Примерное положение о музее образовательного учреждения. Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее)

Транскрипт

1 ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ МУЗЕЙ - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и демонстрацией памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих познавательный научный интерес. Этимология слова берет свое начало от греческого «муза» (мыслящая). Музей МОУ является ведущей формой работы по патриотическому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующей цели формирования личности гражданина России в процессе учебной и внеурочной деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музея служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования и его изложения. По своему профилю школьные музеи могут быть историческими, мемориальными, краеведческими, художественными, естественно-историческими и техническими. В отдельных случаях музеи избирают более узкий профиль (например, археологический), а также могут быть комплексными, то есть ведущими работу по разным направлениям.

2 ЗАДАЧИ МУЗЕЯ Развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества. Формирование гражданственности, чувства гордости за свою страну. Стремления внести свой вклад в ее возрождение. Формирование толерантности в общении с представителями других культур. Расширение общекультурного кругозора учащихся, углубление представлений об исторических событиях, быте и хозяйственной деятельности народа. Воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся людей, имеющих отношение к данной школе, району, городу.

3 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой и общественными организациями. В зависимости от профиля музея и плана работы постоянный актив музея: Пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связь с другими школьными, народными и государственными музеями. Проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников. Изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение. Осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок. Проводит экскурсии для учащихся родителей. Принимает активное участие в поисковой деятельности на территории социально-педагогического комплекса. Участвует в разработке и реализации социальнообразовательных проектов учебного заведения, направленных на формирование патриотизма и гражданственности учащейся молодежи.

4 ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЯ Музеи организуются в общеобразовательных школах на общественных началах, на основе систематической работы постоянного актива учащихся и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а так же необходимых помещений, оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Школьный музей решением администрации района может быть преобразован в народный музей, который действует в соответствии с Положением о народном музее. Школьный музей организуется в соответствии с распоряжением начальника управления образования района, на основании заключения экспертной комиссии. Экспертная комиссия утверждается главой администрации района и состоит из представителей управления образованием, комитетов по культуре, делам молодежи, совета ветеранов войны Вооруженных сил и правоохранительных органов, военного комиссариата, районного музея. Могут быть приглашены представители высших учебных заведений города или области - специалисты в области музееведения и краеведения.

5 УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ ФОНДОВ Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной отделом народного образования. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии). Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного музея подлежат (на основании Положения о Музейном фонде СССР, приказа министра культуры СССР 271 от 26 июля 1965 года) включению в состав Музейного фонда РФ и учитываются в инвентарной книге местного государственного музея соответствующего профиля. Школьные музеи обо всех поступивших подлинных памятниках. Материалы, представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, который взамен подлинника должен изготовить музею копию, выдать документ, фиксирующий ценность представляемого материала. Акт передачи является своеобразной положительной оценкой деятельности школьного музея. В случаях прекращения деятельности школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

6 ЦЕЛИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Школьный музей призван обеспечить единство учебной и внеурочной работы по формированию патриотизма и гражданственности учащихся. Его деятельность основывается на актуализации, созидании и пропаганде традиций школы, города, страны среди учащихся. Традиции - это специфическая форма существования наследственной информации: если в биологических формах жизни такая информация спрятана и защищена от внешнего разрушения, существуя в особых наследственных структурах- хромосомах, то в обществе она выступает в виде внешней предметной среды, которая является пространством социализации: обучения индивидов через схемы, действия. Порядок и правила, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т. п. Именно поэтому региональные традиции заложены в сам механизм социокультурного воспроизводства региона, выступая особым процессом его самоидентификации и направленности на собственную самобытность. В этом отношении весьма ценен для освоения традиции исторический опыт Сталинградской битвы, которая имеет общероссийское и мировое значение. Данный опыт пронизан российской национальной идеей и выступает как бы в трех ипостасях: служения Отечеству как идеал гражданственности и патриотизма, подвиг и жертвенность во имя Родины как отражение культурно-исторических особенностей российского менталитета, связи прошлого и будущих перспектив, коллективизм, толерантность как ориентирующая и движущая сила социального процесса.

