Сценарий внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане» V, X классы методическая разработка по истории (6 класс) на тему. Классный час

Сценарий внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане» V, X классы методическая разработка по истории (6 класс) на тему. Классный час "музей в чемодане" Музей в чемодане на тему школьные принадлежности

На сегодняшний день очень выгодное свойство для музея - его мобильность - способствует расширению музейной аудитории. Впервые за 20 - летнюю историю работы музея был разработан проект – выездная экскурсия «Музей в чемодане». Важно то, что музей выезжает в образовательные учреждения и предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсия сопровождается яркими иллюстрациями, демонстрирующимися на проекторе и музейными экспонатами. Экскурсовод приглашает вас заглянуть в «волшебный» чемоданчик или большую старинную шкатурлку и узнать о богатствах нашего края.

Проект «Музей в чемодане», рассчитан на дошкольников и школьников начальных классов. Проект формирует творческую активность ребенка, историческое сознание, развивает у детей эмоции, воображение и фантазию, воспитывает зрительскую и музейную культуру.

Тематика проекта может быть разнообразной. В настоящее время определена тема «Бажовские сказы». Аудитории предлагается вспомнить сказы П.П.Бажова, его героев, названия каменных пород и драгоценных камней. С помощью иллюстраций дети узнают и вспоминают произведения, их содержание и подробности. Далее экскурсовод знакомит детей с минералами. В ходе экскурсии ребята узнают о семействе кварцев, малахите, чароите, яшме, лазурите, амазоните, родоните, агате, пирите. Используется интерактивный метод: каждый ребенок может подержать музейный предмет, рассмотреть его и узнать о легендах, которые сопровождают тот или иной минерал. Далее предлагается творческое задание, в котором участники выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Работая в команде, участник действия развивают навыки общения, свою фантазию, логическое мышление. На основе знаний об истории местности, знакомства с фольклором и народным творчеством возникает уважение к природе родного края и ее богатствам.

Подобная выездная форма работы с детьми достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами общеобразовательного учебного процесса, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки исследования, систематизации и запоминания материала. Такие занятия важно начинать с младших классов, для того чтобы привить интерес к истории родного края, к музею, к творческому познанию.

  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!

Отдельные, даже очень хорошо подготовленные и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физике на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом.

Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т. е. уметь, выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения в каждой школе и каждом классе различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их разных сочетаний. Вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую, по моему мнению, определяют следующие элементы:

  • целеполагание, организация обучения, т.е. конструирование системы занятий,
  • методика проведения отдельных занятий,
  • способы определения качества полученных учащимися знаний.

Главное мое педагогическое кредо – формирование человека. Для меня важна не только физика, но и человек, познающий ее, постигающий вместе с наукой и себя, развивающийся как личность. Одним из способов соединить воедино физику и лирику, образование и воспитание, усвоение прочных знаний и развитие творческих способностей может быть музейных экспозиций и организация экскурсий-лекций по ним. Хочу заметить, что в моем рабочем кабинете, в прочем, как и в любом кабинете физики, для организации выставок недостаточно места. Выход из этой ситуации достаточно прост: организовать сменные тематические выставки, а накопленный материал и экспонаты хранить, условно говоря, в чемоданах.

Все началось с коллекции электрических лампочек накаливания, о которых идет речь на уроках физики в 8 классе. Сначала интересно было рассматривать лампы, имеющие различные формы и размеры колб, а затем мы свое внимание переключили на лампы, имеющие в основе своей работы различные физические явления. Так наша коллекция пополнилась люминесцентными и галогенными лампами, светодиодами, энергосберегающими лампами, газоразрядными трубками. А дальше больше: коллекцию пополнили не только бытовые лампы, но и автомобильные, рекламные силиконовые трубки со светодиодами, радиолампы и т.д. В результате коллекция “выросла” из одной коробки и заняла целую полку, а когда начали появляться всевозможные светильники, в устройстве которых использована и стекловолоконная оптика, и явление конвекции и многие другие физические явления, то под выставку пришлось выделить целый шкаф. Затем возник вопрос: а с чего же начиналась история развития освещения? После этого на нашей выставке начали появляться светцы с лучинами, свечи и подсвечники, масляные и керосиновые лампы. И мы уже начали задумываться над тем, где и как хранить свои экспонаты, тем более, что к этому времени мы с 11- классниками собрали свою коллекцию фотоаппаратов и фототехники, а свободного место в кабинете, как известно, не так много. Так возникла идея оформления временных экспозиций, а другие экспонаты упаковать и хранить (условно) в чемоданах, убрать которые можно в подсобное помещение и использовать материал для выставки непосредственно вовремя изучения соответствующей темы.

