Характеристика ивана крестьянского сына из сказки. Русская народная сказка

Характеристика ивана крестьянского сына из сказки. Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо"

Урок 8. «ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ

Цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I . Анализ текста сказки.

Вопросы

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван - крестьянский сын?

3. Можно ли утверждать, что Иван - сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?

4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз - «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй - проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван - герой, защитник.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя .)

3. Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

4. Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван - простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

- Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

В каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя земля и в горсти мила.

Чужая сторона - мачеха, родима сторона - мать.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси - есть и ерши.

В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Домашнее задание: чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).

Русская народная сказка "Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо"
Анализ сказки для читательского дневника.

Жанр: волшебная народная сказка.

Главные герои сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

  1. Иван - крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
  2. Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
  3. Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
  4. Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
  5. Родители братьев, старики
  6. Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
  7. Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.

План пересказа сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

  1. Братья собираются в поход
  2. Иван идет с ними.
  3. Старик в лесу.
  4. Разграбленная деревня и старуха
  5. Река Смородина
  6. Бой с Чудом-юдой о шести головах
  7. Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
  8. Наказ Ивана братьям
  9. Огненный палец
  10. Шапка Ивана
  11. Заговор жен и матери
  12. Колодец, яблоня и ковер
  13. Свинья.

Кратчайшее содержание сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" в 6 предложений для читательского дневника:

  1. Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
  2. Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
  3. Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
  4. Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
  5. Иван спасает братьев по дороге домой.
  6. Счастливое возвращение.

Главная мысль сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.

Чему учит сказка "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.

Отзыв к сказке "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

Сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.

Признаки волшебной сказки в сказке "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

  1. Зачин и концовка
  2. Волшебные существа - Чудо-юдо, жены, мать
  3. Волшебные превращения - ковер, яблоня, колодец, свинья
  4. Героический подвиг

Пословица к сказке "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот - кто победу творит.

Кто за правое дело стоит - тот всегда победит.
Не узнал доброго молодца - нечего страмить его.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать. Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.

Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.

Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.

Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.

Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.

На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.

Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.

Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы - Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.

Бросил Иван правую рукавицу - спят братья. По плечи его змей забил.

Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.

Очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений.

Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами, румяной, приветливой. На ней зелёный сарафан, украшенный затейливой вышивкой, в кармане заветная куколка, а в руках какое-нибудь рукоделие. Но девушка хороша не только лицом: она трудолюбива, терпелива, уважает старших. К тому же она и рукодельница: соткала такое тонкое полотно, что его можно в иголку вдевать, и никто, кроме неё, из этого полотна рубашек сшить не может... Значит, не только за красоту её так прозвали.
Мачеха и её дочери невзлюбили Василису. Она красивее их и к ней постоянно сватаются женихи, а на мачехиных дочек никто внимания не обращает. Василиса легко справляется с любой работой, и она идёт ей только на пользу. Она смиренно принимает всё, что ей ни поручают, не перечит ни в чём. Вот это-то и выводит из себя завистливых женщин.
По тексту: "...мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела, - совсем житья не было!"

Анализ сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо"

Художник Митя Рыжиков
Анализ сказки принято начинать с традиционной беседы по читательскому восприятию: что понравилось и запомнилось, о чём сказка?

Вспомним главных героев сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо": Иван, братья, Чудо-юдо.

Как думаете почему, если братьев трое, в названии упомянут только один, только у него есть имя?

Лишь один из братьев сражался с Чудом-юдом, поэтому он и назван в заглавии.

И имя есть у него одного не случайно. В далёкие времена имя нужно было заслужить каким-то поступком, и дети до определённого времени имён не имели, только по достижении возраста 11-12 лет для них устраивались испытания, в которых каждый мог проявить себя. Вот тогда они и получали имена. В сказке мы, вероятно, находим отражение этого древнего обычая. Старшие братья ничем особенным себя не проявили, поэтому и остаются безымянными...

Герой сказки помимо имени имеет ещё и прозвание - крестьянский сын. И прозвание это звучит почти как отчество. Ведь раньше так и представлялись: Иван, Петров сын, или Андрей, Сергеев сын и т.д. Отсюда, кстати, и появились потом фамилии. Иван назван крестьянским сыном - значит, важно, что он из крестьян.

Предания - устный рассказ о прошлом. События, о которых в них повествуется, имеют достоверный характер или выдаются за достоверные. Предания, очевидно, возникали из рассказов свидетелей или участников событий. Их рассказы, много раз передававшиеся из уст в уста, постепенно превращались в предания, освобождались от личных оценок, пристрастий, становились более объективными. Но естественно, что в процессе своего бытования предания нередко отходили от достоверности и включали в себя и известную долю вымысла, который не имел ни фантастического характера, как в сказке , ни религиозного, как в легенде. Этот жанр в славянских языках имеет следующие названия: в русском и болгарском - предание, в сербском - предања, в польском - podania.

В преданиях можно выделить две основные тематические группы: предания исторические и топонимические. В первых рассказывается о событиях и лицах, оставивших след в памяти народной, во вторых - об основании городов, происхождении названий поселений, мест, рек.

Сказка "Мотылёк"

Мотылёк вздумал жениться. Естественно, ему хотелось взять за себя хорошенький цветочек.

