Сочинение на тему: Характер и портрет Чичикова - героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души

Сочинение на тему: Характер и портрет Чичикова - героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души

Главный герой поэмы «Мертвые души» - Павел Иванович Чичиков. Сложный персонаж литературы открыл глаза на события прошлого, показал многие скрытые проблемы.

Образ и характеристика Чичикова в поэме «Мертвые души» позволит разобраться в себе и найти черты, от которых нужно избавиться, чтобы не стать его подобием.

Внешность героя

Главный герой – Павел Иванович Чичиков не имеет точного указания на возраст. Можно заняться математическими подсчетами, распределив периоды его жизни, ознаменованные взлетами и падениями. Автор говорит, что это мужчина средних лет, есть еще более точное указание:

«…приличные средние лета…».

Другие черты внешности:

  • полная фигура;
  • округлость форм;
  • приятная наружность.

Чичиков приятен внешне, но красавцем его никто не называет. Полнота находится в тех размерах, что толще ему быть уже нельзя. Кроме внешности у героя приятный голос. Именно поэтому все его встречи строятся на переговорах. Он легко разговаривает с любым персонажем. Помещик внимателен к себе, он тщательно подходит к выбору одежды, пользуется одеколоном. Чичиков любуется собой, ему нравится своя внешность. Привлекательнее всего для него – подбородок. Чичиков уверен, что эта часть лица выразительна и красива. Мужчина, изучив себя, нашел способ очарования. Он умеет вызвать симпатию, его приемы вызывают обворожительную улыбку. Собеседники не понимают, какая тайна скрывается внутри обычного человека. Тайна – умение нравиться. Дамы называют его прелестным созданием, выискивают в нем даже то, что скрыто от взгляда.

Личность героя

Павел Иванович Чичиков имеет довольно высокий чин. Он коллежский советник. Для человека

«…без племени и роду…»

Такое достижение доказывает, что герой очень упорный и целеустремленный. С детства мальчик воспитывает в себе умение отказать себе в удовольствии, если это помешает большим делам. Для получения высокого чина Павел получил образование, причем он усердно занимался и приучал себя получать желанное всеми способами: хитростью, подхалимством, терпением. Павел силен в математических науках, значит, обладает логикой мышления и практичностью. Чичиков – человек осмотрительный. Он может рассуждать о различных явлениях жизни, подмечая то, что поможет добиться нужного результата. Герой много путешествует и не боится встреч с новыми людьми. Но сдержанность личности не позволяет ему вести длительные рассказы о прошлом. Герой – отличный знаток психологии. Он легко находит подход и общие темы разговора с разными людьми. Причем поведение Чичикова меняется. Он, как хамелеон, легко меняет внешность, манеру поведения, стиль речи. Автор подчеркивает, насколько необычны извороты его ума. Он знает цену себе и проникает в глубины подсознания собеседников.

Положительные черты характера Павла Ивановича

У персонажа очень много черт, которые не позволяют относиться к нему только к отрицательному персонажу. Его желание – скупить мертвых душ пугает, но до последних страниц читатель находится в недоумении, зачем помещику умершие крестьяне, что задумал Чичиков. Еще один вопрос: как додумался до такого способа обогащения и повышения своего статуса в обществе?

  • бережет здоровье, он не курит и следит за нормой выпитого вина.
  • не играет в азартные игры: карты.
  • верующий человек, перед началом важного разговора мужчина по-русски крестится.
  • жалеет бедных и подает милостыню (но это качество нельзя назвать сострадательностью, оно проявляется не к каждому и не всегда).
  • лукавство позволяет герою скрыть истинное лицо.
  • аккуратен и бережлив: вещи и предметы, которые помогают сохранить в памяти важные события, хранятся в шкатулке.

Чичиков воспитал в себе сильный характер. Твердость и убежденность в своей правоте несколько удивляет, но и покоряет. Помещик не боится делать то, что должно сделать его богаче. Он тверд в убеждении. Такая сила нужна многим, но большинство теряются, сомневаются и сходят со сложного пути.

Отрицательные черты героя

Есть у персонажа и отрицательные качества. Они объясняют, почему образ был воспринят обществом, как реальный человек, сходство с ним находили в любом окружении.

  • никогда не танцует, хотя с усердием посещает балы.
  • любит поесть, особенно за чужой счет.
  • лицемерен: может расплакаться, наврать, прикинуться огорченным.
  • обманщик и взяточник: в речи звучат утверждения честности, но на деле все говорит об обратном.
  • хладнокровие: вежливо, но без чувств Павел Иванович ведет дела, от которых у собеседников все сжимается внутри от страха.