7 ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАЛЕ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ Общие положения. Зал Воинской Славы муниципального образовательного учреждения есть место героико-патриотического воспитания учащейся молодежи, формирования высоких духовнонравственных качеств, основанных на любви к своей Родине и стремлении к преумножению ее славы и могущества. Зал Воинской Славы является центром образовательновоспитательного пространства микроучастка. Его экспозиции отражают события, происходившие на данной территории в период Великой Отечественной войны Цель работы. Содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся в процессе внеучебной воспитательной работы и организации досуга. Задачи Обогащение представлений учащихся о конкретных событиях истории района и учебного заведения Побуждение учащихся к самостоятельной творческой деятельности по развитию общей культуры и исторических знаний. Воспитание положительного отношения к опыту старших поколений, обеспечение межпоколенной преемственности и диалога. Обеспечение системности и преемственности развития материальной и экспозиционной базы зала Воинской Славы. В соответствии с заключением экспертов зал Воинской Славы может быть преобразован в школьный музей.

8 Организация работы. Работа зала Воинской славы осуществляется в интересах единства образования, воспитания и развития личности гражданина и патриота, созидателя и защитника своей Родины Руководство работой осуществляет педагог, назначаемый приказом директора МОУ. Он формирует общественный актив и строит свою работу согласно годовому и месячным планам работы, обсуждаемым на заседаниях актива и утверждаемым директором МОУ. Основные направления работы зала Воинской Славы.. Ознакомительное(для тех, кто первый раз пришел в данное МОУ первоклассников, учащихся из других школ, родителей) Историко-образовательное(проведение основных и дополнительных занятий по истории, географии и другим предметам) Воспитательное(организация встреч с ветеранами войны и труда, деятелями культуры) Репродуктивное(расширение и обновление экспозиций). Оформительское. Шефское(оказание внимание ветеранам).


2.1. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 301720, Тульская область, г. Кимовск, ул. Бессолова, дом 65 ПРИНЯТО: на педагогическом совете (протокол 5 от «28»

Рассмотрено Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 358 Московского района Санкт-Петербурга В качестве локального акта 196128, г. Санкт-Петербург, ул.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ 1. Общие положения 1.1 Школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым

ПРИНЯТО На Совете школы Протокол От 20 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ 249 им.м.в.маневича Н.В.Скуратова Приказ От 20 г Положение о Мемориальном музее М.В.Маневича Санкт-Петербург 2013 год ПОЛОЖЕНИЕ о мемориальном

ПРИНЯТО решением Совета ГБОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Протокол от 06.09.2013 3 УТВЕРЖДЕНО приказом ГБОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга от 09.09.2013 75-о Директор Е.К. Дашкова

ПОЛОЖЕНИЕ о музее «История школы на Куракиной даче» ГБОУ средней общеобразовательной школы 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1. Музей образовательного

2.1.6. формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности; 2.1.7. воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии его творческого потенциала.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска средняя общеобразовательная школа 44 УТВЕРЖДЕНО: Протоколом педагогического

Управление образования администрации города Тулы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования 8» 300034, г. Тула, Ул. Фрунзе, 18 Телефоны: 31-56-41 ПРИНЯТО на педагогическом

Главная цель школьного музея - развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности

1 4 2 3 .2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение

1. Общие положения 1.1. Музей «Дорога жизни» Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Автомеханический лицей» (далее Музей) действует на основании

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ решением Совета школы Директор ГБОУ школы 416 ГБОУ школы 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга Петродворцового района Санкт-Петербурга Приказ 22 от 27.01.2014 от 09.01.2014 протокол

ПРИНЯТО решением Общего собрания ГБОУ школы 516 от «30» августа 2013 протокол 5 Председатель Общего собрания Л.В. Смирнова УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы 516 Л.В. Смирнова Приказ 113/1-у от «30» августа

Анализ работы школьного историко-краеведческого музея МОУ «Тырновская СОШ им. Л.А. Загоскина» 2017-2018 учебный год Основной целью гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся средствами

ПРИНЯТО На Педагогическом совете Школы МКОУ «Архангельская СОШ» «30» августа 2013 г. Протокол 1 УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Архангельская СОШ» Приказ 98-3 от «2» сентября 2013 г. О.Е. Хатынская ПОЛОЖЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа 1103 имени Героя Российской Федерации А.В.Соломатина» Дополнительная общеобразовательная программа

1. Общие положения Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на

1. Общие положения 1.1 Школьный музей «Музей Арктики имени Г.Я. Седова» (в дальнейшем именуемый по тексту Устава школьный музей), - объект инфраструктуры, действующий на основании Положения о школьном

