Мы всех считаем нулями а единицами себя. «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы…

Мы всех считаем нулями а единицами себя. «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы…

Мы почитаем всех нулями, / А единицами - себя
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 2, строфа 14.
Иронически: о чьем-либо завышенном самомнении, о пренебрежительном отношении к окружающим. см. также Мы все глядим в Наполеоны.

  • - * Допускается применять также неделю, месяц, год, век, тысячеле ** Не допускается применение с приставками...
  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - A единицами себя. А.С. Пушкин. Евг. Онег. 2, 14. Ср. Nullo numero homo. Cicero. Ср. Nullorum hominum homo. Нулевой человек. Terent. См. человек дюжинный. См. в грош кого не ставить. См. единица...
  • - Блаженъ - не тотъ, кто всѣхъ умнѣе, Но тотъ, кто, будучи глупцомъ, Себя считаетъ мудрецомъ. Карамзинъ. Гимнъ глупцамъ...
  • - См. БОГ -...
  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Всякий Демид себе норовит. Ср. Всяк своим умом живет.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Всякъ про себя, Господь про всѣхъ. Всякій Демидъ себѣ наровитъ. Ср. Всякъ своимъ умомъ живетъ... старайся всякъ про себя, а Господь про всѣхъ. Даль. Сказка о Шемякиномъ судѣ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Мы почитаемъ всѣхъ нулями, А единицами себя. Поясн. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 2, 14. Ср. Nullo numero homo. Cicero. Ср. Nullorum hominum homo. Пер. Нулевой человѣкъ. Terent. См. Человек дюжинный. См. В грош не ставить...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Гола Матрена для всех страшна, а лубком покрыта - для всех ходка...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТИШИНА - ШУМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. На людей угодить - себя уморить...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Прошу не всех поименно, а всех поголовно...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Мы почитаем всех нулями, / А единицами - себя" в книгах

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Как заговорить себя от всех бед, от всех врагов Вы, наверное, слышали, как о некоторых людях в народе говорят: «С ним никогда ничего не случается, он заговоренный». И действительно, существует такой чудодейственный заговор, с помощью которого можно уберечь себя от всех бед,

Как заговорить себя от всех бед, от всех врагов

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Как заговорить себя от всех бед, от всех врагов Вы, наверное, слышали, о некоторых говорят в народе: «С ним никогда ничего не случается, он заговоренный». Мы научим вас этому заговору. Он вас оградит от всякого лиха и напрасной смерти.Нужно набрать воду под мостом и пойти с

Люби себя, чихай на всех…

Из книги Стервология. Технологии счастья и успеха в карьере и любви автора Шацкая Евгения

Люби себя, чихай на всех… Настоящая женщина не будет вести счет победам – разве она летчик-истребитель? Светлана Варгузова Самый простой способ спать с влиятельными людьми и жить припеваючи – плюнуть на стереотипы, не стараться понравиться и быть хорошей. Нас всех

Мы почитаем всех нулями, / А единицами - себя

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мы почитаем всех нулями, / А единицами - себя Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 2, строфа 14.Иронически: о чьем-либо завышенном самомнении, о пренебрежительном отношении к окружающим. См. также Мы все глядим в

3.2.1.5. Выделение с инициализацией нулями: calloc()

Из книги Linux программирование в примерах автора Роббинс Арнольд

Получение страниц заполненных нулями

Из книги Разработка ядра Linux автора Лав Роберт

Получение страниц заполненных нулями Для того чтобы получаемые страницы памяти были заполнены нулями, необходимо использовать следующую функцию.unsigned long get_zeroed_page(unsigned int gfp_mask);Эта функция аналогична функции __get_free_page(), за исключением того, что после выделения страницы

ПОЧИТАЕМ ЗАКОН

Из книги Занимательная юриспруденция автора Тилле Анатолий

ПОЧИТАЕМ ЗАКОН Часто в начале лекции я задаю такой вопрос: каждая профессия имеет характерную сущность: летчик умеет водить самолет, актер вживается в образ другого человека, становится им; архитектор должен обладать пространственным мышлением, видеть еще отсутствующий

Люби себя, чихай на всех…

Из книги Школа стервы – 2. Карьера – я ее сделала! автора Шацкая Евгения

Люби себя, чихай на всех… Самый простой способ спать с влиятельными людьми и жить припеваючи – плюнуть на стереотипы, не стараться понравиться и быть хорошей. Нас всех воспитывали неправильно. Ты должна…, ты обязана…, что люди подумают. А люди если и подумают, то от скуки

Сделать чай и кофе для себя ИЛИ для всех?

