Формирование детского коллектива через творческие дела. Технология создания коллектива самодеятельного творчества Оставайтесь в форме

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества. Технология создания и организации работы коллектива самодеятельного творчества. Стадии и законы движения (развития) коллектива, методы планирования и учета его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2010

    Самодеятельность как общественно-историческое явление, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях. Сущность, функции и виды самодеятельного творчества. Технология развития творческих способностей.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Возникновение и развитие художественной самодеятельности. Особенности самодеятельного художественного творчества. Связь художественной самодеятельности с фольклором и профессиональным искусством. Художественное самодеятельное творчество Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу культуры и досуга населения в Российской Федерации. Анализ организации культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании город-курорт Анапа. Изучение формирований самодеятельного народного творчества.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Культурные феномены, оказавшие влияние на появление и развитие современного менестрельного движения. Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей. Формы и особенности творчества менестрелей в публичной культуре.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2012

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016

    Истоки испанского искусства. Особенности испанского барокко. Жизнь и творчество Хусепе Рибера: первые работы, увлечение графикой, период творческих достижений в живописи. Стиль и характер творчества Ф. Сурбарана. Жизнь и итоги творчества Диего Веласкеса.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Творчество как процесс создания нового. Основные механизмы творчества. Соотношение логического и интуитивного в творчестве. Роль фантазии и воображения. Три территориальные группы памятников культуры Древнего Рима. Колизей - символ римской античности.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2009

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Музыкальный колледж

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

СД. 03. Методика работы с творческим коллективом

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)


Творческий коллектив. Принципы организации творческого коллектива.

Коллектив художественной самодеятельности можно определить как организованную форму педагогической, художественно-технологической и исполнительской деятельности, реализующую совокупность норм и ценностей в соответствии с функциями и позициями совместной деятельности руководителя и участников, обеспечивающую успешное выполнение поставленных перед ними задач.

Педагогическая деятельность включает в себя обучение, образование и воспитание участников. Если обучение ориентировано на то, чтобы участники овладели теоретическими знаниями и практическими умениями работы с художественными произведениями и их исполнением, то образование – на расширение кругозора в области культуры и искусства, общественной жизни в целом, а воспитание – на формирование нравственных, эстетических, художественных и физических качеств участников. В понятие художественные технологии входят цели задачи работы над художественными произведениями, художественные средства и действия по преобразованию этого материала в сценическое произведение. А также формы организации, руководства и управления этой деятельностью. Исполнительская деятельность многообразна. В нее входят спектакли, концерты, праздники. Фестивали, выступления на различных культурно-досуговых мероприятиях(вечерах отдыха, тематических вечерах, музыкальных гостиных, лекториях и т.д.)

Самодеятельные коллективы не возникают в результате волевых решений, административных приказов. Задача организаторов народного художественного творчества сознательно, квалифицированно формировать и развивать систему самодеятельных творческих формирований, с учетом объективных и субъективных факторов.

Принципы – это нормы реализации какого-либо процесса, основные исходные положения, в нашем случае, организации творческого коллектива.

Важнейший исходный пункт формирования коллектива – учет сегодняшних и перспективных общественных потребностей. Прежде чем организовать коллектив, организатор должен тщательно изучить реальные запросы людей всех социальных категорий и возрастов. Произвести их оценку и отбор с точки зрения целей и задач досугового учреждения.



Не менее важен учет материальных возможностей для создания нового творческого коллектива. Препятствовать могут слабая материальная база или отсутствие руководителя-профессионала.

Определяющим принципом является верное установление цели. Четкая, обоснованная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного коллектива. Важной задачей является увязка интересов, целей каждого участника с целями коллектива. Если эта задача решена, то в коллективе резко сужается возможность конфликтов.

При формировании творческого коллектива необходимо реализовать принцип активности: руководитель должен уметь активизировать творческий потенциал участников, сконцентрировать и развить его в нужном направлении. Важен и принцип индивидуального подхода. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с творческим коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого ученика.