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1.Общие положения 1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным

Примерное положение о музее образовательного учреждения (о школьном музее) 1.Общие положения Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ на 2013-2015 годы в муниципальном образовательном учреждении Ошминская средняя общеобразовательная школа. Музей расположен на 2 этаже и включает собственно музейную комнату

1. Общие положения 1.1. Музей Боевой славы является тематическим систематизированным собранием подлинных материалов и документов по истории Великой Отечественной войны и боевого пути 238 стрелковой дивизии,

Школьный музей является структурным подразделением общеобразовательной основной гимназии, действующей на основе Закона РФ «Об образовании», а в части учета и хранения фондов Федерального закона «О музейном

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном музее «Боевой славы КПСКР «Дзержинский»» МБОУ СОШ 20. 1 1. Общее положения. 1.1. Школьный музей «Боевой славы КПСКР «Дзержинский»» (далее музей) является структурным подразделением

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПАМЯТЬ СЕРДЦА» Пояснительная записка В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в системе

Концепция развития музея боевой славы имени Маршала Советского Союза А.И. Ерёменко I. Введение. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность,

1. Введение. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ ШКОЛЫ 17 на 2013-2017 гг. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе

«УТВЕРЖДАЮ» И. о. директора ГБОУ СОШ 305 А. С. Аракелян Положение об этнографическом музее «Славна Россия мастерами» Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной

Перспективная программа деятельности музея ГБОУ СОШ 2046 «Вечный огонь на земле Юго-запада» на 2013-2017 гг. 1. Концепция музея ГОУ СОШ 2046 совсем новая школа в районе-новостройке Южного Бутова. Задавшись

1 В 2015 году Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения выдал музею бессрочное Свидетельство 16164. В этом же году школа 962 стала частью образовательного комплекса, в который входят еще

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Университетский колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» (Университетский колледж ОГУ)

«УТВЕРЖДАЮ» ГБПОУ КГТиТ 41 руководитель подразделения «Федосьино» Е.ФЛимонова. План работы школьного музея Боевой славы «Не прорастай, трава забвенья» ни 2017-2018 уч. год. Г. Москва Главная цель школьного

УТВЕРЖДАЮ директор гимназии Жиденькова В.Ю. Муниципальное образовательное учреждение «Георгиевская гимназия» Программа развития гимназического историко-краеведческого музея 2017-2021 годы Пояснительная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Агеевская средняя общеобразовательная школа 3» п. Центральный Утверждаю Директор МБОУ»АСОШ 3» п.центральный В.И.Захаров Приказ 3 от 20.01.2012г 1

ПОЛОЖЕНИЕ МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ 6-го ГВАРДЕЙСКОГО МЕХАНИЗИРОВАННОГО КОРПУСА 4-й ТАНКОВОЙ АРМИИ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»

Программа деятельности школьного зала Воинской славы МБОУ СОШ 25 г.о. Химки Московской области Для осуществления эффективной воспитательной работы школы, направленной на патриотическое воспитание подрастающего

Работа школьного музея Руководитель школьного музея Азерли Джаваир Агасы, учитель истории и обществознания Ведущие педагоги поисковоисследовательских работ Россохина Маргарита Ивановна, учитель технологии

ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «СОШ 2» п.г.т. Уренгой Протокол от «30» августа 2014 г. 1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ 2» п.г.т. Уренгой Е.В. Крепешева Приказ от «30» августа 2014 г. 206 ПОЛОЖЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Школа интернат 18» МКОУ «Ш-И 18» Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская,

Совет Центра патриотического воспитания (профиль историко- краеведческий). 1.Кириллова Т.В. учитель истории. Председатель Совета 2.Кривоносова Т.Н.- учитель географии 3.Кириллов С.П.- учитель ОБЖ 4. Забирова

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном музее 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано на основе типового положения о школьном музее, законе РФ «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 24 апреля

1.Общие положения ПОЛОЖЕНИЕ о школьном музейном уголке «Русская старина» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кошелихинская основная школа» Данное положение составлено на основе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Восточное» Утверждаю Директор ООШ с.восточное В.А.Кочнева 07.02.2012, пр. 16/1 Положение об уголке Боевой Славы

