Почему Бог допускает испытания? Вопросы священнику Бог всегда дает испытания по силам.

Почему Бог допускает испытания? Вопросы священнику Бог всегда дает испытания по силам.

Спрашивает Галина
Отвечает Александра Ланц, 18.02.2013


Вопрос : "в Библии написано, что Бог не дает человеку больше испытаний, чем человек может перенести, но почему тогда люди, бывает, не выдерживают всего того, что на них свалилось, и заканчивают жизнь суицидом?"

Мир сердцу вашему, Галина!

Да, в Библии, действительно, так написано. И вот самый яркий новозаветный текст на эту тему:

Мы ломаемся не потому, что обстоятельства слишком тяжелы (ведь Бог вымерил их до миллиметра и миллиграмма), а потому, что отказываемся повернуться лицом к Тому, Кто допустил их в нашей жизни, и признать, что мы неправы перед Ним, что мы грязные и слабые, что сердца наши тёмные и тяжёлые, что мы нуждаемся в Нём, чтобы Он исправил нас изнутри-наружу. Но мы очень быстро впадаем в состояние обиды на Него за такое «неправильное» с нами обращение, мы изливаем на Него все претензии, которые копились в нас за предыдущие годы, мы отказываемся анализировать свой путь, приведший нас туда, где тяжело. Мы находим множество оправданий себе, только бы обвинить Бога. ... и если мы позволяем себе застрять в этом состоянии надолго, то однажды нам уже ничто не поможет ().

Как-то несколько лет назад на разборе субботней школы одна из моих сестёр высказала мысль (кажется цитируя какой-то источник) , которая показалась мне тогда странной, но сейчас, годы спустя, вглядываясь в людей, в то, как они принимают ветры потерь и боли, я вижу, что она была права. «В конце времени, - сказала она, - когда Бог восставит к жизни грешников, чтобы показать им, почему они не войдут в Вечность, - Он покажет им жизни тех, кто вошёл в Его присутствие, и погибшие увидят, что спасённые люди, проходили через те же потрясения, через такие же обстоятельства жизни, но с одной лишь разницей: они выбирали доверять Богу, смиряться перед Ним, держаться за Него и меняться по Его подобию».

Да окажемся мы с вами, Галина, среди них - среди спасённых,

Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Богословие утверждает, что Господь каждому дает жизненное испытание (набор всяких непрятностей внутренних и внешних) по его силам, для спасения души. Здесь можно взять как утверждение, что Бог отлично знает внутреннее устроение каждого из нас и не может ошибиться. Но почему получается так, что человек не может понести потерю родных или собственную болезнь и кончает жизнь самоубийством, спивается, опускается?


18.04.2010, Роман, Город Уфа


Уважаемый Роман!

Христос Воскресе!

Во-первых, надо хорошо усвоить истину, что «Бог… не искушает никого» (Иак. 1, 13), «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 14).

А во-вторых, чтобы уразуметь соотношение Промысла Божия о человеке и свободы, дарованной Богом человеку, надо иметь чистое сердце, ибо только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8).

В житии прп. Антония Великого повествуется, как бесы, пытаясь изгнать ревностного монаха-пустынника из гробницы, в которой тот подвизался в посте и молитве, избили Антония до полусмерти и выволокли силой тело его из пещеры. А когда Господь, утешая преподобного, явился ему в виде светлого луча, израненный подвижник сказал: «Где был Ты, милосердный Иисусе? – и почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» И был к нему голос: «Антоний, Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество. Теперь же, когда ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе, и прославлю тебя во всем мире». После этих слов Антоний почувствовал себя совершенно здоровым, получившим новые силы больше прежних, и встал, готовый к новой борьбе. Ему было тогда 35 лет. Из этого видно, что Ваши догадки обоснованы опытом Церкви в том, что Бог сообразует Свою Божественную волю со свободной волей человека.


©nbcnews
©OnlyGo

Однажды богатый человек шел по улице и увидел бедного старика.
Тот стоял на ступеньках здания в грязной одежде и без обуви. Но его лицо сияло невероятной улыбкой.
Богач хотел что-то спросить у старика, но передумал и продолжил путь.

На следующий день он снова увидел бедняка... лицо которого все так же светилось от счастья.


©freeimages

Богач не мог понять, почему этот человек, у которого нет ничего, счастлив.

Поэтому он подошел к старику и спросил:
- Как Вы можете улыбаться, живя в такой бедности? Вы выглядите очень счастливым.

