеников. А святые эти в свою очередь, нередко получали имена опять-таки в честь библейских героев и пророков. Так пришли еврейские имена в русский язык.
Но есть и такая версия, что некоторые из имен, в том числе и Еремей сначала переиначивались на греческий лад (с греческого - Еремей – «дающий богатство»), потом уж на славянский.
Долгое время на Руси фамилий не было. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно и привело к наследию наследственных имен, то есть фамилий. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. У крестьян появилась фамилия только после отмены крепостного права 1861 г. но приживалось это нововведение очень плохо. Только в 1888 году Сенат опубликовал специальный указ «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица и значение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
В статье «Генеалогическое древо» написано: «Некоторые Еремеевы – это нетитулованное российское и малороссийское дворянство от Андрея Еремеева». Дальше имя Андрей не прослеживается.
А в энциклопедии Брокгауза написано Еремеевы – русские дворянские роды. Иван, Никита, Петр, Федор маленький и Федор большой Борисовичи Еремеевы зачислены в 1555 году в состав дворянства. (В другом источнике написано, что Иван Борисович Еремеев был убит в Казанском походе 1550 года).
Яков (ев.имя) Тихонович Еремеев - убит в 1634 при осаде Смоленска. Этот род Еремеевых внесли в VI часть «Родословной книги» Казанской и Псковской губерний. Другие два рода Еремеевых записаны в VI часть «Родословной книги» Тверской губернии (XVII век). Остальные 15 родов позднего происхождения.
Но, в кратком описании статьи А.Х. Халикова «500 русских фамилий Булгаро-Татарского происхождения» есть такие данные: « … по крещении Еремея, внука Илика, вышедшего из Орды на службу к Дмитрию Донскому…» и еще «от татаро-мишарского - хозяин – худжа-ин».
Дмитрий Донской – великий князь Московский, сын великого князя Ивана II Красного, жил с 1350 по 1389 годы.
Тут уж, Еремеевы, выбирайте либо вы потомки одного из дворянских родов и тогда ваша фамилия впервые прозвучала в XV-XVI-ом веках, либо второе, тогда ваш предок воевал в рядах Д. Донского в XIV-ом веке.
Это первые упоминания фамилии в истории государства Российского.
В «Православном церковном календаре» - Иеремия, пророк – Возвышенный Богом (еврейский). Указаны дни празднования памяти святого (по старому стилю):
Пророк - май 1,
Мученик – февраль 16,
Преподобный – январь 14, сентябрь 28, октябрь 5.
А святой день Еремея - 19 июля по новому стилю.
Приметы, связанные с именем Еремей.
1. Еремей, Еремей, про посевы разумей.
2. На Еремея по ранней росе иди на посев.
3. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.
4. Если на Еремея непогода – к суровой, холодной зиме.
5. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.
6. На Еремея не полагалось давать взаймы ни хлеба, ни зерна плохой урожай будет.
7. Если на Еремея (14 мая по н.с.) еловые почки распускаются рано. Скоро, то медлить с посевом нельзя».
И к сведению, Ленька Пантелеев, написавший «Республику Шкид» не кто иной, как Алексей Иванович Еремеев, т.е. однофамилец.
Но это еще не все.
Гуляя по Интернету, я наткнулась на Людмилу Еремееву из Красноярска. Уже десять лет она занимается историей рода. Ее внук – это пятнадцатое поколение Еремеевых, которые она разыскала. Людмила пишет об этом книгу. А вот выдержки из книги Л.Безъязыкова «Красноярск изначальный» -
«В 1695 году против жестокого и вороватого красноярского воеводы Алексея Башковского поднялась группа служивых людей. Более всего действиями воеводы оказались недовольны дети боярские Трифон и Матвей Еремеевы… Они сместили воеводу с поста и выбрали свой орган управления. Бунт этот стал известен как «Красноярская шатость». Вскоре после бурных событий «шатости» Матвей Еремеев с атаманом Дмитрием Тюменцевым «осел» в 86 км ниже Красного яра, образовав село Атоманово. Второй брат, Трифон, уехал в будущую Новоселовскую область. Село, которое он основал, люди стали называть Трифоновкой, а позднее Еремеево. Это село сейчас на дне Красноярского моря. А вот, как и откуда появились братья в Сибири, кто их родители остается загадкой.
Но это Красноярский край, а Вера Карпеевна, моя бабушка по отцу, по мужу Еремеева, приехала из села Усть-Иша, что на реке Иша. Село находится в 66 км от Бийска. Село старинное. При раскопках там нашли могильники V века. В гимназии директором работает Нелли Николаевна Еремеева. То есть в Усть-Ише до сих пор живут потомки Еремеевых. Со слов Лельки, сестры моего отца Иллариона Михайловича, в селе есть наша родня. И кто-то по мужской линии похож на Иллариона как две капли воды. В селе после развода с дядей Васей (старший брат Иллариона) осталась его первая жена Луша с дочерью.
Но вернемся к книге «Русь средиземноморская и загадки Библии».