Программа деятельности историко-краеведческого музея МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа 1» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными

ПРИНЯТО решением Совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы NQS12 Невского района Санкт- Петербурга Протокол от к7 /.,2.2011 NQ.3 Председатель

Концепция развития комплексного историко-краеведческого музея «Россия - Родина моя» Гимназии 1569 «Созвездие» ЮАО г. Москвы I. Введение Школьный музей «Россия - Родина моя» является частью образовательной

Предс «Согласовано» «Утверждаю» ПуОУ Школа 1883 «Бутово» от 01.09.2014 года 7Л Протокол педагогического совета от 28.08.2014 года 1 Положение о работе этнографического музея народного быта «СВЕТЕЛКА» ГБОУ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ МУЗЕЯ на 2017-2018 учебный год Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы. Эффективное

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессиональная образовательная организация «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко» ПРИНЯТ: Советом ГБОУ ПОО МТК протокол от

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО УрГУПС, УрГУПС) О Музее трудовой и боевой

Виноградов А.Ю. МОУ Эммаусская СОШ Калининского р-на, Тверская область Краеведческий музей в школе. Актуальность темы данной статьи определяется современной социально-экономической и образовательной реформой

План работы мастер класса «Воспитание патриотизма и гражданственности школьников в рамках музейной педагогики» на 2017-2018 учебный год. Мероприятие Дата Место проведения 1. Мероприятие Музея Боевой Славы

Санкт-Петербургское государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Ижорский политехнический лицей» УТВЕРЖДЕНО приказом директора И.А. Степанов от 201 г. ПОЛОЖЕНИЕ о структурном

Министерство образования Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Назарово Красноярского края (662200) Красноярский край, г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла средствами театрального искусства 123» План развития школьного

Концепция развития военно-патриотического Музея Боевой славы Российской армии ГБОУ Школа 2116 «Зябликово» Южного округа г. Москвы. 1.Нормативная база для разработки Концепции Государственная программа

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ I. Введение Школьный музей Боевой Славы городов-героев является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе

Пояснительная записка Программа по военно-патриотическому воспитанию юнармейцев ГБОУ Школа --- «ЮНАРМИЯ», разработана в соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской

1. Общие положения 1.1. Музейная экспозиция развития детского технического творчества в Санкт-Петербурге (далее Музейная экспозиция), является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение Владимирская средняя школа УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МОУ Владимирской СШ «104-о» от 1 сентября 2017 года Модель организации внеурочной деятельности в рамках

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя Общеобразовательная школа 4 Городского округа город Шарья Костромской области Согласовано Протокол от С зам. директора по УВР Коробченко М.В.

Концепция развития военно-исторического музея «Великая Отечественная война в подвиге и жизни ветеранов района Северное Бутово» ГБОУ Школа с углубленным изучением английского языка 1356 Введение Школьный

Краеведческая работа школьного музея В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости возвращения к национальным и мировым культурно историческим ценностям.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 249 имени М.В. Маневича Кировского района Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Музей истории школы» составлена на региональном материале исторического краеведения. Программа рассчитана на 68 ч., ч. в неделю. Историческое краеведение является одним

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Чесноков Николай Анатольевич Тезисы: 1. Требования нормативно-правовой документации по вопросу патриотического воспитания (включая ФГОСы).

Роль и функции школьных музеев значительны в связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью деятельности школьного музея является привитие навыков

Туристско - краеведческой направленности «Краевед» Возраст обучающихся: 15-17 лет Автор-составитель: Долженкова Т.И., Программа объединения «Краевед» предназначена для обучения активистов музея образовательного

Рабочая программа работы школьного кружка «Я поведу тебя в музей» («Музейное дело») Количество занятий час в неделю. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение истории на основе регионального компонента в рамках

Введение. Концепция развития школьного музея определяет ценностносмысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития школьного музея, задает основные направления развития, способы и

2 предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность; - овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации не-зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

    музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

    собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

    помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

    музейная экспозиция;

    устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

    документирование природы, истории и культуры родного края;

    осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

    организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

    развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

    учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

    учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

6. Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организо-ван совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОНИКОЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

1.Общие положения

1.1. Школьный музей является структурным подразделением образовательного учреждения, действующего на основании Закона 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловлен его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется положением, утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания музея:

Музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

Собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;

Помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

Музейная экспозиция;

Положение о музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

Документирование истории, культуры и природы родного края путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

Организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

Развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован Совет содействия или Попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска

Положение о музее МБОУ СОШ №22.