Ведя работу в этом направлении, я ставлю перед собой целью совершенствование образовательных форм, позволяющих учащимся осваивать прорывные направления науки, прогресса, образования, что позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. создать условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  2. интегрировать предметы естественнонаучного цикла;
  3. интегрировать гуманитарные предметы и физику.

Темы выставок рождаются спонтанно, в зависимости от возможности накопления экспонатов по выбранной теме, но одно неизменно: все коллекции иллюстрируют изучаемые материалы курса физики. Таким образом, мы пытаемся подчеркнуть, что теоретическая физика находит свое применение в развитии техники.

Выставки не могут “молчать”, поэтому необходимо к ним накопить сопроводительный материал. С этой работой уже могут справиться учащиеся седьмых – восьмых классов, а уж тем более старшеклассники. Основным источником информации для учащегося, конечно, стал интернет, а вот из всего многообразия выбрать самое главное и интересное должен помочь учитель, то есть научить школьника работать с научным и научно-техническим текстом и развивать его информационную компетентность. При этом, в некоторых случаях удобно разработать информационные листы и сформировать буклет – раскладушку, или написать краткие заметки и оформить экспресс – газету, или, например, устроить выставку сочинений.

Для формирования отдельной экспозиции требуется достаточное количество времени. И если для проведения экскурсии достаточно одного урока, то подбор экспонатов, изучение принципов их работы (а это зачастую входит за рамки школьной программы), составление текстов лекций и непосредственно оформление самой выставки происходят во внеурочное время, то есть после уроков с группой учащихся – экскурсоводов.

Связующим звеном я выбираю отношения тесного сотрудничества с учениками, атмосферу искреннего доверия и душевного тепла, поэтому наши занятия из рутинных превращаются в уроки творчества.

Как показывает само название этого типа уроков (уроки творчества), они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин, таблиц на физические темы и т.д.

Выставочную экспозицию “ФИЗИКА В ДОМЕ” я использую на уроке являющимся, как правило, повторительным и основанном на изученном материале. Учащиеся получают задание написать сочинение на тему “Физика в моем доме”, выбрав при этом одно из физических явлений, и подобрать наглядный материал. После предварительного отбора материала формируется сама выставка, и проводятся по ней экскурсии. Это помогают связать физику и лирику, т. е. знания по физике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владеть фактическим материалом (физикой в данном случае), но и умение грамотно выражать мысли.

Такие уроки проводила неоднократно с различными вариантами их подготовки и организации. Считаю, что они помогают всколыхнуть наименее активную часть учеников, дают возможность всем творчески поработать, помогают учить ребят выделять главное в материале, мыслить и презентовать свою работу.

Первое знакомство с техникой у ребенка происходит еще в детстве, а первое знакомство с физическими явлениями можно провести на выставке “ФИЗИКА И ИГРУШКА”. Такое занятие можно провести и оформить в виде “Экспресс газеты”

Заранее (практически на первом уроке в 7 классе) нескольким группам учеников даю темы для самостоятельной подготовки мини-проектов. Чтобы выполнить эту работу, нужно подобрать соответствующие экспонаты (или использовать накопленные в чемоданах), рассортировать их согласно выбранному физическому явлению и разобраться в принципе их работы. С такой работой семиклассники уже могут справиться. Ребята читают материалы и, используя ранее найденные сведения, готовят по ним сообщения. Потом начинается устный выпуск нашей стенгазеты: ученики-экскурсоводы по очереди делают сообщение по своей теме, подкрепляя слова демонстрациями, и после каждого рассказа вывешивают соответствующую заметку на стенд “Сегодня на уроке”. Таким образом, информация, собранная отдельными учащимися, некоторое время находится в “Экспресс газете”, и каждый желающий может ознакомиться с ней самостоятельно.