Чичиков не испытывает к женщинам нужного чувства – любви. Он просчитывает их как предмет, способный дать ему потомство. Даже понравившуюся даму он оценивает без нежности: «славная бабешка». «Приобретатель» стремится создать достаток, который достанется его детям. С одной стороны, это положительная черта, подлость, с который он к этому идет, - отрицательна и опасна.



Нельзя точно описать характер Павла Ивановича, сказать, что это положительный персонаж или отрицательный герой. Реальный, взятый из жизни человек и хорош, и плох одновременно. В одном персонаже соединились разные личности, но его стремлению - достичь поставленной цели, можно только позавидовать. Классик помогает молодым людям остановить в себе черты Чичикова, человека, для которого жизнь становится предметом наживы, теряется ценность существования, таинство загробного мира.

В описании образа главного героя автор не даёт чётких деталей, сравнений, определённости. Портрет Чичикова в поэме Гоголя “Мёртвые души” практически отсутствует: только усреднённые характеристики и упоминание о том, что сам персонаж находил себя “привлекательным” и, по мнению окружающих, имел приятную внешность.

Неопределённость и усреднённость в характеристике персонажа

Описывая внешность Чичикова, Гоголь использует следующие выражения: “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод”. Благодаря такому приёму герой обретает безликую неопределённую внешность, этим автор намекает на то, что чичиковы живут среди нас, нужно уметь их видеть.

Чичиков многолик, по натуре он – хамелеон, поэтому чёткие выразительные черты внешности не подходят для такого персонажа. Даже глава о детстве Павлуши не помогает раскрыть внешних черт персонажа: автор даёт лишь представление о начале жизни Чичикова, но не даёт никаких деталей внешности ребёнка.

Чичиков глазами окружающих

Читателю герой представляется как человек средних лет с круглым лицом (которое герой “любил искренно”) и красивым подбородком, именно эта часть лица особенно нравилась Чичикову в себе. Подбородок – то, чем хвастался герой перед своими приятелями, подчёркивая, что он совершенно круглый. Щёки Павла Ивановича всегда были гладко выбриты, белоснежны. Он уделяет внешности особое внимание: умывается дорогим заграничным мылом, удаляет волоски, торчащие из носа, пользуется одеколоном. Благодаря такой заботе о внешности и туалете Павел Иванович выгодно выделяется среди окружения, дамы находят в его образе нечто “величественное”, а в фигуре – “марсовое” или “военное”. Фигура у нашего персонажа была немного полновата, но вполне хороша для его роста и возраста. По мнению дам, его телосложение находилось в той форме, когда пополнев хоть немного он стал бы непривлекателен. Некоторые представительницы светского общества даже поверили сплетням о том, что Чичиков – это Наполеон.

Одежда, привычки и манеры

Осанка и манеры Чичикова говорили об особой мужественности, изысканности, что затмевало недостатки фигуры. Умение держаться, производить впечатление – стало визитной карточкой Павла Ивановича. Нужно отметить, что лицо Чичикова всегда имело то, выражение, которое служило пропуском в любые места: он умел обаять, очаровать, расположить в считанные минуты. Гоголь называл эту особенность “великой тайной нравиться”.

Фрак – обязательный спутник Чичикова, с ним соседствуют сорочки из лучшей ткани, дорогие аксессуары, хорошая обувь. Фрак, хороший экипаж и шкатулка – три вещи, которые всегда путешествуют с героем, они пронизывают всё повествование. Для героя внешний вид так же важен, как авторитет и репутация. О последней он печётся так же рьяно, как о любимом подбородке.

Материал статьи о внешности и внутреннем мире персонажа поможет подготовится к уроку литературы, написать тестовые, творческие работы по теме.

Тест по произведению

Образ Чичикова в поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души »Чичиков - главный персонаж
поэмы Н.В. Гоголя

Портрет Чичикова

Не красавец, но и не
дурной наружности,
ни слишком толст, ни
слишком тонок;
нельзя сказать, чтоб
стар, однако ж и не
так, чтобы слишком
молод.

Портрет Чичикова

Одежда Чичикова

Господин скинул с себя картуз и
размотал с шеи шерстяную,
радужных цветов косынку, какую
женатым приготовляет своими
руками супруга, снабжая
приличными наставлениями, как
закутываться, а холостым –
наверное не могу сказать, кто
делает, Бог их знает, я никогда
не носил таких косынок …
Потом надел перед зеркалом
манишку, выщипнул вылезшие из
носу два волоска и
непосредственно за тем очутился
во фраке брусничного цвета с
искрой.