    Общие положения.

    1. Музей МБОУ СОШ №22 – структурное подразделение школы, созданное для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

      Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ от 04.01.2013 г «Об образовании в РФ», Законом РФ от 26.05.1996 г №54-ФЗ «О музейной фонде РФ и музеях в РФ», письмом Минобразования России от 12.03.2003 г № 28-51-181|16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» и настоящим положением.

      Музей организован в целях:

Гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

Расширения образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса;

Формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

Развитие познавательных интересов и способностей обучающихся;

Развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории школы и истории Смоленщины, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность, овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

Активного освоения обучающимися историко-культурной среды.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами школы.

    Основные понятия.

    1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом деятельности, областью науки или искусства, задачами ОУ.

      Профиль музея МБОУ СОШ №22 историко-краеведческий и этнографический.

      Комплектование музейных фондов – проведение комплекса мероприятий по выявлению и сбору предметов музейного значения, их учету и научному описанию.

      Предмет музейного значения – движимый памятник истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

      Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

      Экспозиция – выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы.

      Выставка – экспозиция, имеющая временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

      Книга поступлений (инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

    Организация музея.

    1. Организация музея в МБОУ СОШ№22 происходит по инициативе педагогических работников и обучающихся с привлечением ветеранов, выпускников школы.

      Организация музея является результатом поисковой и исследовательской деятельности.

      Музей был создан в 2004 году на основании приказа директора школы.

      Обязательным условием для открытия музея являются:

Наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в книге поступлений (на октябрь 2013г – 599 экспонатов);

Наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создание выставок и экспозиций (музей располагается в двух помещениях площадью 37 кв.м. и 32 кв.м, имеет 3 экспозиции: «История школы - часть истории Отечества», «Героические страницы родной Смоленской земли», «Русская старина» - этнография родного края;

Наличие музейного актива, состоящего из педагогов, ветеранов, выпускников школы.

Актив музея:

    Зуева В.Н. – зам. директора по ВР.

    Лескова А.В. – учитель истории, руководитель историко-краеведческого направления музея.

    Пакяльтене Л.И. – учитель изо, руководитель этнографического направления музея.

    Шорникова Л.М. – выпускница школы.

    Столярова Е.Г. – учитель мхк.

    Иванова Л.В. – учитель информатики.

7. Обучающиеся.

Наличие программы деятельности и развития музея.

    Функции и основные направления деятельности.

    1. Основными функциями музея являются:

Организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

Документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

Организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

Совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы.

4.2. Основные направления деятельности музея являются:

Выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

Комплектование музейных фондов;

Изучение музейных предметов.

    Учет и обеспечение сохранности фондов.

    1. Собранные музейные предметы составляют основной и научно-вспомогательный фонды музея.

      Все поступающие в музей предметы подлежат актированию.

      Все предметы подлежат обязательной записи в книге поступлений.

      Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель.

      Хранение в музее взрывоопасных предметов категорически запрещается.

    1. Работа музея ведется в соответствии с учебно-воспитательными задачами ОУ.

      Ежегодное и перспективное планирование работы осуществляется как в целом по музею, так и по всем направлениям музейной деятельности.

Выявление, сбор, учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

Изучение музейных предметов;

Поисковая, проектная и исследовательская деятельность обучающихся;

Организация экспозиций.

    Руководство.

    1. Непосредственное руководство музеем осуществляют его руководители – Лескова А.В. и Пакяльтене Л.И.

      Текущую работу музея организует актив музея.

Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея МБОУ «СШ №22» г. Смоленска

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Направления деятельности музея:

2. Учебно-исследовательская деятельность.

3. Поисковая работа.

5. Методическая работа.

6. Фондовая работа.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Методы обучения

1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций

и выставок музея.

3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из

фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

Основная часть.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

Формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

Передача жизненного опыта от поколения к поколению;

Активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

Мы используем работу музея в учебной и внеурочной деятельности.

