М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" направление и жанр

Вопрос о жанре «Героя нашего времени» всегда являлся важным для литературоведов, который занимались этим произведением, потому что сам роман М.Ю. Лермонтова представляет собой новаторское произведение русской классической литературы.

Рассмотрим жанр произведения «Герой нашего времени» и его основные композиционные и сюжетные особенности.

Жанровое своеобразие романа

«Герой нашего времени» был создан автором как роман, состоящий из ряда повестей. В начале позапрошлого века подобные произведения были популярным. В этом ряду стоит обратить внимание на «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Повести Белкина» А.С. Пушкина.

Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.

Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.

Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа

Жанр романа «Герой нашего времени» Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения.

Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем.

Жанровые особенности «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры.

Повесть «Бэла» представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом. Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А.А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть «Княжна Мери» по жанру чем-то напоминает роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г.А. Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский).

Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысложизненных основ бытия человека на земле.

Тест по произведению

1 вариант.

Б) лирика;

Г) повесть.

3. Определите тему произведения:

А) тема «лишнего человека»;

Б) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»;

В) тема одиночества среди людей;

Г) тема взаимодействия личности и судьбы.

4. Как звали главного героя:

А) Максим Максимыч;

Б) Печорин;

В) Грушницкий;

Г) Казбич.

5. Зачем понадобилось Лермонтову нарушать хронологическую последовательность повестей?

А) чтобы показать развитие, эволюцию героя;

Б) чтобы выявить в главном герое черты характера, не зависящие от времени;

В) чтобы показать, как главный герой всю жизнь мучается одними и теми же проблемами;

Г) чтобы подчеркнуть динамизм повествования.

6. Можно ли назвать Печорина фаталистом?

Б) с некоторыми оговорками можно;

В) нельзя;

Г) Печорин сам не знает, фаталист он или нет.

7. Какую роль в романе играют женские образы?

А) способствуют раскрытию образа главного героя;

Б) создают романтический колорит;

В) активно участвуют в разрешении нравственных проблем романа;

Г) являются ключевыми фигурами.

А) положительный;

Б) отрицательный;

В) нельзя сказать однозначно.

9. Чего больше в характерах Онегина и Печорина – сходства или различия?

А) больше сходства;

Б) есть сходство, но много и различий;

В) это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах;

Г) больше различия.

10 Перечислите названия глав.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2 вариант.

1. К какому роду литературы относится это произведение?

Б) лирика;

2. Назовите жанр этого произведения:

А) рассказ;

3. Определите основной конфликт произведения:

А) конфликт героя со светским обществом;

Б) конфликт героя с самим собой;

В) конфликт Печорина с Грушницким;

Г) конфликт героя с политическим устройством общества.

4. Как звали главного героя:

А) Азамат;

Б) Максим Максимыч;

В) Печорин;

Г) Грушницкий.

5. Повести расположены в хронологической последовательности или нет?

А) в хронологической;

В) частью в хронологической, частью нет.

6. Можно ли назвать Печорина эгоистом?

А) Печорин – «страдающий эгоист»;

Б) Печорин не эгоист вообще;

В) Печорин – безусловно, эгоист;

Г) нельзя сказать однозначно.

7 Почему действие романа происходит на Кавказе?

А) для создания романтического колорита;

Б) чтобы подчеркнуть исключительность главного героя;

В) место действия не имеет значения;

Г) чтобы подчеркнуть трагизм происходящего.

8. Положительный или отрицательный герой Печорин?

А) положительный;

Б) отрицательный;

В) нельзя сказать однозначно.

9. Почему главный герой под конец жизни ищет смерти?

А) жизнь ему надоела;

Б) по малодушию;

В) он был фаталистом;

Г) он понял, что не нашел и не найдет своего предназначения в жизни.

10. Перечислите названия глав.

ОТВЕТЫ

ЗАДАНИЕ

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

«Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Предисловие к «Журналу…»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

КОЛИЧЕСТВО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

ОЦЕНКА

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени »

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:

а. Романтизм.

б. Критический реализм.