Из книги Латте или капучино? 125 решений, которые могут изменить вашу жизнь автора Джейнс Хилли

Сделать чай и кофе для себя ИЛИ для всех? Если вы – один из тех веселых людей, кто всегда предлагает приготовить или принести чай или кофе не только для себя, но и для остальных, не ожидайте непрекращающихся благодарностей. Психологические эксперименты позволили

Простите всех – в том числе себя

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Простите всех – в том числе себя Тереза Пушкар: Мы заговорили о прощении. Насколько я поняла, прощение – неходовой товар в нашем мире, где каждый сам за себя. Нам так не нравится прощать. При этом мы понимаем, что, накапливая негативную энергию, растрачиваем свою жизненную

Живая вода: для себя или для всех?

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 2 автора Лайтман Михаэль

Живая вода: для себя или для всех? Недаром колодцы выкапывают в пустыне.В?безлюдье.В пустыне или в поле. И, как правило, этот колодец закрыт каким-то большим камнем, который нельзя сдвинуть одному, необходимы усилия нескольких.Девушки приходят к этому

16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Указывается на злодеяние Ирода, проявленное им в избиении вифлеемских младенцев.

автора Лопухин Александр

19. Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились "И вспомнил Бог о Ное..." "Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом

Кто похвалит себя лучше всех…

Из книги Книга начинающего эгоиста. Система «Генетика счастья» автора Калинский Дмитрий

Кто похвалит себя лучше всех… Тот и станет самым успешным, любимым, счастливым человеком на свете. Всем знакома поговорка: сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Но увы, как показывает практика, хвалить мы себя не умеем – даже стесняемся. Тогда о каком уважении к себе,

ДРУГ – "дарующий разум"

РАВНОДУШИЕ – деяние души, не имеющей феноменов или некоторых способностей; состояние души, когда все "равно".

ДОСТОИНСТВО – достижение стоимости какой-либо цен-ности.

ПРИВЫЧКА – отношения в совместной жизни негармоничных мужа и жены; заменяет счастье (см. у А.С.Пушкина в "Евгении Онегине": "Привычка свыше нам дана / Замена счастию она"); действия человека, неконтролируемые разумом.

Размышления о счастье, дружбе, бренности существования А.С.Пушкина:

…Она была одета Всегда по моде и к лицу; Но, не спросясь ее совета, Девицу повезли к венцу. И, чтоб ее рассеять горе, Разумный муж уехал вскоре В свою деревню, где она Бог знает кем окружена, Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась; Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала. Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. Привычка усладила горе , Не отразимое ничем; Открытие большое вскоре Ее утешило совсем: Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять, И все тогда пошло на стать. Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила любы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь – Все это мужа не спросясь. Но муж ее любил сердечно, В ее затеи не входил, Во всем ей веровал беспечно, А сам в халате ел и пил; Покойно жизнь его катилась; Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья, Нецеремонные друзья, И потужить, и позлословить, И посмеяться кой о чем… …И так они старели оба. И отворились наконец Перед супругом двери гроба, И новый приял он венец…

…Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья . Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя . Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно… (из романа в стихах "Евгений Онегин")

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить... И глядь – как раз – умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля . Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег . А.С.Пушкин

В чем счастье?.. - В жизненном пути, Куда твой долг велит, – идти, Врагов не знать, преград не мерить, Любить, надеяться и верить. А.Н. Майков

Заслужи свое счастье

Мои желания

Навсегда хочу уйти я от проблем, Быть довольной своею жизнью, Чтоб не трогали меня уж ни чем, И плохого не делали местью. Я хочу, чтоб мир стал добрей, Чтоб закончились войны, несчастья, Чтоб России дух стал бодрей, И закончились в ней все напасти! Высоцкая Е.О.