Из всех способов организации людей именно коллектив обеспечивает наивысшую результативность, наилучшие возможности для развития личности. Чтобы сознательно и планомерно направлять развитие творческого формирования, его превращения в коллектив, следует твердо знать качественные особенности коллектива и этапы его развития. Главное качество коллектива – высокоразвитые внутригрупповые отношения и многообразные связи коллектива с обществом. Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми и дружелюбными межличностными отношениями, психологическим, интеллектуальным, эмоциональным единством.



Для ускоренного и плодотворного процесса превращения объединения любителей в полноценный коллектив необходимо соблюдение следующих моментов.

1. Формирование общей цели. На первых порах с особым вниманием относиться к любым проявлениям сотрудничества, согласовывать с кружковцами свои желания и стремления.

2. Развитие мотивов участия в творческом процессе. Благоприятны такие факторы: осознанная мотивация, стремление к общению с кружковцами, желание пропагандировать любимое занятие, повышать репутацию коллектива.

3. Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» ускоряют взаимное узнавание, помогают становлению структуры неформальных отношений.

4. Коллективное действие строится на взаимном уважении и интересе к членам коллектива, когда общие достижения рассматриваются в качестве высшей цели.

Д. В. Мочалов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Ключевые слова: творчество, личность, развитие, педагогические инновационные технологии, самодеятельный

хореографический коллектив.

В ходе комплексного исследования творческой направленности личности участников самодеятельного хореографического коллектива, с использованием традиционных и инновационных технологий обучения в сотрудничестве, были выявлены психологические особенности личности - участника самодеятельного хореографического коллектива; определены критерии творчества личности; раскрыт

формирующий потенциал хореографии; экспериментально проверены организационно-

педагогические условия формирования и развития творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Keywords: creativity, personality, development, pedagogical innovative technologies, amateur choreographic collective.

During complex research of a creative orientation of the identity ofparticipants of amateur choreographic collective, with use of traditional and innovative technologies of training in cooperation, psychological features of the personality - the participant of amateur choreographic collective were revealed; criteria of creativity of the personality are defined; the forming potential of a choreography is opened; organizational and pedagogical conditions of formation and development of the creative person in the conditions of amateur choreographic collective are experimentally checked.

В условиях инновационных процессов происходящих сегодня в обществе развитию творческой личности уделяется особое внимание, поскольку творчество лежит в основе формирования, подготовки и осуществления инновационных преобразований. Развитие творческой личности может протекать в различных сферах общественной жизни, в том числе и во время занятий в самодеятельных хореографических коллективах. Хореографическое искусство, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта творческого опыта личности с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным как в профессиональном искусстве, так и в народном творчестве .

Как свидетельствует практика, в современных условиях недостаточно внимания уделяется вопросам развития творческой личности в самодеятельных хореографических коллективах, которые в большей степени ориентированы на постановочные занятия и показательные

выступления.

По нашему мнению развитие творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива должно

рассматриваться с точки зрения системного подхода как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Танец раскрывает духовные силы личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и творчеству. И если с одной стороны танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и

улучшая осанку, то с другой стороны танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую направленность.

Волна суицидов в подростковом возрасте, потрясших Россию в последние годы и выведших ее по этому показателю на одно из первых мест, настоятельно требует пристального внимания к личности, а к творческой личности вдвойне, что и актуализирует проблему исследования.

Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в современной социокультурной ситуации в нашей стране, так как только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

Большинство авторов считают, что для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью и для нее наиболее характерным является творческий стиль поведения . На наш взгляд отличительным показателем, отличающим творческую личность, ее признаком, является наличие творческих

способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности

человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешной реализации. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Часто рядом с термином «творческая

личность» находится термин «креативная личность». Креативную личность можно определить как

личность, которая имеет внутренние условия, обеспечивающие её творческую активность, то есть не стимулированную извне исследовательскую деятельность .