Он посмотрел вокруг: цветки сидели на своих стебельках тихо, как и подобает ещё не просватанным барышням. Но выбрать было ужасно трудно, так много их тут росло.

Мотыльку надоело раздумывать, и он порхнул к полевой ромашке. Французы зовут её Маргаритой и уверяют, что она умеет ворожить, и она вправду умеет ворожить. Влюблённые берут её и обрывают лепесток за лепестком, приговаривая: "Любит? Не любит?" - или что-либо в этом духе. Каждый спрашивает на родном языке. Вот и мотылёк тоже обратился к ромашке, но обрывать лепестков не стал, а перецеловал их, считая, что всегда лучше брать лаской.

Вот послушайте-ка!

За городом, у дороги, стояла дача. Вы, верно, видели её? Перед ней ещё небольшой садик, обнесённый крашеною деревянною решёткой.

Неподалёку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зелёной траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её наравне с роскошными цветами, которые цвели на клумбах перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - жёлтое, круглое, как солнышко, сердечко её было окружено сиянием ослепительно-белых мелких лучей-лепестков. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко-высоко в небе жаворонок.

Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был всего только понедельник; пока все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников, наша ромашка тоже смирно сидела на своём стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью.

У русского народа много сказок, одна из них - Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага - главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • На даний час на Землі проживає приблизно сім мільярдів людей. Вони вчаться, працюють, дружать. Але часто можна почути таке словосполучення як «справжня людина». Що ж означає цей вислів?

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Анализ повести Платонова Сокровенный человек

    Произведение относится к художественной прозе писателя, посвященной событиям, происходящим в период революции и гражданской войны, раскрывающих образы простых русских людей.

Сказка Иван крестьянский сын и чудо-юдо — интересное произведение, а чтобы быстро с ним познакомиться и кратко записать мысли о Иване — крестьянском сыне в своем читательском дневнике, предлагаем вам почитать у нас на сайте сказку Иван — крестьянский сын в кратком содержании.

Так вот, семья была рабочая не ленивая, нужно пашню вспашут и хлеб засеют. Вот только пошел слух о том, что некое чудо-юдо нападает на села, все сжигает на пути, а людей убивает. Собрались братья в путь, чтобы убить злодейское чудо-юдо. Отправились в путь на лошадях, взяв с собой булавы. По дороге старик им встретился и сказал, что нужны мечи, которые можно достать в пещере. Достав мечи, двинулись в путь дальше. По пути встретилась полностью сожженная деревня, где уцелел один дом. В нем они встретили старуху, которая пустила их переночевать.

Утром братья пошли в путь. Подошли к реке, а там стояла брошенная избушка. Решили они по очереди дежурить у моста, чтобы чудо-юдо не пробралось мимо. Первый пошел старший брат, но уснул под кустом. Ивану же не спалось и он решил пройтись. У реки на мосту он увидел, как едет чудо-юдо. Вышел к нему и давай мериться силами. Сражался, пока все головы не срубил, тело не порубил. Тело в реку выбросил, а головы под мостом спрятал.

Далее Иван — крестьянский сын и чудо юдо продолжается тем, что спрашивают они у старшего брата, видел ли он чудо-юдо, но тот ничего не видел и не слышал. Второй раз на дежурстве был средний брат, который также уснул, а Иван в это время сразился с девятиголовым чудом-юдом. Тело в реку выбросил, а головы под мостом спрятал. Утром, когда и средний брат сказал, что никого не видел, показал головы Иван и сказал, что большой бой намечается, и помощь братская нужна будет.

На третий день встретился Иван с двеннадцатиголовым чудом-юдом, чуть было не погиб, но в последнюю минуту сумел разбудить братьев, которые выпустили коня, он и отвлек чудо-юдо, Иван и убил чудище.

Братья обмыли, накормили Ивана и сказали отдыхать, но тот решил пойти к чудо-юдовым владениям, где увидел, как жены и мать чудо-юдовы, замышляют неладное против Ивана и его братьев. Услышал, что по пути змеи — жены чудо-юдовы, будут превращаться в колодезь, яблоню и ковер, чтобы погубить братьев, но, зная об этом, сумел Иван и братьев спасти и самому удалось спастись. Он попросту рубил колодезь, яблоню, ковер, что им встречались. Последнее, кого убил Иван, была огромная свинья, мать троих чудов-юдов.
Братья после этого вернулись домой, поля садили и обрабатывали и больше не водились в тех краях ни змеи, ни чудо-юдо.

Иван крестьянский сын главные герои

В сказке Иван-крестьянский сын главным героем является младший ребенок, которого звали Иван. Он сильный, смелый, мужественный. Не побоялся выйти в одиночку на бой с чудом-юдом. Он смекалистый и предугадывает развитие событий, поэтому и наведался во владения чуда-юда, что в последствии спасло жизнь ему и его братьям.

Чудо-юдо и его жены с матерью — отрицательные герои. Чудо-юдо нападал на деревни, все уничтожал и ничего не оставлял после себя, поэтому нужно было срочно убить чудовище, которое нарушило покой сельских жителей.