Бедный старик ответил:
- Я и правда счастливый человек.


©FunnyEpicVids

А почему Вы счастливы? У Вас есть деньги?

У меня ничего нет, добрый человек. Иногда пару раз за день меня подкармливают прохожие.

У Вас есть дом? Семья?


©zacch

У меня нет ни дома, ни семьи. Я свободен, как птица в небесах.

Тогда Вы абсолютно здоровы.

Нет, добрый человек. Холодные ночи на улице не делают меня здоровым... и почти все мои зубы выпали.


©OnlyGo

Тогда я не понимаю... Почему Вы счастливы? Может быть, Ваш рецепт счастья будет полезен и мне. У меня есть все, чего можно желать, но я несчастен.

Бог никогда не дает человеку больше испытаний, чем тот может вынести. Я принимаю то, что я есть, где я и что происходит в моей жизни.


©freeimages

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
Пс. 30:25

В наше время создаются все условия для того, чтобы человек ни в чем не нуждался, культивируется образ «успешного и счастливого», без проблем, как в личной, так и в общественной жизни. Но иногда, нас настигают скорби, переживания и неприятности, и мы начинаем роптать и жаловаться на Бога. В материальном мире не принято считать скорби нормальным явлением, люди стараются поскорее от них избавиться, а главное – поскорее забыть. Но духовный мир, который не виден за плотской оболочкой человека, определяет скорби как обязательное условие духовного роста человека. Так являются ли скорби наказанием Божьим, или имеют более глубокую природу, чем мы привыкли думать?

Условно скорби можно разделить на три категории.

1. Скорби и страдания как последствия греха и глупости

Человек вышел из казино, где все проиграл, и застрелился. Вопрос: Это Бог его направил туда играть или кто? Как писал Антоний Великий: «Если мы стараемся жить по заповедям Евангельским, то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает хорошо, если же мы отвращаемся от Бога, не считаемся с заповедями Божиими, то мы соединяемся с демонами-мучителями, и тогда наступает беда для человека». Как видим, не следует во всех скорбях винить Бога.

Всем нам известно, что совершая грех, мы сознательно нарушаем Божьи заповеди, отходим от Бога, и тем самым наносим себе непоправимый вред. Пройдет время, кто-то осознает, кто-то нет, что он сделал, но тот вред, который мы нанесли себе при совершении греха, останется с нами до конца дней. Через искреннее покаяние Господь прощает человека, но то, что случилось с человеком в момент совершения греха и после, может оставаться с ним как напоминание об отступления от Бога. «Страдающий плотию перестает грешить », - пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1).

Как видим, все зависит от нас: соединяемся ли мы с Духом Божиим или с демонами-мучителями. Господь никого не наказывает, а наказываем мы себя сами, когда отходим от Господа.

2. Испытания, посылаемые Господом для поучения или назидания

Бог, как любящий Отец, попускает нам такие «скорби» в воспитательных целях – для вразумления и наставления. Господь не хочет нас погубить, ввести в уныние (это грех), вызвать обиду или гнев, а только помочь нам спастись! В своей проповеди Патриарх Кирилл указывает, что «Господь как мудрый и любящий родитель не балует своих детей. Он проводит их через скорби, потому что в скорбях мы растем, под тяжестью ответственности мы возрастаем, в преодолении трудностей оттачивается наш характер, рождаются мысли, которые могут поддерживать нас и других. Без этих трудностей нет духовного роста и нет спасения».

«А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского (игумен Никон Воробьев)».

И поэтому, как писал затворник Георгий Задонский: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит: скорби находящие бывают попущением Божиим; и когда скорбящие всей душой обратятся ко Господу, в тот же час щедротами Своими неизреченно утешит их Господь и подаст благую мысль слушающим Его, что когда надлежит делать к Его угождению».

Как видим, иногда испытания приходят в нашу жизнь по милости Божьей. Приходят они, как будто невидимая рука добавляет очередную ступеньку к лестнице нашего восхождения на Небо, на которую хлопотно всходить, но с которой далеко видно, и главное – ближе к Богу. Разумеется, никакие тварные силы не могут вмешиваться в этот сокровенный воспитательный процесс. Как поучает Исаак Сирин: «никакая тварь не может прикоснуться к человеку без воли Божией». Профессор МДА Осипов А.И. добавляет: «А воля Божия совершается в полном соответствии с тем, что хочет человек, к чему он стремится и как он живет».