Но творческая активность не всегда является производительной. Производительную творческую активность назовем творческим процессом, вследствие которого возникает новое достижение. Таким образом, можно определить, что творческая личность это есть личность креативная, которая в результате влияния внешних факторов приобретает необходимые для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, личностных образований, способностей, что способствует достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Важно, чтобы каждый человек совершенствовал навыки творческого мышления. Для этого необходимо создавать условия для развития творчества, руководить ими, и полностью использовать возможности процесса творчества.

Творческая личность помимо творческой активности включает творческое мышление, творческие способности и творческие возможности.

Творческое мышление - это познание чего-то нового. Оно является составным человеческого интеллекта. Творческие способности - это умения, а также возможности творчески выполнять какую-то работу, выполнять какие-то действия, направленные на конкретный результат для улучшения чего-нибудь или кого-нибудь. Творческие возможности - это качества и способности, умения и особенности мотивационной сферы участников

хореографического коллектива, которые

развиваются и ведут к формированию творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого участника.

С философской точки зрения творчество трактуется как деятельность, которая порождает что-то качественно новое, чего никогда не было .

Психологи рассматривают творчество как высший уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, «результатом которого имеются созданные материальные духовные ценности» .

Обобщая мнение большинства

исследователей, определим творчество личности как созидательную деятельность, характеризующую неповторимость по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Создание условий для развития творческой личности, формирование у участников

хореографического самодеятельного коллектива устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата возможно с использованием различных методов, как традиционных, так и инновационных, что особо актуально на занятиях в хореографическом коллективе.

Традиционные методы подготовки включают методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, общее эстетическое развитие

участников самодеятельного хореографического коллектива.

Инновационные методы включают современные педагогические технологии развития лидерских способностей, педагогические аспекты творческой деятельности, методы развития

межличностного общения в коллективе, интеграцию

в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива, методы создания художественной среды средствами хореографии.

Опыт работы в самодеятельных хореографических коллективах Республики Татарстан и Нидерландов позволяет предложить комплексный метод, включающий элементы

традиционного и инновационного подходов для развития творческой способности личности -участника художественного самодеятельного коллектива.

Комплексный метод включает:

Визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

Теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей участников);

Практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

Рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на мысленный повтор разученных комбинаций);

Творческий компонент (предполагает

самореализацию личности в постановке танцевальной комбинации, посредством

собственных предложений по эскизу танца).

В своей работе педагог-хореограф должен стремиться к тому, чтобы применяемые им формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям личности

Участника самодеятельного хореографического коллектива .

Например, ведущей технологией должна стать технология обучения в сотрудничестве, согласно которой на занятиях по хореографии проводится как индивидуально-групповая работа, так и командно-игровая работа. В первом случае, участники разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные

танцевальные элементы. Это чрезвычайно

эффективная работа для усвоения нового материала каждым участником самодеятельного коллектива. Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

Таким образом, можно отметить, что развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе должно идти не только на досуговых и творческих мероприятиях, но и на этапе подготовки к обязательным учебным занятиям (хореографический станок).

В педагогической деятельности педагогу-хореографу рекомендуется использовать следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста участников, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее творческими участниками; такая форма также необходима для участников, не усвоивших пройденный материал).

Для работы с младшими участниками хореографического коллектива целесообразно педагогу-хореографу применять игровые технологии обучения. При этом учитывается психология участников данного возраста и берется во внимание то, что ведущей деятельностью при этом является игра, и многие занятия выстраиваются в форме танцевальных и музыкальных игр. В данном случае речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы раскрыть и далее развить творческую личность, средством намеченной педагогом цели .

Так, например, в своей работе с данной возрастной группой автор статьи использует методику проведения нетрадиционных занятий в форме сказок. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные хореографические па приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества у участников.

И в этой творческой работе у участников самодеятельного хореографического коллектива закрепляются с интересом и удовольствием и профессиональные качества, такие как выворотность, гибкость, растяжка, мышечные ощущения и др.