Я так ждала, искала чуда, Я знала, что оно придет, Придет оно из ниоткуда, Откуда ты его не ждешь! И так нахлынет очень быстро Порыв страстей, смятенье душ, А мне так хочется светиться, Как луч добра, свеченьем душ! Душа, она нежна, хрупка и смела, Душа поет и плачет иногда, Она так хочет теплоты и веры, А, в общем-то, добра, добра, добра!!! Лютикова О.

О, Боже! Что такое счастье? И есть ли радость в жизни? Есть? А если есть, зачем нужны ненастья, Гнев, зло, коварство, зависть, лесть? "О, люди, зло вершите сами, Коварство бьет из вас ключом! А чтоб убрать все это, Просите вас умыть Божественным ручьем! Марданова Айгуль (13 лет)

Мне не надо сокровищ Шамаханской царицы, Из живого ручья бы напиться водицы, Посмотреть, как живётся цветку у дороги, Пробежать по росе – не скользили бы ноги! Слушать птиц на заре, как кукушка кричала, Вот богатство земли – разве этого мало? Разве можно сравнить жемчуга, аметисты, С той полянкой в лесу и березкой ветвистой? Разве станешь счастливей, нося ожерелье Не из рук твоих сильных, а с стеклянных каменьев? Я хочу увидать все закаты на свете, Я хочу, чтобы были счастливыми дети, Чтобы матери их в колыбелях качали, И спаси их, Господь, никогда не теряли! Чтоб не плакали больше они у могилы, Задыхаясь словами: "Прости меня, милый!" Нет желаний других только те, что помогут Укрепить мою веру Всемогущему Богу! С Богом так хорошо и на сердце покойно Вот и счастье пришло , всем теперь я довольна! Успокоилось сердце и не рвется наружу Под дожди и ветра на осеннюю стужу! Нет, одно ещё есть у меня в коробчонке - Погулять на полянке за ручку с внучонком! Загорская В.Ф.

Матери, потерявшей сына

Ты много вынесла, за многое платила, Твои глаза уж глубоко внутри. Ты мать, которая растила сына, Но у тебя его забрали за грехи. А наш Господь Велик, Он не допустит Мучений искренних души, И грех осознанный тебе отпустит, Вернув ребёнка на простор Земли. И видя голубя в небесной выси, Ты приласкай его в душе - Он вестник, он посланник Свыше: Что сын рождён, что он живёт уже! Увакина Л.М.

Вы знаете, мои друзья, Как ночами, в тиши, Скучаю я по вас! Я пишу вам крылатые письма, И ответа не жду никогда, Так как их я посылать забываю. В них о том я пишу, Что для вас лишь добра я желаю, Лишь заботу и теплоту В своем сердце для вас зажигаю! Пусть встречи наши редки, Но чувство к вам, друзья, не умирает - И жду мгновенья встречи, Чтоб дружбы наш огонь вновь ярче запылал! И подтвердиться снова смог Тот клич, что нам Дюма принес: "Один за всех и все за одного!" – Иначе быть не может у друзей! Смирнов В.Д.

Счастье в нас

Где рос огромный дуб зелёный, Где вековые ветви клёна, На берегу реки широкой, В стране неведомой, далёкой Жил-был зажиточный купец И он мечтал найти ларец. Ларец тот вовсе не простой, В нём счастья свет, души покой. И как-то он не удержался И в путь дороженьку собрался, Велел собрать его в поход, Соорудить огромный плот. Недолго плот сооружали, Припасами отменно нагружали, И ранним утром этот плот С купцом отправился в поход. И плыли мало или много, Поистрепала их дорога, И где купец не побывал, Везде вопрос он задавал: "Не слышал кто-нибудь из люду, Что есть ларец, подобный чуду?" Никто не слышал о таком, И рос всё больший в груди ком. Проходят дни и месяца летят, Пора бы им уже назад, Тут снится ночью купцу сон, Что бьёт царю большой поклон. Сей царь ему и говорит, Как будто Бог пред ним сидит: "Что ищешь ты в этих местах И ведом Божий тебе страх?" И мысль приходит тут купцу, Попал он к Божьему гонцу… Купец, волнуясь, говорит: "Мне ведом страх, что Бог велит". Тот царь ему: "Смотри, купец, В тебе сидит ведь тот ларец". И тут качнулся сильно плот, В поту проснулся купец тот, Велит вертать купец домой, А сам же мыслит: "Что ж со мной?" И вот уж скоро дом родной, Уж виден купол золотой, Затрепетало всё в груди, Купец тут понял: " Погоди… Ларец же был всегда со мной, В душе-то счастье, вот покой!" Мы часто ищем всё на глаз, Не думая, что счастье – в нас! Рыдкин А.М.

