Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. Символическое значение смерти Базарова Мнение критиков о смерти базарова

Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. Символическое значение смерти Базарова Мнение критиков о смерти базарова

Урок литературы в 10 классе

«Смерть Базарова»

Цель : - проанализировать сцену смерти Базарова

Показать духовное богатство и силу духа Базарова

Ход урока :

    Орг. момент .

    Подготовленный ученик выразительно читает последний абзац романа.

Учитель: Такими печальными словами заканчивает Тургенев свой роман. И сегодня на уроке речь пойдет о последних днях жизни Базарова и его смерти.

Запись на доске темы урока : Смерть Базарова.

Эпиграф: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий

подвиг» Д. И. Писарев.

    Мы с вами говорили о том, что на протяжении всего романа автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамен во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах – и Базаров последовательно проваливается всюду.

Единственное испытание, которое он выдержал с честью, - это испытание смертью. Именно в момент смерти мы видим настоящего Базарова. (Мы рассматривали отношения Базарова с народом, с Кирсановыми, с Одинцовой, с родителями. А сейчас перед нами другой, настоящий Базаров.)

- Докажите это.

(1) Изменилось его отношение к родителям. С. 189 – о родителях.

2) Изменилось его отношение к Одинцовой. Раньше он скрывал свою любовь. А если пытался что-то сказать, то даже своим видом, поведением и взглядом пугал её. И все те нежные слова, которые он хотел и должен был сказать при жизни, он говорит сейчас. С. – 188-189 – об Одинцовой.)

Вывод 1: Итак, мы видим, что Базаров – нежный и любящий сын. Сам находясь при смерти, он утешает отца и во всем с ним соглашается. И оказывается, Базаров умеет любить искренне и преданно Именно поэтому перед смертью он хочет видеть любимую женщину и сказать ей все то, что не решался сказать раньше.

4. Учитель : В сцене смерти показана и несостоятельность теории Базарова, его нигилистических взглядов. Это осознает и сам Базаров. И в этом тоже проявляется его настоящая суть.

- Докажите это. Если раньше вы отвечали на вопрос и подтверждали свое мнение цитатой, то сейчас найдите цитаты, подтверждающие крушение теории Базарова, и прокомментируйте их. (с. – 184 – крушение отрицания смерти.)

(Помните, раньше на вопрос Павла Петровича Кирсанова: «Как, вы все отрицаете?» Базаров безапелляционно отвечает «Все!» А оказывается, что есть вещи, которые мы не в состоянии изменить, которые существуют объективно вне нас. Порядок жизни и смерти не нами заведен, и мы не можем на него повлиять).

Цитата с. – 185! У Тургенева нет ни одного лишнего слова.

(Одна фраза перечеркивает все то, о чем говорил Базаров, и все то, что он отрицает. Эти слова героя звучат как насмешка. «И вы мне верили?» Ведь на протяжении всего романа Базаров не подтверждает свои слова конкретными делами.

Удивительное дело, как человек еще верит словам.)

Вывод 2 : Вся теория Базарова рассыпалась как карточный домик. Вся бравада, споры, непримиримость и нетерпимость Базарова к некоторым людям – были всего лишь маской.

На доске – схема :

Базаров захотел изменить существующий порядок, за это он платит жизнью. Герой терпит поражение по одной и той же причине – он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная комета, и сгорает. Убила Базарова не царапина, а сама природа (против чего выступал и что отрицал). Он вторгся своим грубым ланцетом преобразователя в заведенный порядок жизни и смерти и пал его жертвой.

Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя голое неустройство.

    Сцена смерти Базарова – самая сильная в романе. В ней проявились самые лучшие качества героя. Заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, используя то, о чем мы сегодня уже сказали.

Борец

Именно в схватке со смертью проявляются качества Б. как борца.

Сила духа, сила воли.

Нежность и любовь к родителям

Любовь к Одинцовой

Стойкость

Умение признавать свое поражение

Вывод 3. Мы видим эти качества Базарова. И не случайно русский критик Дмитрий Иванович Писарев сказал о смерти Базарова (обращение к эпиграфу): «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

    Возвращаемся к эпизоду смерти. Прочитаем последний абзац 27 главы. Он состоит всего из 1 предложения. (читает учитель).

«Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым…»

О чем это? (о том месте, где все когда-то найдут свое убежище.)

Случайно ли именно эти слова использовал Тургенев в конце 27 главы?

Чем так измучен и от чего устал Базаров?

(Притворяться? Но он не притворялся. Мы выяснили, каким мы видели Базарова, и каков он настоящий.

Устал казаться, а не быть; устал соответствовать принципам, им же придуманным.)

    Обратимся к тому абзацу, с которого мы начали наш урок. Мы не можем пройти мимо последних строк. (читает учитель)

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, говорят о вечном примирении и жизни бесконечной…»

С кем же примирила Базарова смерть?

(Со всеми, кто его окружал, но в первую очередь она примирила героя с самим собой.)

Вывод 4: «Я не ожидал, что так скоро умру…» - говорит Базаров. Но и умирая, он продолжает жить. И те, кто знал его, кто с ним общался, не скоро его забудут.

«…Базаров пришел, и явление его огромно, и ничто не может лишить его права жить!» И. С. Тургенев.

8. Я предлагаю посмотреть отрывок из уже знакомого нам фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети» и подумать над вопросами, которые лежат у каждого на столе. Письменный ответ на эти вопросы и будет вашим домашним заданием.

План работы над анализом эпизода литературного произведения. 1.Установить границы эпизода 2.Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. 3.Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. 4.Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. 5.Проследить логику развития авторской мысли. 6.Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. 7.Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла 8.Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.


О чем надо помнить!!! 1.Главная опасность- замена анализа пересказом 2.Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. 3.Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. 4.В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.


Идейный замысел романа «Отцы и дети» В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель». И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен». В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».


Пишем сочинение… Установить границы эпизодаЭпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый, возвышенный, любящий. Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким(отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа (он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)


Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом. При вскрытии Базаров порезался В тот же день Базарову становится плохо, оба (и отец,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.


Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»


Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет. Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться. А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.


Композиция эпизода: Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика. Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.


Проследить логику развития авторской мысли. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает. «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.


Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью (« вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.


Вывод Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»


Изобразительно-выразительные средства языка Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты. Антитеза - противопоставление. Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор. Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема:

Разработчик урока:

Учитель русского языка и литературы

Ивлева Л.Е.

2012 г.

Тема:

"Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
И.С. Тургенев

Цели:

  1. Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
  2. Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
  3. Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
  4. Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
  5. Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

2. Работа с текстом .

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.

Первая группа.

Базаров и братья Кирсановы (разрыв по идеологическим соображениям).

Глава 10, 6 : – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.

– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

– Я не понимаю, как можно не признавать принципов!

– В теперешнее время полезнее всего отрицание.

Вторая группа.

Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;

Третья группа.

Кукшина и Ситников – Базаров (пошлость и ничтожество).

Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”

Четвертая группа.

Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).

Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”

Пятая группа.

Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).

Глава 21:

“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”
“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”

– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).

– Так ли это на самом деле?

3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.

(Индивидуальное домашнее задание)

Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.

Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.

– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)

– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.

4. Выразительное чтение эпизода.

5. Беседа. Анализ эпизода.

6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Глава 27:

  1. Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  2. Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  3. Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  4. Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  5. Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
  6. Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова?
    Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.
    Афористичность.
    Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.
    Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
    А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
  7. Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание)
    “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.
    “Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
    Д.И. Писарёв

Вывод:

Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.

Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Домашнее задание.

Написать творческую работу.

I вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”

II вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”

Анализ эпизода.

Алгоритм работы на уроке.

Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.

Тургенева “Отцы и дети”.

Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
  1. Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
  2. Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
  4. Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.

Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.


“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
И.С. Тургенев

  • Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
  • Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
  • Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
  • Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
  • Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.

Оформление. На доске записать тему урока: "Социальная обреченность Базарова".

  • Базаров и Кирсановы (борьба идей).
  • Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).
  • Базаров и родители (разное воспитание, мировоззрение).
  • Базаров и Кукшина (пошлость).
  • Базаров и народ (непонимание).

Ход урока

1. Сообщение темы урока

.

2. Работа с текстом

.

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.

Первая группа.

Базаров и братья Кирсановы (разрыв по идеологическим соображениям).