в. Сентиментализм.

г. Просветительский реализм.

д. Классицизм.

2. Определите идею романа «Герой нашего времени»:

а. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

б. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.

3. О ком сказано: «ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

а. Печорин. б. Онегин, в. Доктор Вернер. г. Грушницкий.

4. В чем трагедия Печорина:

а. В конфликте его с окружающими.

б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).

в. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

г. В эгоистичности.

5. Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:

1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.

5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А. Грушницкий б. княжна Мери в. Максим Максимыч г. доктор Вернер д. Бэла

6. О ком из героев романа идет рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... Да-с, с большими был странностями...», а. Грушницкий. б. Печорин. 8. Максим Максимыч. г. Доктор Вернер.

7 . Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий «Героя нашего времени».

а. «Бэла».

6. «Максим Максимыч».

в. Предисловие к журналу Печорина.

г. «Тамань».

д. Окончание журнала Печорина.

е. «Княжна Мери».

ж. «Фаталист».

8. Определите принадлежность портрета героя: «...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок.... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие

руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного

цвета».

а. Грушницкий. б. Печорин, в. Вернер. г. Максим Максимыч.

9. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог.

Какому событию предшествует данный пейзаж: «...Кругом, теряясь в золотом тумане утра,

теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

а. Дуэль Печорина и Грушницкого. б. Похищение Карагеза, в. Гибель Бэлы. г. Выстрел Вулича.

10 . Представьте, что перед вами - «творческие пересказы» повестей, составляющих «Героя

нашего времени». К какой из повестей относится каждый пересказ? По каких признакам вы этоопределили?

а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков, в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.

11. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем на два часа пообедать? Почему он обидел своего старого приятеля?

а) торопился по «служебной надобности»;

б) не хотел вспоминать о Бэле ; так как эти воспоминания приносили ему такие же острые страдания, как и прежде;

в) Печорину было скучно с Максимом Максимычем.

12. «Честные контрабандисты» в «Тамани» на первый взгляд кажутся истинно романтическими натурами. Какая из предложенных цитат выводит Янко из ряда романтических героев?

а) Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей...

б) Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив...

в) Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!

13. Печорина и пушкинского Онегина называют «лишними людьми». Воплощая общий тип соотношения человека и общества, Печорин и Онегин различны по характерам. Назовите ту черту, которая отличает «лишнего человека» Печорина от «лишнего человека» Онегина:

а) скука;

б) презрение к людям;

в) отсутствие цели в жизни;

г) почти полное одиночество;

д) погоня за жизнью, стремление убежать от скуки.

ОТВЕТЫ:1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б 6-б, 7- в,г,е,а,ж,б,д 8-в, 9-а, 10 – «Фаталист», б-«Бэла», в-«Тамань» 11-б, 12-в, 13-д


К ка­ко­му роду ли­те­ра­ту­ры принадлежит «Герой на­ше­го времени»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.

Разве я похож на убийцу?..

Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Укажите на­зва­ние главы «Героя на­ше­го времени», из ко­то­рой взят при­ве­ден­ный фрагмент.

Ответ: княжнаМери

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в при­ве­ден­ном фрагменте, и их характеристикой, дан­ной в романе.

ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКА

Б) Грушницкий

В) Печорин

1) «Производить эф­фект - их наслаждение; они нра­вят­ся романтическим про­вин­ци­ал­кам до безумия».
2) «...взгляд его - непродолжительный, но про­ни­ца­тель­ный и тяжелый, остав­лял по себе не­при­ят­ное впечатление не­скром­но­го вопроса и мог бы ка­зать­ся дерзким, если б не был столь рав­но­душ­но спокоен».
3) «Он ка­зал­ся лет пятидесяти; смуг­лый цвет лица его показывал, что оно давно зна­ко­мо с за­кав­каз­ским солнцем, и преж­де­вре­мен­но поседевшие усы не со­от­вет­ство­ва­ли его твер­дой походке и бодро­му ВИДУ».
4) «Он изу­чал все живые стру­ны сердца человеческого, как изу­ча­ют жилы трупа, но ни­ко­гда не умел он вос­поль­зо­вать­ся своим знанием».
A Б В

Пояснение.