Отче! Ты велик как бездна Пусть будет так всегда Благодарю Вселенную Что Ты в ней на года

Иду к Тебе и это счастье Оно всегда со мной Пусть Ты со мной всегда В ненастье и покое.

Прости и улыбнись Поговори со мной -Буду рядом -Я хочу писать Твой разум дорогой.

Пройдут года, но будешь Ты Мне и приятен тем, Что дал мне разума и сил И не спросил: " Зачем? "

Иду к Тебе, хоть я мала, Но буду подрастать, Есть у меня Отец и Мать И нечего стонать.

Ну что ж и твой черед настал. Верши свои дела, Теперь пусть комната пуста - А я ведь не одна.

Спасибо Вам, благодарю, Что поняли меня И я по-прежнему горю, Даю и вам огня! Солонина И.М.

В поиске счастья…

Стремимся к счастью, но для этого ничего не делаем. Все думаем, что за нас кто-то сделает, а мы пожнём плоды их труда. Грешно так думать, но большинство все-таки из это-го круга, даже когда знают, что без приложения их труда, их воли, их желания и стремления ничего не произойдёт, сидят, как Емеля на печи, и ждут свою щуку. Но и щуку эту, прежде всего, необходимо поймать, то есть совершить какое-то действие, в ответ на которое последует ответное действие. Как же мы дошли до этого, отчего стали такими равнодушными ко всему, что вокруг нас? Неужели все так легко поддаются искушению лукавого. Ведь даже с младенчества человек пытается познавать, совершать действия, самостоятельно сесть, встать, сделать первый шаг. Куда же это всё теряется? Почему с возрастом человек становится порой дальше от Отца, чем был при рождении. А всё это происходит оттого, что мы мало общаемся с Отцом, не обращаемся к Нему за советом. А порой, обратившись, не пытаемся услышать Его ответа, обратившись же за советом в следующий раз, ответа может не последовать.

Это фраза из бессмертного пушкинского «Евгения Онегина».

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы

В данном случае под тварями подразумевается не ругательство, а творение Божье. Двуногиетворения – это, конечно, люди. И каждый человек считает себя чуточку выше, лучше другого.

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.

Наполеон не принадлежал ни к одной королевской фамилии. Он был родом из обедневшей дворянской семьи. Еще в юности он, увлекаясь военным делом и писательством, разрабатывая проекты оборонительных укреплений, мечтал прославиться и разбогатеть в этой сфере своей деятельности. В юности он мечтал освободить родной остров от французского гнета, ненавидел Францию. Революцию он встретил с энтузиазмом, вступил в Якобинский клуб.

Наполеон сделал сначала военную карьеру, а потом на волне французских революций занял французский трон. Наполеон мечтал стать императором не на словах, а на деле, завоевать всю Европу, возвыситься над миром. Он признавался современниками самым великим полководцем всех времен и выдающимся государем.

Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

В христианстве это чувство называется гордыней. Один из восьми смертных грехов в православии и семи – в католичестве. Однако гордыней грешат почти все, и настолько к ней привыкли, что даже не замечают за собой этого греха.

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим с Вами разговор о 2 части замечательного произведения АС Пушкина. Предыдущий пост можно увидеть вот тут вот:
Сегодня не будет много пояснений. Просто наслаждайтесь текстом.
Итак, начнем:-)

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Альма матер Ленского

Как говорится - вот Вам явление и нового героя. Помещик, красавец с длинными волосами, поэт и хорошего образования. Учился в Германии в знаменитом Геттингенском Университете в Нижней Саксонии, который работает и по сей день. там учился, к примеру, Великий Гейне, поэтому и неудивительно германофильство Ленского.

От хладного разврата света
Еще увянуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев;
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит.

Романтик и идеалист. Особо хочу обратить Ваше внимание на блестящий оборот "сердцем милый был невежда ". По-моему, блестяще.

Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.

Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.

Такая неслабая характеристика,и очень даже лестная. Видимо, что ленский был очень перспективен. И очень молод. 18 лет.