Манеры и речь

Приезжий во всем как-то умел найтися и
показал в себе опытного светского человека.
О чем бы разговор ни был, он всегда умел
поддержать его.
Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так
что все видели, что он спорил, а между тем
приятно спорил.
Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы
изволили пойти», «я имел честь покрыть
вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни
громко, ни тихо, а совершенно так, как
следует.
Словом, куда ни повороти, был очень
порядочный человек.

Происхождение:

Темно и скромно
происхождение
нашего героя.
Родители его были
дворяне, но
столбовые или
личные – Бог
ведает.
Жизнь при начале
взглянула на него
как-то кислонеприятно…ни
друга, ни товарища
в детстве!

Наставления отца

Наставления отца, в соответствии с
которыми герой строил всю свою жизнь:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не
повесничай, а больше всего угождай
учителям и начальникам…
С товарищами не водись, они тебя добру не
научат; а если уж пошло на то, так водись с
теми, которые побогаче, чтобы при случае
могли быть тебе полезными…
Больше всего береги и копейку, эта вещь
надежнее всего на свете-, копейка не выдаст,
в какой бы беде ты ни был.»

Учеба в училище:

Уже здесь у Павлуши
обнаружились таланты
«со стороны
практической»:
Он вдруг смекнул и
понял дело и повел
себя в отношении к
товарищам точно таким
образом, что они его
угощали, а он их не
только никогда, но даже
иногда, припрятав
полученное угощение,
потом продавал им же.

Служба

- в казенной палате:
- работа на таможне, помощь
контрабандистам чуть не составила
Чичикову большого состояния.
Послужив честно и ревностно, он
дослужился до права «производить
всякие поиски»:

Характеристика другими персонажами

До появления сплетни Чичиков
положительно оценивается всеми
персонажами, его достоинства даже
преувеличиваются.

«Говорящая фамилия»

Фамилия Чичикова напоминает
чириканье воробья, создается эффект
подпрыгивания, пощелкивания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заславская средняя общеобразовательная школа

Научно - практическая конференция
«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки».

Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Выполнила: Медведева Алёна,

ученица 9 класса.

МБОУ Заславская СОШ.

д.Заславская,

ул.Гагарина,21

Руководитель: Власова Марина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Заславск 2012 г.

  1. Введение. Причины глубокого интереса к изобразительной роли описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». – стр.3.
  1. Слово об авторе поэмы. – стр.4-6.
  1. Описание образов помещиков. – стр. 6 - 7
  1. Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». – стр. 8 – 10.
  1. Заключение. – стр. 10.
  1. Библиографический список. – стр. 11.

Введение.

Существует поговорка «По одёжке встречают – по уму провожают», и действительно одежда является в определенной степени мерилом внутренней культуры человека. Так и в обычной жизни мы составляем мнение о незнакомом человеке, только лишь взглянув на его внешность. Хотя внешность бывает обманчива. Детали одежды отражают характер людей, живущих в любой эпохе. По одежде можно определить внутренний мир человека, предсказать его поведение, поэтому в художественных произведениях часто авторы прибегают к описанию внешнего вида своих героев, уделяют много внимания описанию деталей одежды. С помощью такого приема автор помогает нам создать свой образ героя и предугадать его дальнейшие действия и поступки. Читая описание внешнего вида литературного героя, мы проникаемся к нему симпатией или антипатией, при этом, ещё не зная, каков он на самом деле.

Так и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» принципы создания портрета, распределение и роль портретных доминант осуществляется с помощью описания деталей одежды. И моей задачей было выяснить, насколько соответствует описание внешнего вида литературного героя его внутреннему миру.

Объект исследования – поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Предмет исследования - описание одежды персонажей поэмы как одна из разновидностей художественной детали.

Цель исследования – выявить роль описания одежды героев поэмы в раскрытии их характеров.

Для достижения цели служит постановка следующих задач:

  • Изучить материал описания деталей одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
  • Исследовать влияние деталей одежды на характер героев поэмы и сделать сравнительную характеристику персонажей;
  • Проанализировать изученный материал, сформулировать выводы, доступно и интересно доложить о своих результатах.

Цели и задачи данной работы определяют основные методы:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание одежды так же, как и любая бытовая деталь, например деталь интерьера, помогает в создании характеристики литературного персонажа.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяется цель, задачи, методы и материалы исследования. Основная часть работы посвящена описанию деталей одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». В заключении сделаны выводы и обобщения.