Хочу заметить, что особой популярностью эта выставка пользуется у обучающихся на начальной ступени. Для них экскурсии проводят старшеклассники.

Учащихся начальной школы мы приглашали на выставки “История развития освещения”, “Физика в доме”, “Физика в игрушках” и “Оптические иллюзии”. Эти мероприятия мы стараемся проводить для детей, посещающих группу продленного дня. Опять же старшеклассники для этого тратят свое внеурочное время, но они с удовольствием проводят мастер – классы по изготовлению простейших оптических приборов или изготовлению игрушек и на доступном для малышей уровне объясняют физические явления и законы, лежащие в основе работы изготовленных моделей. А для самых любознательных учащиеся старшей школы изготавливают памятки – раскладушки с иллюстрированными инструкциями.

По выставке “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСВЕЩЕНИЯ” интересно проходит урок-путешествие.

В ходе подготовки урока учащиеся совершают с помощью книг экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции – узнать о том вкладе, который внесли ученые этих стран в развитие какого-то раздела физической науки, и ознакомить с ним своих одноклассников. Уроки этого типа целесообразны как вводно-обзорные по теме или заключительные, их посвящают истории становление научных знаний. Основой служит самостоятельная деятельность: учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики и техники.

Свой урок я провожу для учащихся VIII класса по разделу “Электричество”. Объявляется, что в классе будут сформированы экспедиции (по 3 человека), которые отправят “в разные государства и в разные столетия для того, чтобы поработать в архивах, изучить литературу, документы и установить, что сделали ученые этих государств для познаний электричества или его практического применения. Требуется ознакомиться с материалами, подготовить краткую информацию о своем исследовании, подготовить выставочный материал и ознакомить класс с результатами своей работы, проведя их по вехам истории. Внутри каждой группы учащиеся сами распределяют роли: оформитель, коллекционер и лектор. Это способствует повышению интереса к развитию науки и техники и формированию коммуникативных навыков обучающихся.

Выставочная экспозиция “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ” еще только начинает свое существование. На данном этапе уже собраны экспонаты, имеющие не только техническую ценность, но и историческую (в нашей коллекции есть телефонный аппарат 1937 года выпуска и переносной коммутатор 1943 года выпуска). Интересно увидеть военно-полевой коммутатор и современную СИМ-карту и сравнить их возможности и размеры. Теперь дело осталось за малым: исследовать данную тему, составить план экскурсии и найти для ее проведения место в учебном процессе.

Урок повторения пройденного материала позволяет лучше усвоить приобретенные знания обычно по теме, реже – по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может.

Интегрированный урок (физика + химия + история) “Фотопечать” позволяет обобщить, систематизировать знания по теме "Геометрическая оптика", "Химические свойства света", совершенствовать практические навыки при работе с фототехникой, расширить кругозор учащихся. Рекомендую данный урок проводить как обобщающий в 11-м классе и как внеурочное мероприятие в 9-м классе.

Для наглядности в кабинете создаются:

  • Фотовыставка работ учащихся
  • Выставка фотоаппаратов
  • Выставка оборудования для фотопечати и обработки фотопленок и фотографий
  • Плакаты по геометрической оптики и иллюстрации к выступлениям учащихся.

На данном уроке и во время подготовки к нему каждый ученик имеет возможность творчески поработать. Кроме освещения истории развития фотографии и фототехники, физических и химических аспектов фотопечати, важную роль на этом занятии играет фронтальная практическая работа “Получение черно-белой фотографии”. В настоящее время фотография стала доступна всем, особенно в век компьютеризации и возможности получения цифровой фотографии. Но ничто не сравниться с таинством получения фотографии самостоятельно, творить и подчинять себе обстоятельства.