В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.

Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой;
Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай;
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!...

Молод, интересен, не беден - конечно же завидный жених. Но разве ему были интересны эти провинциальные амбиции и местные красотки? Несмотря на молодой возраст - вовсе нет. Пищит дама, кстати, арию русалки Лесты из русской переработки оперы Кауэра "Фея Дуная", которая называлась "Днепровская Русалка" и которую считали большой пошлостью.

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Ну вот и сошлись 2 героя... столь разные по темпераменту и возрасту.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

О Достоевском в целом, и о Преступлении и наказании в частности, принято говорить, как о покойниках- aut bene, aut nihil, потому как "наше фсе". Не отрицая таланта автора, кто ж с этим станет спорить, Достоевский, как не крути, классик литературы XIX века, нравится он кому-то, или нет, я смело скажу- никогда мне не нравились его произведения, за исключением пары коротеньких, и дело тут отнюдь не в количестве страниц, и Преступление и наказание не нравится, аминь. А теперь, кто желает, вэлкам с тапками, помидорами и тому подобным, если хочется. Что это изменит?

Впервые я прочитала Преступление и наказание, естественно, в школе, в 10 классе, по программе положено. Поскольку класс у меня был, как это тогда называлось, "с уклоном", гуманитарным, профильным предметам, и литературе в том числе, уделялось гораздо больше внимания, чем обычно, все эти дополнительные занятия, факультативы и прочее, и попробуй-ка не приди, или приди не готова, словом, ПиН было разобрано чуть ли не дословно, прочитано от точки до точки, вывернуто наизнанку и отпрепарировано не хуже, чем лягушачьи внутренности под микроскопом. А уж сочинений написано было на темы- образ этого, образ той, пятого и десятой, образ Петербурга и смысл названия, кто куда пошел, с кем о чем говорил, кого убил, как, почему, чем и зачем. Короче, углубленное изучение, и не говорите, что не предупреждали. К тому же наша преподавательница была поклонницей творчества ЭфЭм, со всеми вытекающими для ее учеников последствиями. Я, в общем, не в обиде на нее, учила она, хоть иногда жестко (а как еще с подростками, у которых голова отнюдь не Достоевским забита, а танцами да обжиманцами, чего уж там), но хорошо, качественно, я бы сказала, только любовь ее мне не передалась, не вирус, поди, и время Достоевского я перетерпела. Вот подвергаемый критике Толстой пошел у меня гораздо лучше, но это другая история. Вернемся уже к убиенным старушкам.

После школы я и в руки не брала Достоевского, что он мне, не тянуло перечитывать, и все. Подтолкнула меня к тому, чтоб взять книжку в руки, внезапно, моя сестра, вот она Достоевского любит, читает- перечитывает, и как-то речь зашла. Слово за слово, я тоже взялась. А то дожились, уж младшая застыдила- усовестила .

Пошло, внезапно, живее, чем в школе, что заставило вспомнить, как некоторые говорят, мол, для школьников, даже старших, рановато ПиН читать. Не совсем я согласна, но, возможно, некое рациональное зерно в этом все же есть. А, может, дело в том, что не было этого фактора, как в школе- прочитать надо, а то два в четверти, и забудь о годовой пятерке. Но, несмотря на то, что давалось легче, не озарило меня ни разу любовью к творчеству "нашего фсего", не восклицала я "гееееений!", "оооо, почему я раньше не понимала, не видела, не слышала?" и т.д. И так уж знаю, что гений, классик и все прочее, уже хотя бы потому, при каких обстоятельствах был написан роман. И так понятно, что и о чем. И не открылось мне нечто новое, доселе запрятанное, недоступное пониманию, мне еще в школе все разжевали, в рот положили, только и осталось, что проглотить. Желтый больной Петербург, болезненные переживания, метания, психология, философия, анатомирование душ, как лягушек, символизм, трагедия, преступление, наказание, покаяние, жертвы и жертвенность, мораль, совесть, страх, любовь, сила и слабость, нищета и богатство- вот оно все, здесь.

О чем книжка, думаю, все и так знают, нищий студент Родион Раскольников, мучимый безденежьем и вопросом

Тварь ли я дрожащая, или право имею?