При написании работы использовала следующие источники: Гоголь Н.В. «Мёртвые души», В.Н. Турбин «Пушкин, Гоголь, Лермонтов», Библиографический словарь «Русские писатели», С.И Маминский «Художественный мир Гоголя». Кроме этого использовали учебник и методические разработки по литературе.

Н.В.Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Отец писателя В.А.Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M.И.Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д.П.Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, на которого, однако, влияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его пророчество о Страшном суде и идея загробного воздаяния.
В 1818-1819 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал профессор Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах", "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н.А.Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О.М.Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. До отъезда за границу или же вскоре по возвращении Гоголь переживает еще одну неудачу - безуспешной оказывается его попытка поступить на сцену в качестве драматического актера.
В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель. Из малороссийской повести: „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголь упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П.И. Балабина, Н.М.Лонгинова, А.В.Васильчикова, а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории в Патриотическом институте (куда позднее определяет и своих сестер - Анну и Лизу).

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

После выхода 2-й части "Вечеров" Гоголь в июне 1832 приезжает в Москву знаменитым писателем. Он знакомится с М.П.Погодиным , С.Т Аксаковым и его семейством, М.Н.Загоскиным, И.И.Дмитриевым. В этот приезд или во вторичный (на обратном пути через Москву из Васильевки) он встречается также с И.В. и П.В. Киреевскими, М.С.Щепкиным, сближается с М.А.Максимовичем. Следующий, 1833 год для Гоголя- один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. Очень важным, едва ли не основным направлением своей деятельности Гоголь считает изучение истории - украинской и всемирной.

Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 из них были отданы работе над поэмой «Мёртвые души». Творческое развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и интенсивно: между первым циклом его повестей – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мёртвыми душами» прошло всего 3-4 года.

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение , которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить к его исправлению.

Описание образов помещиков.

В начале работы над поэмой «Мёртвые души» Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в "аду" - I том "Мертвых душ". Затем "в чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков.

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебоширстве. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

Собакевич сродни Коробочке. Он так же, как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.

Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" - Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с "мерзостями русской действительности".

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным, раздробленным, повседневным характерам", должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: "Кто же как ни автор должен сказать святую правду!" Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению России вперед.

Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Несмотря на известную поговорку «По одёжке встречают – по уму провожают», одежда является в определенной степени мерилом внутренней культуры человека. Поэтому описание одежды находится в прямой зависимости от общей характеристики персонажа, его внутреннего мира.

Деталь(от фр.detail – часть, подробность)- значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Направленность каждой детали одежды «на внутреннюю сущность дела» совершенно очевидна в поэме. Детали одежды не столько характеризуют внешний облик персонажа, сколько рассказывают о его характере, привычках, манере поведения и т.п. Такая деталь, как костюм, распространена у Гоголя во всём своём разнообразии. Например, у Чичикова - бережливость, аккуратность, любовь к хорошей вещи (воплощение в выборе цвета, качества материи для фрака). Чичиков очень заботится о своей внешности: «Господин скинул с себя картуз и размотал шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное, не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой», «…манишка – голландские рубашки - брусничного цвета с искрой фрак, оригинальный, выделяющий из «толпы» его хозяина. Фрак Чичикова – сквозная (то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка. Четыре заношенных… фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками… – все, что оставил отец в наследство. Таковы своеобразные вехи жизни, ступеньки лестницы, по которой поднимался Чичиков в «миллионщики».

К деталям одежды как средству характеристики героя прибегает Гоголь и при обрисовке других персонажей.

Чичиков на губернаторской вечеринке «…знакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым…». (гл.1) Гоголь описывает детали одежды мечтателя Манилова так, «Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика…». (гл.2)

Зелёный цвет – это надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. «У всякого есть свой задор:…, у всякого есть своё, но у Манилова ничего не было». (гл.2)

«Жена его… впрочем, они были довольны друг другом.», «На ней хорошо сидел матерчатый шёлковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки её что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками». (гл.2) (Лизанька.)

Одежда Коробочки говорит о высшей степени её скопидомства «...в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…», «Она была одета лучше, нежели вчера, - в тёмном платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё так же было что-то навязано». (гл.3)

В портрете Коробочки повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо, глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет. Этим также подчёркивается бездуховность человека. Она поглощена прозой будничного земного существования.