Учебная деятельность:

Так главная задача руководителей музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения в перспективном планировании на учебный год предусматривается работа учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Внеурочная деятельность

Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ней и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

К формам работы во внеучебное время относятся: беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, проведение игр (игра по станциям), проектная деятельность по материалам музея.

2. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов, выпускников школы).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, своей школы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

3. Учебно-исследовательская деятельность (обработка полученной информации).

Много практических навыков приобретают обучающиеся и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

5. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр («Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны),

6. Фондовая работа

Учёт и хранение собранного материала на бумажном носителе. Существует инвентарная книга, книга учета посетителей, книга отзывов. Планируется оцифровка экспонатов.

7. Руководство работой музея

Работу музея направляет Актив музея. Он

Направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

Организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

Разрабатывает план работы.

Таким образом, программа «Школьный историко - краеведческий музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

Программа развития школьного историко-краеведческого музея.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Материалы музея призваны воспитывать в учащихся чувство гордости, любви к своей школе. Среди экспонатов школьного музея половина относится к направлению истории школы.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается дальнейшее использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача руководителя музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразно проведение уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, тружениками тыла, узниками, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно - воспитательном процессе. Координацию деятельности актива осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по УВР. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы.

Приложение

к приказу

от 01.01.2001 г. № 000

Положение

о музее образовательного учреждения

(школьном музее)

1. Общие положения

1.1. Музей образовательного учреждения (далее – школьный музей) – обобщающее название общественных музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Московской области независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в частности учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации».

1.2. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием предметов истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности школьного музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьного музея Московской области тесно связана с историей родного края.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности школьного музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в школьный музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектация музейных фондов – деятельность школьного музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Цели и задачи

Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

3.1. Школьный музей способствует:

Воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

Приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и культурных памятников;

3.2 Задачами школьного музея являются:

Использование культурных ценностей для развития обучающихся;

Содействие в организации проведении учебно-воспитательного процесса;

Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

Активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями ;

Формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

Организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

Текущая работа может включать в себя:

Изучение литературно-исторических и других источников по соответствующей профилю музея тематике;

Систематическое пополнение фондов и библиотеки школьного музея путем активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

Ведение четкого учета фондов в инвентарной книге, обеспечение сохранности музейных предметов;

Создание и обновление экспозиции, выставки;

Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся и населения;

Установление связей с государственными музеями соответствующего профиля, участие в их работе или выполнение работ по их заданию;

Установление и поддерживание связей со школьными музеями соответствующего профиля;

Проведение обучения членов музейного актива по утвержденной учебной программе.

5.4. В целях развития ученического самоуправления, а также для решения текущих вопросов деятельности школьного музея может создаваться Совет музея из числа его активистов.

5.5. В целях более четкой организации работы школьного музея могут создаваться рабочие группы из числа обучающихся: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.6. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

5.7. Организационно-методическое руководство деятельностью школьных музеев Московской области осуществляет Центр развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области (далее - ГОУ МО ЦРТДиЮ).

6. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

6.1. Учет музейных предметов собрания школьного музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной, пронумерованной и опечатанной) и заверенной муниципальным органом управления образованием.

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

6.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность школьного музея производится учредителем школьного музея. Изъятие и иное отчуждение музейных предметов и музейных коллекций может быть осуществлено лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации .

6.3. Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет директор образовательного учреждения и руководитель школьного музея.

6.4. Памятники истории и культуры, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, либо вообще не могут быть включены в фонды школьного музея.

6.5. Хранение в школьных музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

6.6. Хранение в школьных музеях огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

7.1. Вопрос о реорганизации либо ликвидации школьного музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем музея по согласованию с районной (городской) комиссией по паспортизации школьных музеев, а также вышестоящим муниципальным органом управления образованием.

7.2. О решении ликвидировать либо реорганизовать школьный музей сообщается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев при ГОУ МО ЦРТДиЮ.

7.3. Свидетельство школьного музея при ликвидации передается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев ГОУ МО ЦРТДиЮ.

7.4. В случае ликвидации школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

7.5. Для передачи фондов школьных музеев в государственный музей создается специальная музейная комиссия.

Приложение

к приказу

от14.09.2005 № 000

Положение

о паспортизации школьных музеев

Московской области.

