Вопрос о жанре «Героя нашего времени» всегда являлся важным для литературоведов, который занимались этим произведением, потому что сам роман М.Ю. Лермонтова представляет собой новаторское произведение русской классической литературы.
Рассмотрим жанр произведения «Герой нашего времени» и его основные композиционные и сюжетные особенности.
«Герой нашего времени» был создан автором как роман, состоящий из ряда повестей. В начале позапрошлого века подобные произведения были популярным. В этом ряду стоит обратить внимание на «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Повести Белкина» А.С. Пушкина.
Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.
Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.
Жанр романа «Герой нашего времени» Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения.
Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем.
Жанровые особенности «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры.
Повесть «Бэла» представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом. Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А.А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть «Княжна Мери» по жанру чем-то напоминает роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г.А. Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский).
Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысложизненных основ бытия человека на земле.
Тест по произведению
1 вариант.
Б) лирика;
Г) повесть.
3. Определите тему произведения:
А) тема «лишнего человека»;
Б) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»;
В) тема одиночества среди людей;
Г) тема взаимодействия личности и судьбы.
4. Как звали главного героя:
А) Максим Максимыч;
Б) Печорин;
В) Грушницкий;
Г) Казбич.
5. Зачем понадобилось Лермонтову нарушать хронологическую последовательность повестей?
А) чтобы показать развитие, эволюцию героя;
Б) чтобы выявить в главном герое черты характера, не зависящие от времени;
В) чтобы показать, как главный герой всю жизнь мучается одними и теми же проблемами;
Г) чтобы подчеркнуть динамизм повествования.
6. Можно ли назвать Печорина фаталистом?
Б) с некоторыми оговорками можно;
В) нельзя;
Г) Печорин сам не знает, фаталист он или нет.
7. Какую роль в романе играют женские образы?
А) способствуют раскрытию образа главного героя;
Б) создают романтический колорит;
В) активно участвуют в разрешении нравственных проблем романа;
Г) являются ключевыми фигурами.
А) положительный;
Б) отрицательный;
В) нельзя сказать однозначно.
9. Чего больше в характерах Онегина и Печорина – сходства или различия?
А) больше сходства;
Б) есть сходство, но много и различий;
В) это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах;
Г) больше различия.
10 Перечислите названия глав.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
2 вариант.
1. К какому роду литературы относится это произведение?
Б) лирика;
2. Назовите жанр этого произведения:
А) рассказ;
3. Определите основной конфликт произведения:
А) конфликт героя со светским обществом;
Б) конфликт героя с самим собой;
В) конфликт Печорина с Грушницким;
Г) конфликт героя с политическим устройством общества.
4. Как звали главного героя:
А) Азамат;
Б) Максим Максимыч;
В) Печорин;
Г) Грушницкий.
5. Повести расположены в хронологической последовательности или нет?
А) в хронологической;
В) частью в хронологической, частью нет.
6. Можно ли назвать Печорина эгоистом?
А) Печорин – «страдающий эгоист»;
Б) Печорин не эгоист вообще;
В) Печорин – безусловно, эгоист;
Г) нельзя сказать однозначно.
7 Почему действие романа происходит на Кавказе?
А) для создания романтического колорита;
Б) чтобы подчеркнуть исключительность главного героя;
В) место действия не имеет значения;
Г) чтобы подчеркнуть трагизм происходящего.
8. Положительный или отрицательный герой Печорин?
А) положительный;
Б) отрицательный;
В) нельзя сказать однозначно.
9. Почему главный герой под конец жизни ищет смерти?
А) жизнь ему надоела;
Б) по малодушию;
В) он был фаталистом;
Г) он понял, что не нашел и не найдет своего предназначения в жизни.
10. Перечислите названия глав.
ОТВЕТЫ
ЗАДАНИЕ | 1 ВАРИАНТ | 2 ВАРИАНТ |
«Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Предисловие к «Журналу…» |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
КОЛИЧЕСТВО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ | ОЦЕНКА |
Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени »
1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:
а. Романтизм.