А-4. Вернер — доктор, вот по­че­му при его хар-ке ис­поль­зу­ют­ся анатомические термины («жилы, труп»). Не­смот­ря на при­зем­лен­ность своей профессии, Вер­нер поэтичен («изучал стру­ны сердца»), добр и непрактичен, он ни­ко­гда не упо­треб­лял свое зна­ние человеческого сердца, чтобы ма­ни­пу­ли­ро­вать людьми (в от­ли­чие от Печорина).

Б-1. Грушницкий — позер, глав­ное для него — про­из­ве­сти впечатление на окружающих. Его разо­ча­ро­ван­ность в жизни - не след­ствие печального опыта, как у Печорина, а дань моде, кра­си­вая поза. Груш­ниц­кий украшает себя не­обык­но­вен­ны­ми чувствами, как аксессуарами.

В-2. Печорин — важ­ное место в ро­ма­не занимает пси­хо­ло­ги­че­ский портрет Печорина, ос­но­ван­ный на кон­трастах во внеш­но­сти и по­ве­де­нии героя. Глав­ное в об­ли­ке Печорина — его глаза, на дне ко­то­рых читалось как глу­бо­кое знание людей, так и пре­зре­ние к ним и ко­то­рые «не смеялись, когда он смеялся», от­че­го его взгляд производил тя­же­лое впечатление.

Ответ: 412.

Ответ: 412

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и их даль­ней­шей судьбой. Ответ за­пи­ши­те цифрами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

Пояснение.

Вернер (4) — мас­ки­ру­ет последствия дуэли, так как дуэли в то время были за­пре­ще­ны законом.

Грушницкий (1) — убит на дуэли Печориным, став жерт­вой собственной ин­три­ги (распространил сплет­ню про Мери и Печорина, ко­то­рый вступился за честь девушки, вы­звав клеветника на дуэль; в ходе под­го­тов­ки к дуэли Груш­ниц­кий и его се­кун­дант договорились не вкла­ды­вать пулю в пи­сто­лет Печорина, тем самым пре­вра­щая честный по­еди­нок в под­лое убийство, вслед­ствие чего был убит Печориным, когда от­ка­зал­ся принести свои извинения).

Печорин (2) — убит по до­ро­ге из Персии, куда отправился, пе­ре­жив ряд лич­ных трагедий, свя­зан­ных с по­те­рей Веры, ги­бе­лью Грушницкого, смер­тью Бэлы, с опу­сто­шен­ной душой и хо­лод­ным сердцем, не ожи­дая от жизни ни­че­го хорошего, может быть, в по­ис­ках смерти, ко­то­рую и находит.

Ответ: 412.

Ответ: 412

Как на­зы­ва­ет­ся прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии («добро - зло», «ласкал - оскорбляли», «угрюм - весел» и др.), ис­поль­зо­ван­ный ав­то­ром в мо­но­ло­ге Печорина?

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся антитеза. Дадим определение.

Антитеза - обо­рот по­э­ти­че­ской речи, в ко­то­ром для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти резко про­ти­во­по­став­ле­ны прямо про­ти­во­по­лож­ные понятия, мысли, черты ха­рак­те­ра дей­ству­ю­щих лиц.

Ответ: антитеза.

Ответ: антитеза|контраст

Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии называют раз­но­вид­ность комического, ос­но­ван­ную на скрытой, за­ву­а­ли­ро­ван­ной насмешке, ха­рак­тер­ную для са­мо­ана­ли­за героя в дан­ном фрагменте?

Пояснение.

Эта раз­но­вид­ность называется иронией. Дадим определение.

Ирония как сред­ство самохарактеристики - одна из ос­нов­ных черт, свой­ствен­ных Печорину, про­яв­ля­ю­ща­я­ся во мно­гих ситуациях (в частности, при под­ве­де­нии итогов сво­е­го общения с контрабандистами). Это свой­ство выдает в нем ин­тел­ли­гент­но­го человека, спо­соб­но­го критически к себе относиться, и вы­зы­ва­ет симпатию к нему читателя.