Глава 10, 6 : – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.

– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

– Я не понимаю, как можно не признавать принципов!

– В теперешнее время полезнее всего отрицание.

Вторая группа.

Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;

Третья группа.

Кукшина и Ситников – Базаров (пошлость и ничтожество).

Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”

Четвертая группа.

Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).

Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”

Пятая группа.

Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).

Глава 21:

“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”
“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”

– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).

– Так ли это на самом деле?

3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.

(Индивидуальное домашнее задание)

Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.

Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.

– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)

– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.

4. Выразительное чтение эпизода.

5. Беседа. Анализ эпизода.

6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Глава 27:

  • Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  • Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  • Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  • Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  • Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
  • Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова?
    Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.
    Афористичность.
    Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.
    Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
    А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
  • Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание)
    “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.
    “Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
    Д.И. Писарёв

Вывод:

Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.

Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Домашнее задание.

Написать творческую работу.

I вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”

II вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”

Анализ эпизода.

Алгоритм работы на уроке.

Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.

Тургенева “Отцы и дети”.

Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
  1. Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
  2. Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
  4. Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.

Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.

Урок литературы в 10 б классе

Тема:

РОЛЬ ЭПИЗОДА «СМЕРТЬ БАЗАРОВА» В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Десяткина В.Л.

Тема: Роль эпизода «Смерть Базарова» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель: 1. Путём анализа эпизода донести до обучающихся тему и идею произведения.

    Выяснить, какие нравственные начала утверждает автор.

    Развитие устной и письменной речи обучающихся.

Ход урока.

I. Слово учителя.

У романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» необычная судьба. При своём появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. Идёт уже не одно столетие «жизни» тургеневского романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня читают, а о его герое продолжают спорить. Причина не только в том. Что Тургенев затронул в своём романе такие проблемы человеческого бытия, которые приходится решать во все времена. Писатель создал образ героя, который в своих коренных чертах вечен и возникает в жизни каждого поколения.

II. Беседа с учащимися.

Ни с одним героем не прощался И.С.Тургенев так трогательно, как с Базаровым. Романы Тургенева остросюжетны. В основе каждого из них – одно событие, которое распадается на много эпизодов, образующих это событие. Каждый эпизод со своей проблематикой и художественными средствами выражения.

1. Работа над эпизодом «Смерть Базарова».

Чтение по ролям эпизода.

Вопросы:

(Что такое жизнь и что такое смерть? Кто нужен России?)

Тургенев был сторонником «тайной психологии». На практике это приводило к тому, что он не раскрывал подробно душевный мир своих героев, но давал яркое представление об их мыслях и чувствах при помощи внешних художественных средств.

На первый план в системе этих средств выдвигается диалог и портрет.

2. Что раскрывается в диалоге Базарова с Одинцовой?

(В диалоге раскрываются убеждения и характер героя).

В эти часы сказывается в Базарове его любовь к Одинцовой, его «романтизм», доброта, забота о родителях, восхищение женской красотой. Всё, что было глубоко в нём запрятано под маску нигилизма.)

3. Какие преобладают предложения в репликах Базарова? Почему?

(Показать волнение, беспомощность перед лицом смерти).

4. В речи Базарова присутствуют афоризмы. О чём они свидетельствуют?

(Они говорят о знании Базаровым жизни).

5. Метафоры создают определённые ассоциации. Есть ли они в данном эпизоде? Если есть, то какую несут смысловую нагрузку?

(Присутствуют пушкинские глагольные метафоры, которые подчёркивают романтическую и поэтическую душу Базарова.)

6. Благодаря данным художественным средствам, каким мы видим Базарова перед лицом смерти?

(Сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма, он не обнаруживает слабости, даже минутной).

7. Зачем Тургенев заканчивает роман смертью Базарова?

(Закономерность смерти Базарова имеет две стороны: психологическую и социально-историческую. Психологическая – нелепая смерть, социально-историческая – Базаров умирает молодым, не довершив своего дела, потому что время Базарова ещё не пришло. Базарову не суждена победа – в этом видит Тургенев причину гибели Базарова).

III. Вывод.

Какое место в романе занимает эпизод «Смерть Базарова»?

(Это ключ к разгадке характера Базарова).

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Зачем нам жизнь дана?»