1. Цели и задачи паспортизации школьных музеев

Паспортизация школьных музеев Московской области (далее – паспортизация) имеет следующие цели и задачи:

1.1. Формирование и упорядочение сети школьных музеев в Московской области, присвоение им звания «Школьный музей» на основании единых критериев, вручение каждому музею номерного свидетельства установленного образца.

1.2. Постановка конкретных задач перед каждым школьным музеем по дальнейшему развитию и совершенствованию работы, участия во всероссийском движении «Отечество».

1.3. Повышение идейного и научного уровня содержания экспозиций, улучшение их тематической структуры, организации учёта и хранения собранных материалов, повышение эффективности использования музеев в учебно-воспитательном процессе, совершенствование общественной деятельности школьных музеев.

1.4. Выявление и постановка на учёт в государственный музейный фонд наиболее ценных экспонатов школьных музеев.

1.5. Обобщение и распространение опыта работы лучших школьных музеев.

1.6. Создание единой базы данных школьных музеев Московской области.

2. Порядок проведения паспортизации

2.1. Паспортизация школьных музеев в Московской области проводится постоянно действующей Областной комиссией по паспортизации школьных музеев (далее – Областная комиссия), утверждённой приказом по Центру развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области (ГОУ МО ЦРТДиЮ).

2.2. Областная комиссия определяет порядок и сроки паспортизации, рекомендуемый состав районной (городской) комиссии по паспортизации школьных музеев, а также состав и формы необходимой документации.

2.3. Аттестация школьного музейного формирования на звание «Школьный музей» производится постоянно действующей районной (городской) комиссией по школьным музеям, создаваемой приказом по муниципальному органу управления образованием.

2.4. В состав районной (городской) комиссии по школьным музеям могут входить:

Председатель комиссии - представитель муниципального органа управления образованием;

Члены комиссии: представитель Совета ветеранов; представитель общества краеведов; представитель государственного музея; специалисты муниципального органа управления образованием; директора школ; специалисты учреждений дополнительного образования детей, опытные руководители школьных музеев.

2.5. В соответствии с «Примерным положением о музее образовательного учреждения (школьном музее)» и данным «Положением о паспортизации» районные (городские) комиссии по школьным музеям подробно знакомятся с деятельностью каждого вновь созданного школьного музея, в случае необходимости оказывают ему необходимую методическую помощь, делают заключение о состоянии работы музея и о возможности аттестации его на звание «Школьный музей».

Районные (городские) комиссии по школьным музеям осуществляют постоянный контроль за деятельностью школьных музеев, оказывают им необходимую помощь, проводят плановую работу, организуют смотры и конкурсы школьных музеев.

2.6. Звание «Школьный музей» может быть присвоено тем музеям, работа которых соответствует следующим требованиям:

2.6.1. Наличие фонда материалов (основной фонд), собранных учащимися в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем музея.

2.6.2. Наличие тематически стройной экспозиции, достаточно глубоко и полно раскрывающей профиль музея.

2.6.3. Наличие необходимого помещения и оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных материалов.

2.6.4. Наличие постоянного актива из числа обучающихся, ведущего систематическую работу по комплектованию фондов, учёту, хранению, показу и демонстрации материалов музея.

2.6.5. Наличие приказа руководителя образовательного учреждения о создании музея в подведомственном ему учреждении.

2.6.6. Наличие устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

2.6.7. Наличие оформленных инвентарных книг регистрации основного и вспомогательного фондов (пронумерованные, прошнурованные и заверенные печатью образовательного учреждения).

2.6.8. Максимальное использование работы музея в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Учитываются также публикации в прессе о музее и по материалам музея.

2.7. Для осуществления научно-методического руководства деятельностью каждого школьного музея, районные (городские) комиссии по школьным музеям определяют шефствующие государственные музеи, организуют постановку на учёт в государственные музеи наиболее ценных экспонатов, хранящихся в школьных музеях, или передачу их на хранение в государственные музеи.

2.8. В результате ознакомления с деятельностью школьного музея и в случае положительного решения о его аттестации на звание «Школьный музей» районная (городская) комиссия по школьным музеям оформляет и направляет в Областную комиссию следующий пакет документов:

2.8.1. паспорт школьного музея (стандартный бланк);

2.8.2. акт обследования школьного музея с заключением комиссии в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

2.8.3. учётную карточку в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

2.8.4. представление в Областную комиссию на паспортизацию данного музея (в произвольной форме).