Ноздрев – игрок, кутила, завсегдатай злачных мест, беспутный человек, но он обаятельный. Дополняет живописный вид Ноздрёва и подчеркивает его «разбитной характер» «…просто полосатый архалук». (Архалук - стеганая поддёвка с перехватами). (гл.4)

Вещь несёт отпечаток характера человека, которому принадлежит, поэтому человек и неодушевлённый предмет сближаются. Одно помогает глубже понять другое.

Интересно отметить, что если во фраке Чичикова доминирующим был цвет, то у Собакевича определяющим является эпитет «медвежий». Первое знакомство «…неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения», «…шаркнувши ногою, обутую в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри». (гл.1) «Фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». (гл.5) Феодолия Ивановна дополняет «медвежий» образ мужа «Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью.» (гл. 5)

У Плюшкина - бережливость, скопидомство («чулок, повязанный на шее»). «У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». (гл.6) Как в зазеркалье, вещь не похожа сама на себя, она изуродована, как изуродована душа человека, способного носить непонятно из чего «состряпанный» халат… Сарказм автора по отношению к герою (Плюшкину) сквозит в каждой фразе, в каждом слове». Своей скупостью Плюшкин сделал себя несчастным человеком. «Прореха на человечестве» как характеризует его Н.В.Гоголь.

Очень подробно Н.В.Гоголь описывает дам города NN «В дамских нарядах оказались многие разные прибавления», «Во время обедни у одной из дам заметили внизу платья такое руло, которое растопырило его на полцеркви…». У дам - стремление не отстать от столицы («...наблюсти моду в самых последних мелочах, ... в этом они опередили даже дам петербургских и московских, они всегда «одевались по моде и с большим вкусом» (гл. 8)) и не быть «хуже» других.

«Женщина того времени была немыслима вне балов и светских раутов, даже если одни одеты «хорошо и по моде, другие оделись во что Бог послал в губернский город». «В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названья нельзя было прибрать (до такой степени дошла тонкость вкуса). Ленточные банты и цветочные букеты порхали там и там по платьям в самом картинном беспорядке…» (гл.8)

«… в зале «блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный и странный. Все было залито светом». (гл. 1) Вещь не выполняет своей функции, она не одевает, она впитывает в себя и искажает то, что происходит вокруг. На балу это свет, страшный и безобразный. Такова жизнь города NN.

Заключение:

В тексте поэмы присутствуют случаи, когда наименования туалета используются как средство характеристики городского пейзажа, описания природы и интерьера. С помощью указанных номинаций Гоголь выражает свое отношение к «моде», особенностям русского национального характера, размышляет о возможной судьбе России.

Изучив исследованный материал по образу помещиков и описанию деталей одежды и, сделав сравнительную характеристику персонажей, я пришла к выводу, что описание одежды так же, как и любая бытовая деталь, помогает в создании характеристики литературного персонажа. Благодаря описанию одежды читатель формирует свой образ героев и отношение к ним. Целая галерея «мертвых душ» проходит перед нами в поэме Н.В.Гоголя, и во что бы ни рядились, они так и остаются «мертвыми душами».

Библиографический список.

  1. Гоголь Н.В. Мёртвые души. - М., «Советская Россия», - 1980 .
  2. Маминский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., «Просвещение», 1971.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. (В 2 ч). Ч.1. А-Л/ Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; Под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 4 л. 432 с.
  4. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. Об изучении литературных жанров. - М., «Просвещение», 1978. - 239 с.
  5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. – 336 с.

Рецензия

на работу по литературе, представленную на районную научно – практическую конференцию «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» ученицы 9 класса МБОУ Заславская СОШ Медведевой Алёны.

Тема работы: « Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме

Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Автор работы чётко ставит цели и задачи, определяет гипотезу и своим исследованием их решает. В работе описывается биография автора поэмы, образы помещиков, осуществлён плавный переход к изобразительной роли описания одежды персонажей, направленность каждой детали одежды на внутренний мир героев, рассказывающая о характере, привычках, манере поведения.

В заключении сделан вывод о значении эпизодов с описанием одежды в поэме «Мёртвые души» для характеристики литературных героев.

Работа может быть использована на уроках литературы при изучении данного произведения, во внеклассной работе по предмету.

Руководитель: Власова М.Г.


Cлайд 1

Образ Чичикова в поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души » Чичиков - главный персонаж поэмы Н.В. Гоголя

Cлайд 2

Портрет Чичикова Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

Cлайд 3

Cлайд 4

Одежда Чичикова Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок … Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.

Cлайд 5

Манеры и речь Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

Cлайд 6

Происхождение: Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!

Cлайд 7

Наставления отца Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»

Cлайд 8

Учеба в училище: Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»: Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.

Cлайд 9