убивает старуху- процентщицу, а вот после-то и начинается самое интересное. Герой начинает мучиться еще больше, совершенное убийство не дает ему спокойно жить, осуществлять свои наполеоновские планы, и все приходит к закономерной развязке.

Что в ПиН я оценила именно с возрастом- язык. Да, полон устаревших слов, значение которых скоро вообще станет непонятно десятиклассникам, читающим роман в школе, да, все эти уменьшительно- ласкательные суффиксы, которые иногда раздражают, эти платочки, преступленьица, закладики, ручки, губки, бурнусики и прочее, но, наверное, так в те времена и говорили, да, может показаться громоздким, тяжеловесным, и даже занудным, но! Это все равно по- своему красиво, и это находится в идеальной гармонии с самой историей, с сюжетом романа, временем, в которое происходили описанные события, и упаси все на свете, если когда-нибудь какому-нибудь умнику взбредет в голову "осовременить" роман, а то ничего же не понятно. Словом, читать не так легко, но читать можно. Если повезет, еще и понравится.

А вот против чего у меня возникли (кстати, не только что, я еще в школе огребала за свое мнение, не совпадающее с тем, что принято забивать в голову десятиклассникам по поводу ПиН) возражения, и даже протесты, так это против того, как обычно рассматриваются и подаются персонажи Преступления и наказания. Нет, ясно, что каждый видит так, как понимает, или как ему это представили, ну вот потому и говорю. Так, как понимаю.

Со школьной скамьи представляется ГГ, Родион Раскольников , кем? Несмотря на свое страшное преступление, замочил-то он не только бабку- процентщицу, парень развернулся по полной, так сказать, так вот, несмотря на это, он у Достоевского одновременно, и жертва, и положительный, несмотря, напомню, на убийство, персонаж, и страдалец, и борец, и кто только он еще не. Но, спрошу я, а это все где? И почему-то я вот, ну серьезно, ну никак, ему не сострадаю, разве что мимоходом, как сопереживала бы человеку, оказавшемуся в тяжелых жизненных обстоятельствах, но не своему, близкому, родному, а так, неизвестному, и вижу-то в нем инфантильного юношу, со взором горящим и головой, забитой бредом, и живущего-то в беспросветной нищете только по собственной вине. Почему? А вот смотрите:

~ Раскольников живет в крайней нищете, по сути, его содержат только старенькая мать и сестра, которые и сами-то бедны, как церковные мыши, они отрывают от себя последнее, им самим необходимое, лишь бы поддержать сына и брата, свою единственную надежду на хоть какой-то просвет в жизни, в будущем, и что делает надежда? Надежда забросила университет, надежда лежит днями и ночами в коморке- конуре, и

Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
– Я делаю… – нехотя и сурово проговорил Раскольников.
– Что делаешь?
– Работу…
– Каку работу?
– Думаю, – серьезно отвечал он, помолчав.
Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых, и когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.
– Денег-то много, что ль, надумал? – смогла она наконец выговорить.
– Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
– А ты в колодезь не плюй.
– За детей медью платят. Что на копейки сделаешь! – продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
– А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на нее.
– Да, весь капитал, – твердо отвечал он, помолчав.

Вот вам и работник золотой, вот и надежда, и опора, и свет в окошке, и оправдание нашел, сапог-то нетути. Естественно, думать, лежа на боку, да на мамкины денежки, очень даже можно, легко и просто. Между тем, университетский приятель Раскольникова, Разумихин, находясь в точно таком же, крайне стесненном положении, на диване не лежит, думам и мечтам не предается, планов укокошить старушку не строит, а просто работает, содержит себя, сам, своим трудом. Раскольников же просто не хочет. И даже отказывается, когда ту работу ему предлагают. Не хочет. Вот сейчас бы ему капитал, весь и сразу, тогда бы он и осуществил свои наполеоновские планы.

Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!

~ Раскольников переживает чужие страдания острее и больнее, чем собственные, он готов отдать последнее нуждающимся- этот тезис тоже вбивают в голову в школе. Но и здесь, давайте просто разберемся:

О чем, собственно, речь? О семействе Мармеладовых, знакомство с которым начинается с встречи с отцом этого несчастного семейства, а затем Раскольников встречается и с остальными- чахоточной Катериной Ивановной, многочисленными детишками и старшей дочерью, Соней.