б. Критический реализм.
в. Сентиментализм.
г. Просветительский реализм.
д. Классицизм.
2. Определите идею романа «Герой нашего времени»:
а. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
б. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
3. О ком сказано: «ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».
а. Печорин. б. Онегин, в. Доктор Вернер. г. Грушницкий.
4. В чем трагедия Печорина:
а. В конфликте его с окружающими.
б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).
в. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
г. В эгоистичности.
5. Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
А. Грушницкий б. княжна Мери в. Максим Максимыч г. доктор Вернер д. Бэла
6. О ком из героев романа идет рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... Да-с, с большими был странностями...», а. Грушницкий. б. Печорин. 8. Максим Максимыч. г. Доктор Вернер.
7 . Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий «Героя нашего времени».
а. «Бэла».
6. «Максим Максимыч».
в. Предисловие к журналу Печорина.
г. «Тамань».
д. Окончание журнала Печорина.
е. «Княжна Мери».
ж. «Фаталист».
8. Определите принадлежность портрета героя: «...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок.... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие
руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного
цвета».
а. Грушницкий. б. Печорин, в. Вернер. г. Максим Максимыч.
9. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог.
Какому событию предшествует данный пейзаж: «...Кругом, теряясь в золотом тумане утра,
теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
а. Дуэль Печорина и Грушницкого. б. Похищение Карагеза, в. Гибель Бэлы. г. Выстрел Вулича.
10 . Представьте, что перед вами - «творческие пересказы» повестей, составляющих «Героя
нашего времени». К какой из повестей относится каждый пересказ? По каких признакам вы этоопределили?
а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.
б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков, в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.
11. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем на два часа пообедать? Почему он обидел своего старого приятеля?
а) торопился по «служебной надобности»;
б) не хотел вспоминать о Бэле ; так как эти воспоминания приносили ему такие же острые страдания, как и прежде;
в) Печорину было скучно с Максимом Максимычем.
12. «Честные контрабандисты» в «Тамани» на первый взгляд кажутся истинно романтическими натурами. Какая из предложенных цитат выводит Янко из ряда романтических героев?
а) Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей...
б) Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив...
в) Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!
13. Печорина и пушкинского Онегина называют «лишними людьми». Воплощая общий тип соотношения человека и общества, Печорин и Онегин различны по характерам. Назовите ту черту, которая отличает «лишнего человека» Печорина от «лишнего человека» Онегина:
а) скука;
б) презрение к людям;
в) отсутствие цели в жизни;
г) почти полное одиночество;
д) погоня за жизнью, стремление убежать от скуки.
ОТВЕТЫ:1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б 6-б, 7- в,г,е,а,ж,б,д 8-в, 9-а, 10 – «Фаталист», б-«Бэла», в-«Тамань» 11-б, 12-в, 13-д
К какому роду литературы принадлежит «Герой нашего времени»?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.
Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.
Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
Разве я похож на убийцу?..
Вы хуже...
Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый
Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.
В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Укажите название главы «Героя нашего времени», из которой взят приведенный фрагмент.
Ответ: княжнаМери
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в приведенном фрагменте, и их характеристикой, данной в романе.
ПЕРСОНАЖИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Б) Грушницкий В) Печорин | 1) «Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия». |
2) «...взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». | |
3) «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому ВИДУ». | |
4) «Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием». |
A | Б | В |
Пояснение.
А-4. Вернер — доктор, вот почему при его хар-ке используются анатомические термины («жилы, труп»). Несмотря на приземленность своей профессии, Вернер поэтичен («изучал струны сердца»), добр и непрактичен, он никогда не употреблял свое знание человеческого сердца, чтобы манипулировать людьми (в отличие от Печорина).
Б-1. Грушницкий — позер, главное для него — произвести впечатление на окружающих. Его разочарованность в жизни - не следствие печального опыта, как у Печорина, а дань моде, красивая поза. Грушницкий украшает себя необыкновенными чувствами, как аксессуарами.