В Центре Аллы Юрьевны Романенко (г. Казань) занимаются хореографией более 210 детей в 9 возрастных группах, начиная от 3 лет и до 17 лет.

Воспитанникам подготовительной группы (3-6 лет) предлагается система упражнений начальной танцевальной и хореографической подготовки, способствующей развитию базовых двигательных навыков и умений. Они танцуют на сцене маленькие сказочные номера, такие как «Шаловливые кошки», «Матрешки» передавая зрителям идеи добра, дружбы, раскрывая свой творческий подход к передаче образа.

Младшая группа представлена детьми от 6 лет до 12 лет. Рисунок танца усложняется. Появляются номера, требующие большей гибкости,

пластичности, точности и выразительности движений, эмоциональности и выразительности исполнения, например, «Татарский танец»,

отличается усложнением танцевальных элементов национальной направленности. От участников требуется определенная сноровка, координации движений, слаженность и ответственность за себя и партнера по танцу.

Приемы работы с детьми при создании образа могут быть разными. Педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы, мысли участников, попытаться приблизиться к их миру. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве участников коллектива и педагога. Например, педагог детям представляет для прослушивания музыкальный материал, несущий в себе образное содержание. При прослушивании дети должны на листе бумаги нарисовать то, что бы им хотелось увидеть в рамках данного музыкального материала. Таким образом, мир педагога-хореографа и мир участника хореографического коллектива могут найти общие образные решения при создании танцевального номера. Но не всегда и не все участники открывают мир своих фантазий, то есть проявляют творчество. Некоторым участникам нужно время, чтобы воплотить в танце придуманные образы. В этом случае педагог может задать изобразить в движениях конкретный образ. Здесь главное для хореографа это увидеть мир глазами участника. Как показывает опыт работы, большинство участников младшего возраста радуются каждой возможности поговорить, то есть высказать свое мнение, активно стремятся к общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомит педагог-хореограф, проявляют большой интерес к окружающему миру. Давая такие задания, педагог помогает участникам в их творческом самоутверждении. Пусть это будет, например, «бабочка», но у каждого ребенка найдется свой подход к воплощению этого образа.

При создании хореографического номера по сюжетам сказок работа может строиться следующим образом: участники самостоятельно находят сказки, которые, по их мнению, можно приблизить к заданной теме и невольно выбирают интересующие их образы героев, взаимоотношения между ними и возникающие ситуации, знакомится с сюжетами

сказок. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно иной подход участника к занятиям хореографией. Возникает активность участника в поиске новых сюжетов, персонажей. А для хореографии это - создание номеров, интерес к которым не иссякнет долгое время. Если работа идет с подростками, которые только начали заниматься хореографией, для них лексически воплотить образ довольно сложно. Для этого можно включить для них музыку, чтобы они, интуитивно чувствуя ритм, попытались танцевать. Конечно, их движения неловки, неумелы, но для педагога это почва для фантазий. Основываясь на ритмических движениях участников, хореограф создает свободную пластику, которую можно исполнить. По такому принципу создаются интересные номера, где участники очень ярко и творчески проявляют себя.

Так, создание хореографических образов в работе с участниками самодеятельного хореографического коллектива процесс творческий и увлекательный. Тот хореограф испытывает затруднения в создании номеров, который не интересуется уровнем творческого мышления участников. Лишь коллективный подход, заинтересовывающий всех участников, поможет найти образное воплощение любимых сюжетов и персонажей, а самое главное вовлечь участников в творческую атмосферу развития творчества личности .

Особое место в развитии творчества личности участников самодеятельного хореографического коллектива занимает их психологическая

диагностика. Как показал анализ существующих подходов к диагностике участников самодеятельного коллектива, они определяются взглядами авторов на феноменологию этого психического явления и направлены преимущественно на выявление специфических характеристик проявлений и признаков одаренности. При этом не достаточно внимания отводится изучению целостной творческой личности.