Когда с Мармеладовым- отцом семейства, случилось то, что случается с пьяницами так или иначе, Раскольников, случайно оказавшийся рядом, помог доставить умирающего домой. Увидев нищету, в которой жило это семейство, Раскольников тут же отдал им все деньги, бывшие у него с собой, заметную, по тем временам сумму, казалось бы, благородный поступок, вот она, широта души, умение сочувствовать, сострадать, думать сначала о других, а о себе после. Да так ли это? Чьи денежки-то он с легкостью отдал? Свои? Нет, своих у него не было, это ему мамка прислала, да и те были взяты взаймы, чтоб только сыночка в большом городе хоть как-то перебился. Имеет ли он право распоряжаться этими деньгами, как своими? Чего стоит, на самом деле, такой благородный порыв, когда отдаешь не свое, не заработанное, а то, что тебе досталось просто так, своим потом и кровью, а чужой? Легко быть благородным в таком случае, да?

А в другой подобной ситуации Раскольников, и вовсе, рассуждает так:

Баба с ребёнком просит милостыню, любопытно, что она считает меня счастливее себя. А что, вот бы и подать для курьезу .

~ Отношение Раскольникова к близким тоже, скажем так, далеко от общепринятых понятий о добре, любви и справедливости. В этом плане он показывает себя великовозрастным эгоистом, которого более заботят собственные переживания, чем чувства матери, сестры, других людей, которые желают ему добра, беспокоятся о нем, с которыми он откровенно груб и жесток. Да, ему можно засчитать, как плюс, то, что он понял, почему сестра выходит замуж, что он воспротивился этой жертве, здесь без претензий, но вот его отношения с Соней критике вообще мало поддаются. Что он делает? Вешает на несчастную, забитую, кроткую девушку, у которой и так своих проблем воз и тележка, еще и свои переживания, свой крест, и при этом она его, эта несчастная, еще и раздражает, тяготит своими рассуждениями, а то и присутствием. Герой!

~ Покаяние убивца тоже ого какое странное, я бы сказала, вынужденное и неискреннее, вот не верю ни разу, да и все. И как поверить, если весь роман Раскольников только и озабочен тем, подозревают- нет ли, догадались или нет, радуется, когда ему кажется, будто обвел он следователя, проницательного и умного Порфирия Петровича, вот, кстати, кто вызывает у меня симпатию, вот это, ребята и девчата, положительный персонаж, хоть и второстепенный. Раскольников боится наказания, боится, как огня, и не потому, в первую очередь, что это заставит страдать его близких, о них он рассуждает и думает после, вскользь, а потому, что страшно самому. С одной стороны, да, это естественно, кому охота на каторгу, а с другой? А с другой, из этого прямо просится вывод- почему пошел сознаваться? Потому что Порфирий скидку обещал за чистосердечное, так-то, потому что Соня застыдила, карой божьей застращала, вот в чем дело, не сам пошел, не сам раскаялся, вынужденно, а потому не очень-то искренне. Не понял же, что убил человека, жизнь отнял, и без разницы, кем он считал эту старуху, "вошью", "тварью" и т.д.

Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

Какое тут главное слово? Себя! В этом он весь, Родион Романыч. Не совесть заела, а страх.

Я сейчас иду предавать себя. Но я не знаю, для чего я иду предавать себя.

Здесь вообще и слова-то не нужны.

~ Вопрос о том, кто же есть Раскольников,

тварь дрожащая или право имею?

вообще не вопрос и не заслуживает долгих рассуждений. Почему? Все просто. "Право имеющий", по сути, не станет задумываться, что он имеет или не имеет, и маяться не будет, рефлексировать, рассуждать и метаться, этим займется как раз дрожащая тварь. Что мы видим? Правильно.

Не в том беда и проблема Раскольникова, что он оказался отнюдь не Наполеоном, в этом нет беды. В том она, что

разрешение крови по совести

само по себе суть абсурд. Взаимоисключающие параграфы, как это говорят.

От эгоиста, страдальца и Наполеончика, переходим к другой главной героине- Сонечке Мармеладовой .

Вечная Сонечка, пока мир стоит.