В этой книге рассказывается об истории «земли обетованной» в последние две тысячи лет до Рождества Христова. История еврейского народа рассматривается как часть общемирового процесса. Прослеживается влияние древнейшей цивилизации (шумерской, египетской, арийской) на развитие еврейского этноса и становлении его культуры и религии. Читателям предлагается множество примеров, доказывающих существование в Библии огромного пласта индоевропейских образов, принесенных в Средиземноморье выходцами из Европы, в том числе и из Русской равнины. В связи с этим в совершенно новом свете объясняются многие библейские мифы и легенды, а известные факты европейской истории получают более глубокое истолкование.
Но найдем в этой книге, что касается Еремея. Выше я уже ссылалась на эту книгу. И там упоминалась Русь. Дальше из книги…
«Название «Русь» как нам представляется, здесь упоминается не случайно. Страна Русена охватывала весь Ханаан, а не только его южную часть – Иудею. Из Библейской энциклопедии» Ханаанская земля охватывала и северные Финикийские города, и южные приморские земли. В «Библейской энциклопедии» на странице 547 есть карта Палестины или Ханаанской земли. Палестина лежала в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к государствам Европы и Азии. Посему сам Господь говорит: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли»…
Можно так же говорить о внутренней, бессознательной предрасположенности еврея Иеремии к арийским понятиям. Его имя является слегка искаженным вариантом слова «Арамей» и производного от него Еремей. Словарь русских имен производит имя «Еремей» от древнееврейского «Яхве возвысит». Но это еще одно общепринятое заблуждение. Еремей – это Яр-муж. Евреи заимствовали это имя у нас. Иеремия жил в Иерусалиме, название которого при переводе с древнееврейского читается, как «Яр-мир» или «Мир Ариев. Арии (арийцы), название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности. Как видим, и во времена Иеремии его население еще помнило о прежнем названии своей земли. Это фрагмент 8 из книги Иеремии 5.19.
Первые родовые дворянские гербы появляются в России в конце XVII – начале XVIII века. Мода на них перешла из Польши. При Павле I было положено начало унификации дворянских родовых гербов. Указом от 20 января 1797 года император Павел I повелел составить «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи». Этим актом Павел, склонный к рыцарской романтики, хотел поднять сословный дух дворянства, ориентируя его героические образцы прошлого.
Во всех Европейских Государствах в древние времена звания Дворянские и звания Рыцарские имели одни и те же обязанности, - Честь и Храбрость были главным основанием деяний Дворянства и Рыцарства.
(ниже в сокращенном варианте дан указ Павла I)
У К А З
Божьей Милостью
МЫ ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ
Император и Самодержавен Всероссийский
и прочая, и прочая, и прочая.
… Роды Княжеския Империи НАШЕЙ по большей части произошли от сынов Великого Князя Владимира Святославовича, озарившего Россию светом Евангелия от родов Княжеских многие произошли роды Дворянские, следовательно, таковые роды происходят от Рюрика, и потому древностию своею не уступают самым древнейшим Княжеским и Дворянским других Государств.
… Насмотрев ныне поднесенную НАМ первую сего Гербовника часть, составленную из трех отделений по правилам памятуемыми УКАЗАМИ НАШИМИ предписанным, МЫ оную утверждая, повелеваем:
1е: Все Гербы В Гербовник внесенные оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого НАШЕГО, или Преемников НАШИХ повеления, никто не под каким видом из оных не исключались и вновь в оные не было ничего прибавляемого.
2е: Каждому дворянину того рода коего Герб в Гербовнике будет представлено свидетельство Дворянского Предводителя, или известных родственников, что он к тому роду принадлежит, выдавать на пергаменте за скрепою, точная копия с Герба онаго рода и с описания при том находящегося.
3е: В случаях коих нужда будет кому-либо доказать Дворянское своей фамилии достоинство, принимать вернейшим доказательством онаю составленный по повелению НАШЕМУ общий Дворянских родов Гербовник, который и хранить в НАШНМ Сенате в Санкт-Петербурге генваря 1 дня 1798 года.
ПАВЕЛ
Всего было издано 20 томов Гербовника. Последний 20-ый том был утвержден Николаем II в феврале 1917 года. А 21-ый том – Сенатом при Временном правительстве с 1 июня по 22 ноября 1917 года.
Фамилия Еремеев встречается в трех томах:
в I – ом за номером 121,
в III – ем за номером 96 и
в XIX – ом за номером 118.
В I – ом томе вероятно Еремеев Андрей. А в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона нашла такую запись:
Еремей Константинович – князь дорогобужский, сын Константина Михайловича, князя Тверского (1346-1372). После смерти брата Семиона, завещавшего свой удел Великому князю тверскому Михаилу Александровичу вел борьбу из-за этого наследства до 1368 года, и когда благодаря вмешательству Москвы получил часть удела – Городок.
Семья – это ручеек, который образует речку, так и история каждой семьи создает историю Отечества. Всякий род незря называется древом – деревом. А у всякого дерева есть и крона и корни. Интересно? Так приступайте к поиску своих корней. Поверьте, тогда и крона вас не подведет.
20.10.2008 г.