Таким образом, использование музейной педагогики, интегрированных уроков и возможностей дополнительного образования создают условия для:

  • формирование творческого мышления учащихся;
  • созданы условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  • формирование глобального мышления учащихся;
  • развитие информационной компетенции учащихся;
  • внедрение деятельностного подхода в обучении.

Мухина Ирина
Отчет о конкурсе «Музей в чемодане»

Идея «Музей в чемодане » для меня оказалась очень интересной, в ней я нашла для себя много полезного.

Наш «музей в чемодане » по размеру небольшой, но у него много достоинств :

Его можно перемещать

Доступность для обыгрывания детьми

Возможность менять тематику

Накопление материала по различным темам и использование как картотеки в различных видах деятельности

Не требует материальных затрат при изготовлении (можно сделать своими руками из старых открыток, карточек, иллюстраций)

Возможность привлечения родителей для оказания помощи в сборе материала

Возможность для детей в дальнейшем выбирать любую тему для игры

Экспонаты-карточки удобно хранить, они не занимают много места.

Мы назвали свой «Музей в чемодане » - «Беседы о Карелии» .

А назвали так потому, что понятие это очень объемное, широкое, вмещает в себя много различных тем. Можно поговорить и рассказать детям и о достопримечательностях Карелии, и о городе Петрозаводске, о животных, птицах, насекомых, растительном мире Карелии, Красной Книге Карелии, памятниках войны и т. д.

Экспозиция, которую представили мы, называется «Животные карельского леса» . На примере этой экспозиции мы хотим показать, как «работает» наш музей в чемодане .

Мы изготовили карточки-экспонаты с изображением животных-обитателей карельского леса. Свой чемодан превратили в лес , туда поместили животных.

Также мы изготовили карточки с достопримечательностями города Петрозаводска и карточки с основными достопримечательностями республики Карелия (водопад Кивач, Кижи, Валаам и др.) . У нас получились мини-макеты города Петрозаводска и Карелии.

Дети с удовольствием помогали мне при изготовлении карточек. Им было интересно рассматривать их, держать в руках и размещать в музее .

Детям было интересно, а это самое главное. Поэтому мы с удовольствием в дальнейшем будем использовать эту идею в своей деятельности.

Название проекта: «Музей в чемодане»
Цель проекта: создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Задачи:
1. Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.

2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Воспитание музейной культуры.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами.

Введение.

Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий в образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Обоснование проекта:
В нашем школьном музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для обучающихся нашей школы? Форму игры, так как дети младшего школьного возраста познают мир в процессе игры. Для ребят старших классов нужны иные формы работы. Мы решили наглядно представить экспонаты из фонда нашего музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане».
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, прививании подрастающему поколению уважения к истории своего края.

Содержание проекта:
Обучающиеся имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Участники проекта:
Воспитанники Салемальской школы-интерната, воспитатель.

Сроки реализации проекта:
В течение учебного года.

Механизм реализации проекта:
Программа реализуется воспитанниками и воспитателем с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий.
Методы , использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный.

Ожидаемые результаты:
Мы надеемся, что, благодаря проекту «Музей в чемодане», у учеников школы и воспитанников детского сада сформируется интерес к истории родного края, дети научатся обращаться с музейными экспонатами.
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

Оценка результатов: Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей.

Уникальность проекта: в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос воспитанников интерната о смене форм деятельности

Октябрь

2018 года

Воспитанники 3 семьи, воспитатель

Выявление мнений воспитанников о деятельности музея.

Обработка опроса

Ноябрь

2018 года

Воспитанники

3 семьи

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане) Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

ноябрь

2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники

3 семьи

Найден чемодан.

Отобраны экспонаты для проведения первых экскурсий.