3. Скорби и страдания за веру Христову

«И яко многими скорбьми подобает нам внити в царство Божие » (Деян. 14:22). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что «в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога». Тот человек, который готов ради Христа пожертвовать своей жизнью, терпеть любые скорби и лишения получает мученический венец.

Святой Иоанн Златоуст писал: «Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это – великая честь, это – слава, выше которой нет ничего».

Следует понимать, что скорби и страдания за веру Христову есть удел избранных, они посылаются тем, кто уже прошел большой путь духовного развития и готов их достойно вынести.

Так как же достойно принять скорби, где взять силы их пережить и спастись?

Без терпения и вложения в руки Божьи нашей жизни мы ничего не достигнем. Терпением мы спасаем наши души. Профессор МДА Осипов А.И. указывает на то, что есть 4 ступени терпения: «Первая ступень: просто терпеть. Случилась неприятность, болезнь, скорбь – просто терпеть (не роптать, никого не винить). Вторая ступень: признать, что достойное по делам моим со мной происходит, а не потому, что кто-то мне желает плохого (винить только себя). Третья ступень: я не только сознаю, что это достойное по делам моим, а и благодарю тебя, Господи, что ты даешь мне возможность за эти свои дела, хоть немножко потерпеть (благодарить Бога за его участие в нашем спасении). Четвертая ступень: человек радуется и благодарит Бога за эти страдания (ощутить всю полноту любви Бога и всю его мудрость). Мы видим это в истории многих мучеников: когда они были рады сострадать вместе с Христом».

Фаддей Витовницкий, сербский старец, в конце своей жизни говорил: «Все святые отцы, которые прожили добрую, тихую жизнь, - все говорили, что совершенство христианской жизни в полном смирении. Значит, терпение - самая необходимая в жизни вещь. Все терпеть и все прощать!».

Так правда ли, что Бог дает столько, сколько можешь вынести?

На этот вопрос лучше ответить известной притчей для того, чтобы человек сам для себя решил, дает ли ему Бог столько, сколько может вынести или нет?

Однажды, стал человек роптать на судьбу. Не мог он вынести те скорби и страдания, которые были в его жизни. «Как же мне тяжело нести этот крест. За что, Господи?» – все не унимался человек. Неожиданно появляется Господь и предлагает: «Пошли со мной. Выберешь крест по своим силам». Человек с радостью пошел за Ним. Вот они заходят в помещение, где полно разных крестов – больших и средних; железных и деревянных. И вдруг человек видит в дальнем углу маленький деревянный крестик. Он подбегает к нему, берет в руки и с благоговением прижимает к своей груди, потом поворачивает к Господу и говорит: «Этот хочу!». «Бери, говорит Господь, – этот и был твой!»

Святые Отцы о терпении скорбей

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели».

Прп. Нил Синайский

«Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение».

Свт. Иоанн Златоуст

«Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него».

Прп. Исаак Сирин

«Переноси терпеливо удары, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление».

Авва Фалассий

«Терпение в жизни есть дар Божий, и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках».

Прп. Феодор Студит

«Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева».

Прп. Ефрем Сирин

«Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби; нет, они извнутрь вас происходят; а люди суть токмо орудия, коими действует Бог в деле нашего спасения, к нашему очищению».

Преподобный Макарий Оптинский

«Отец Небесный всемогущ, всевидящ: Он видит твои скорби, и если бы находил, что нужно и полезно отвратить от тебя Чашу, то сделал бы это непременно».

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Говорят: "Бог дает человеку столько испытаний, сколько он может выдержать". Разве это справедливо? Сплошные испытания создают впечатление наказания. За что? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

В смутившей Вас фразе речь идет о том, что никто не испытывается сверх сил, что не дается никому непосильный крест. Испытание я бы сравнил с необходимой тренировкой. Ведь главная цель земной жизни — подготовиться к жизни вечной. А для этого нам приходится иногда много над собой потрудиться, чтобы развить добрые свойства души и не дать развиться злым. Жизнь с ее испытаниями можно сравнить с тренировкой, когда спортсмен, готовясь к соревнованиям, тренируется, улучшает свои результаты. Вот как о жизненных скорбях писал апостол Павел: «но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» . И еще один очень важный аспект. Употребленное Вами слово «наказание» верно в том смысле, что происходит оно от слова «наказ», то есть урок. Таким образом, всю жизнь можно считать уроком, который мы должны выучить, чтобы сдать наш главный экзамен — дать достойный ответ Господу о нашей жизни на Страшном Суде. «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10,36), то есть жизнь вечную и вечное блаженство.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.