В-2. Печорин — важное место в романе занимает психологический портрет Печорина, основанный на контрастах во внешности и поведении героя. Главное в облике Печорина — его глаза, на дне которых читалось как глубокое знание людей, так и презрение к ним и которые «не смеялись, когда он смеялся», отчего его взгляд производил тяжелое впечатление.
Ответ: 412.
Ответ: 412
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. Ответ запишите цифрами.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
Вернер (4) — маскирует последствия дуэли, так как дуэли в то время были запрещены законом.
Грушницкий (1) — убит на дуэли Печориным, став жертвой собственной интриги (распространил сплетню про Мери и Печорина, который вступился за честь девушки, вызвав клеветника на дуэль; в ходе подготовки к дуэли Грушницкий и его секундант договорились не вкладывать пулю в пистолет Печорина, тем самым превращая честный поединок в подлое убийство, вследствие чего был убит Печориным, когда отказался принести свои извинения).
Печорин (2) — убит по дороге из Персии, куда отправился, пережив ряд личных трагедий, связанных с потерей Веры, гибелью Грушницкого, смертью Бэлы, с опустошенной душой и холодным сердцем, не ожидая от жизни ничего хорошего, может быть, в поисках смерти, которую и находит.
Ответ: 412.
Ответ: 412
Как называется прием, основанный на резком противопоставлении («добро - зло», «ласкал - оскорбляли», «угрюм - весел» и др.), использованный автором в монологе Печорина?
Пояснение.
Такой прием называется антитеза. Дадим определение.
Антитеза - оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
Ответ: антитеза.
Ответ: антитеза|контраст
Как в литературоведении называют разновидность комического, основанную на скрытой, завуалированной насмешке, характерную для самоанализа героя в данном фрагменте?
Пояснение.
Эта разновидность называется иронией. Дадим определение.
Ирония как средство самохарактеристики - одна из основных черт, свойственных Печорину, проявляющаяся во многих ситуациях (в частности, при подведении итогов своего общения с контрабандистами). Это свойство выдает в нем интеллигентного человека, способного критически к себе относиться, и вызывает симпатию к нему читателя.
Ответ: ирония.
Ответ: ирония
Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности, использованное автором для передачи чувства героини (строка «Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»)?
Пояснение.
Такое средство называется метафора. Дадим определение.
Метафора,в данном случае основанная на сходстве ощущений: как ястреб вонзает свои когти в тело добычи, так и сострадание охватывает душу неопытной девушки, слушающей исповедь Печорина.
Ответ: метафора.
Ответ: метафора
Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе "Герой нашего времени"?
Пояснение.
Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. По признанию автора, Печорин – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор не просто показывает героя, но хочет объяснить и обосновать его характер условиями той жизни, которую ведет Печорин. В этом Лермонтов видит свою главную художественную задачу.
На протяжении всего- романа Печорин сталкивается с разными людьми, но всякий раз Лермонтов ставит своего героя выше их. Взаимоотношения Печорина и других героев романа очень напоминают психологический эксперимент, который служит той же цели - показать внутренний мир, раскрыть характер героев. Так происходит и в приведённом разговоре Печорина с Мери. Лермонтов старается понять историю души человеческой, заглянуть в эту душу, найти там то особенное, что толкает героев на те или иные поступки.
Продолжателем традиций Лермонтова в проникновении во внутреннее состояние героя становится Ф.М. Достоевский. Раскольников мучается, его переживания показаны во всей полноте чувств опять же через столкновения с разными людьми, сны, раздумья героя.
Знаменитое «люди как реки» Толстого также дает нам основания считать его продолжателем традиций Лермонтова: с глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренний мир своих героев.
Пояснение.
«Герой нашего времени» относится к эпосу. Дадим определение.
Эпос - это:
1) народно-поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах (народный эпос). Как образец устного творчества эпос связан с сопровождающей мелодией (напевом) и искусством исполнителя.
2) один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой) - повествовательный.
3) литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса - повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.
Ответ: эпос.
Ответ: эпос
Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.
- Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже...
Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:
- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.
В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!