2.9. Первые экземпляры актов и учётных карточек хранятся в Областной комиссии, вторые экземпляры направляются в Республиканскую комиссию по паспортизации школьных музеев, где школьному музею присваивается номер по единому реестру.

2.10. На основании решения Областной комиссии музею присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся номерное свидетельство единого образца.


Паспорт музея и номерное свидетельство хранятся в школьном музее.

2.11. Каждые 5 лет школьные музеи подтверждают своё звание (проходят переаттестацию на местном уровне и перепаспортизацию в Областной комиссии).

В это время проводится сверка фондов школьного музея.

Комиссии соответствующего уровня делают отметки о подтверждении звания «Школьный музей» в соответствующих графах паспорта школьного музея.

2.12. При подтверждении звания «Школьный музей» в Областную комиссию подается основной пакет документов (п. 2.8.) и копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей».

2.13. Областная комиссия периодически организует семинары для представителей районных (городских) комиссий по школьным музеям, а также проверку качества аттестации ими школьных музеев. По результатам проверки составляется акт и выносится решение о соответствии присвоения звания «Школьный музей».

В случае несоответствия предъявляемым требованиям у школьного музея изымается номерное свидетельство до устранения недостатков, после чего проводится повторная аттестация с участием представителей Областной комиссии.

3. Основные показатели работы школьного музея

3.1. При проведении аттестации школьных музеев на звание «Школьный музей», смотров и конкурсов школьных музеев, а также при подтверждении звания «Школьный музей» районным (городским) и Областной комиссиям следует руководствоваться следующими основными показателями работы школьных музеев:

3.1.1. Характеристика помещений музея. Комната, несколько комнат (отдельные или классные), актовый зал, отдельное здание. Общая площадь помещений.

3.1.2. Организация работы школьного музея. Руководитель музея (имя, отчество, фамилия, должность). Совет музея (количество и состав: обучающиеся, педагогические работники, общественники). Актив музея (количество и состав). Наличие годового и перспективного планов работы музея. Наличие учебной программы для детского актива музея. Связи с государственными музеями, общественными и шефскими организациями и учреждениями.

3.1.3. Собирательская работа. Систематичность и целенаправленность собирательской работы. Количество экспонатов, поступивших в музей, в том числе подлинных.

3.1.4. Оценка фондов музея. Количество музейных предметов, их краткая характеристика. Количество памятников истории и культуры, объектов природы, состоящих на учёте в государственном музее. Памятники, переданные в государственные музеи.

Соответствие собранных материалов профилю музея.

3.1.5. Учёт и хранение. Наличие инвентарных книг для учёта основного и вспомогательного фондов, качество и полнота записей в них.

Условие хранения подлинных материалов в экспозиции и в фондах (предохранение от сырости, выцветания, механических повреждений и др.). Шифровка экспонатов.

3.1.6. Экспозиционная работа. Наличие тематико-экспозиционного плана. Идейная направленность экспозиции и полнота раскрытия основных тем. Художественное оформление экспозиции, использование технических средств.

3.1.7. Экскурсионно-массовая работа. Количество посетителей в год. Количество проведённых в год экскурсий и лекций, их содержание, логичность и стройность изложения, выразительность. Другие виды массовой работы: тематические вечера, встречи, передвижные выставки.

3.1.8. Роль музея в учебно-воспитательной работе. Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий. Роль музея в профориентации обучающихся.

3.1.9. Общественно-полезная работа. Исследовательская и поисковая работа. Охрана памятников истории и культуры. Охрана природы.

Перечень

документов, необходимых для паспортизации музея

образовательного учреждения Московской области.

1. Представление музея на паспортизацию от муници-пального органа управления образованием, заверенное подписью и печатью (в произвольной форме).

2. Паспорт школьного музея, заверенный печатью муници-пального органа управления (стандартный бланк).

3. Акт обследования школьного музея с заключением районной комиссии по паспортизации, заверенный печатью муниципального органа управления – 2 экземпляра (стандартный бланк).

4. Учётная карточка музея, заверенная печатью образо-вательного учреждения – 2 экземпляра (стандартный бланк).

5. Копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей» (при подтверждении звания «Школьный музей»).

6. Три-пять фотографий экспозиции музея.