Ответ: ирония.

Ответ: ирония

Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии называют сред­ство иносказательной выразительности, ис­поль­зо­ван­ное автором для пе­ре­да­чи чувства ге­ро­и­ни (строка «Сострадание - чувство, ко­то­ро­му покоряются так легко все женщины, впу­сти­ло свои когти в ее не­опыт­ное сердце»)?

Пояснение.

Такое сред­ство называется метафора. Дадим определение.

Метафора,в дан­ном случае ос­но­ван­ная на сход­стве ощущений: как яст­реб вонзает свои когти в тело добычи, так и со­стра­да­ние охватывает душу не­опыт­ной девушки, слу­ша­ю­щей исповедь Печорина.

Ответ: метафора.

Ответ: метафора

Как Лер­мон­тов опре­де­ля­ет свою глав­ную ху­до­же­ствен­ную за­да­чу в ро­ма­не "Герой на­ше­го времени"?

Пояснение.

Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. По признанию автора, Печорин – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор не просто показывает героя, но хочет объяснить и обосновать его характер условиями той жизни, которую ведет Печорин. В этом Лермонтов видит свою главную художественную задачу.

На про­тя­же­нии всего- ро­ма­на Печорин стал­ки­ва­ет­ся с раз­ны­ми людьми, но вся­кий раз Лер­мон­тов ставит сво­е­го героя выше их. Вза­и­мо­от­но­ше­ния Печорина и дру­гих героев ро­ма­на очень на­по­ми­на­ют психологический эксперимент, ко­то­рый служит той же цели - по­ка­зать внутренний мир, рас­крыть характер героев. Так про­ис­хо­дит и в приведённом раз­го­во­ре Печорина с Мери. Лер­мон­тов ста­ра­ет­ся понять ис­то­рию души человеческой, за­гля­нуть в эту душу, найти там то особенное, что тол­ка­ет героев на те или иные поступки.

Продолжателем тра­ди­ций Лермонтова в про­ник­но­ве­нии во внут­рен­нее состояние героя ста­но­вит­ся Ф.М. Достоевский. Рас­коль­ни­ков мучается, его пе­ре­жи­ва­ния показаны во всей пол­но­те чувств опять же через столк­но­ве­ния с раз­ны­ми людьми, сны, раз­ду­мья героя.

Знаменитое «люди как реки» Тол­сто­го также дает нам ос­но­ва­ния считать его про­дол­жа­те­лем традиций Лермонтова: с глу­бо­ким психологизмом рас­кры­ва­ет писатель внут­рен­ний мир своих героев.

Пояснение.

«Герой на­ше­го времени» от­но­сит­ся к эпосу. Дадим определение.

Эпос - это:

1) народно-поэтическая раз­но­вид­ность повествовательных про­из­ве­де­ний в прозе и сти­хах (народный эпос). Как об­ра­зец устного твор­че­ства эпос свя­зан с со­про­вож­да­ю­щей мелодией (напевом) и ис­кус­ством исполнителя.

2) один из трех родов ху­до­же­ствен­ной литературы (наряду с ли­ри­кой и драмой) - повествовательный.

3) ли­те­ра­тур­ный род, в ко­то­ром объектом изоб­ра­же­ния могут быть любые яв­ле­ния внешнего мира (люди, события, предметы) в их слож­ных отношениях и взаимосвязях, а также внут­рен­ний мир людей. Ос­но­ва эпоса - повествование, в прин­ци­пе не име­ю­щее ограничений во вре­ме­ни и пространстве. Воз­мож­но­сти изображения пред­мет­но­го мира, пси­хо­ло­гии людей, идей и на­стро­е­ний самих пи­са­те­лей тоже прак­ти­че­ски безграничны. Ос­нов­ные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.

Ответ: эпос.

Ответ: эпос

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.
- Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже...
Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:
- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.
В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!