1.Нашему округу – 88 лет!

Декабрь 2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники интерната

3 семьи

Проведена работа в подготовке по теме экскурсии. Проведена экскурсия.

2.Л.В.Лапцуй –«Строка моя-счастливая зарница»

Февраль 2019 года

Салиндер ЕН., руководитель, воспитанники интерната

3 семьи

Март

2019 года

4.Великая Отечественная война;

Май

2019 года

Создание альбома, стенда о деятельности проекта

Май

2019 года

(По мере реализации проекта)

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий.

Проведение опроса о проделанной работе

Май

2019 года

Воспитанники интерната

Оценка проекта


Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

На данный момент проведена экскурсия

Переход на новые образовательные стандарты кардинальным образом изменили подходы к системе, как обучения, так и воспитания. Перед образовательными учреждениями встала необходимость обеспечить развитие учащихся не только в урочной, но и внеурочной деятельности по основным направлениям.

Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, которое наилучшим образом получается реализовать в рамках экскурсионной работы школьного музея.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык оно проникло в 19 веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка». Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка)».

В настоящее время в школьную музейную практику всё шире внедряются инновационные формы проведения экскурсий. Одной из них является «Музей в чемодане» – мини-экскурсия (история одного экспоната, события, предмета), включённая чаще всего в урочную экскурсию или внеурочную деятельность.

Экскурсия в учебное время входит в систему уроков по темам учебных предметов, а внеурочная проводится на кружке, факультативе, классном часе, выступает дополнением к школьному курсу или несет в себе отвлечённую развивающую информацию. Подобные экскурсии способствуют расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности.

Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Во-вторых, экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. В-третьих, необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки.

Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

Длительность подобной экскурсии, так же, как и тематика может быть различной, например, «История измерительных приборов» проходит интегрировано на уроках математики, физики, химии, географии. Школьники знакомятся с историей появления треугольника, транспортира, штангенциркуля и других предметов. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, учатся строить высказывание, формулировать проблему и анализировать её с целью выявления общего признака, проводят самооценку.

Звучит негромко старая пластинка, и экскурсия «От граммофона к патефону» (интеграция предметов музыка и физика) уносит нас в далекие 40–60 гг. прошлого столетия…

Взрослые, наверняка, хорошо помнят слова знаменитого танго «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» из фильма Никиты Михалкова, но для детей вопрос, чем отличается патефон от граммофона, звучит скорее, как разные названия одной музейной редкости.

«Музей в чемодане», благодаря своей мобильности, может быть использован для организации выставок непосредственно в учебных кабинетах. Такая форма музейной работы позволяет решить целый ряд поисково-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед школьными музеями, повышает интерес учащихся к изучаемым предметам.

Занятия проводятся в интерактивной форме с использованием элементов театрализации, ролевых игр. Они базируются на школьном или местном краеведческом и историческом материале. Используются электронные средства обучения. В ходе проведения экскурсии в данном формате обучающиеся могут приобщиться к культурным и историческим традициям своей малой родины. Соприкоснуться с прошлым через живое восприятие музейного экспоната. Могут стать непосредственными участниками действий.

Общими усилиями собираем предметы для очередной экспозиции, связанной с часами (экскурсия «В мире часов»), игрушками прошлого столетия (экскурсия «История ёлочных игрушек»), и, конечно, в память о Великой Отечественной войне кто-то принес армейский котелок, солдатский вещмешок, а вот пилотка и письмо с фронта (экскурсия «Вехи Победы»). Особой популярностью среди школьников пользуются экскурсии «Предметы быта XX века», «Учебники наших родителей», «О чём рассказала пуговица», «Школьные принадлежности».

Я надеюсь, что благодаря «Музею в чемодане», у ребят нашего Лицея сформируется устойчивый интерес к истории страны, а главное – к работе школьного музея.

Литература

1. Драгни О.В. Школьный музей: методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений СЗОУО. М., 2011.

2. Сластенин В.А. Учебное пособие «Педагогика».