Вот эта несчастная девушка, действительно, вызывает сочувствие, но сочувствие очень странное, своеобразное, смешанное с протестом, если можно так сказать. Не могу я такое ее смирение принять и понять так, как объясняют это в школе, внутри что-то протестует и возмущается.

Соня, несомненно, жертва, кем еще может быть юная девушка, из-за крайней нищеты вынужденная стать проституткой? Часто можно услышать- мол, могла бы и более приличный способ заработать найти, могла ли? Нет, не могла, чем должна была кормить семью девушка без образования, без связей, без гроша за душой? Путь у нее был, без вариантов, только этот, но вина в этом чья? Не папеньки ли, пьяницы, за это самое и уволенного со службы, не мачехи ли, Катерины Ивановны, буквально потребовавшей от несчастной девушки такой жертвы? Вот что вызывает у меня протест- Сонечкино смирение, безропотность, доходящая чуть ли не до овечьей покорности, и, главное, полная бессмысленность этой жертвы, выбралось семейство, продав Соню, из нищеты? Нет. Продолжил пьянствовать папенька, продолжила потрясать грамотой и вспоминать об аристократических корнях Катерина, свет Ивановна, нищета никуда не делась, даже спасибо никто не сказал, да ей, Соне, и не надо было, то есть, по сути, Сонина жертва только за тем и нужна была, чтобы все шло по- старому, чтобы одна собой жертвовала, а другие жили бы, как привыкли.

Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!

Отношения Сони и Раскольникова тоже строятся по этому же принципу. Соня не знает иного, она привыкла жертвовать, и в этот раз тоже добровольно, смиренно и покорно приносит себя в жертву, позволяет вывалить на себя чужие проблемы, с готовностью подставляет плечо под чужой крест, по сути, снова дает себя использовать. Просто так, потому что она другого вида отношений не знает, есть такой тип людей, им обязательно нужно жертвовать собой для кого-то, нужен им, необходим, объект для принесения себя в жертву, и все равно, оценят это, не оценят, главное, вот, жертвую. Вот она чем мне не нравится, кроткая и смиренная Сонечка, этой своей прямо-таки овечьей готовностью идти на любой алтарь.

Естественно, что они с Раскольниковым нашли друг друга, ей нужен был объект, ему- тот, кто согласен принести себя в жертву, идеальная пара, если рассматривать с этой точки зрения, но при чем здесь любовь? Если со стороны Сони это чувство возможно, и поверить в него можно легко, то вот с Раскольниковым все сомнительно. Он, скорее, и не любит ее вовсе, он просто ухватился за нее, как за некую опору, она подвернулась со своей жертвенностью, он и вцепился, сам-то для нее что сделал? Чем помог? Как проявил свои чувства? Ничем и никак, даже из ямы Соню и остатки несчастного семейства Мармеладовых вытащил отнюдь не Родион Романыч, который только и носился со своими душевными терзаниями,

Заведется у вас страданьице – вы с ним как курица с яйцом носитесь!

а просто случай. Не подвернись он, что бы делала эта несчастная со всем, что на нее свалилось, и чем бы жертвовала тогда?

Катарсис, "воскрешение", нравственное перерождение Раскольникова описывается мало, скудно, непонятно и невнятно. Как, почему, когда это произошло? Что привело к этому, что изменило человека, который так ни разу и не озвучил того, что его жертвы, убитые им женщины- тоже люди, что он лишил их того, что не в силах им вернуть, жизни? Не вижу я у героя настоящего раскаяния или хотя бы попыток, от начала до конца он горюет о себе в первую очередь, все остальное вторично, потом, после.

Потому и не верю, что это произошло. Да и может ли вот так, вдруг, измениться тот, кто рассуждает так:

Старушонка вздор! Старуха, пожалуй что, и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается.

Остальные персонажи? О каждом можно много чего сказать, у Достоевского они живые, настоящие, не куски ДСП, но я, пожалуй, остановлюсь. И так написано много.

Стану ли я когда-либо перечитывать эту книгу? Едва ли. Мнение о ней у меня сложилось еще в школе, дополнилось и до конца оформилось сейчас, все, финита ля.

Читать или нет? Конечно, читать. Хотя бы раз после того, как школу закончите, а в идеале- и в школе пропускать мимо ушей то, что принято вбивать в головы на уроках литературы, если чувствуете- ну не согласен\ не согласна с этим и все.