На наш взгляд, обоснование принципов диагностики психологического изучения творчества личности участников самодеятельного

хореографического коллектива должно основываться на двух положениях:

а) рассмотрение творчества, как уникального качества личности, представляющего из себя целостную психологическую систему высшего уровня;

б) рассмотрение творчества, в соответствии с динамической теорией одаренности (ДТО), как развивающегося качества личности.

Опираясь на данные положения, в качестве основополагающих принципов, выделены следующие принципы психодиагностики творчества личности:

1) личностно-ориентированный подход. Обследование должно быть направлено на изучение целостной системы взаимосвязанных качеств творческой личности, с учетом возрастных

новообразований, взаимосвязи и взаимодействия интеллекта и аффекта, особенностей самосознания, уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер и т.д., а не отдельных способностей или качеств психики;

2) динамический подход (длительность изучения, развернутость во времени наблюдения за поведением испытуемого в разных ситуациях, изучение динамики его развития, выявление психологических "преград" и определение средств их преодоления). В основе динамического подхода лежит динамическая теория одаренности (ДТО), которая обуславливает смену парадигмы: переход от диагностики отбора к диагностике развития;

3) прогностический подход, при котором

результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития человека, развития общих и специальных способностей, уровня одаренности, но и прогноз творческого развития личности, ориентация на выявление творческих потенциальных

возможностей.

Эти принципы легли в основу проведенного нами комплексного экспериментального

исследования личностно-профессионального и творческого развития участников самодеятельного хореографического коллектива. Проблема личностно-профессионального развития особо высвечивается в настоящее время, в связи с необходимостью освоения нового социальноэкономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки традиционных форм профессионализации, которые претерпевают изменения в современных условиях.

В настоящее время можно выделить три главных направления, по которым происходят изменения мира профессий:

Во-первых, отмирание, исчезновение некоторых профессий;

Во-вторых, ряд профессии обновляется по составу входящих в них действий и операций;

В-третьих, появляются новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом. Все указанные изменения в мире профессий прогрессивны и необратимы. Соответственно будут меняться и требования к творческой личности, причем в сторону повышения по сравнению с ныне существующими требованиями к общему умственному развитию, уровню образования и личностным качествам. Следует также учитывать, что личностнопрофессиональное самоопределение является основным новообразованием человека в ранней стадии его развития.

В экспериментах по комплексному исследованию творческой направленности личности участников самодеятельного хореографического коллектива приняли участие самодеятельные хореографические коллективы Центра Аллы

Юрьевны Романенко, музыкальной школы № 30, общеобразовательных школ № 174 и 175. Всего в исследовании приняли участие 89 участников хореографических коллективов. Из них: 56

участников в возрасте от 8 до 11 лет (младший школьный возраст) и 33 участника подросткового возраста от 12 лет до 15 лет.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие участники характеризуются недифференцированностью и разбросанностью профессиональных интересов. Так, анализ показателей выраженности познавательных и профессиональных интересов показал, что в среднем для одного участника характерна представленность от 6 до 15 познавательных и профессиональных интересов из 29 возможных. Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и и познавательными интересами у участников исследуемых групп достигают не более 50% (табл.1).

Таблица 1 - Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и профессиональными и

познавательными интересами, (%)

Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и профессиональными и познавательными интересами у участников самодеятельного хореографического коллектива

показатели соответствия «чистых» типов личности, творческой направленности и интересом показатели «смешанных» типов личности, творческой направленности и интересов

младший школьный возраст от В до 11 лет подростко вый возраст от 12 до 15 лет младший школьный возраст от В до 11 лет подростко вый возраст от 12 до 15 лет

4В,4 51,б 42,4б 57, 54

В целом, эксперименты показали, что участники хореографического самодеятельного коллектива испытывают значительные трудности в профессиональном самоопределении, о чем свидетельствует наличие почти у половины учащихся двух и даже трех типов направленности, сфер профессиональных предпочтений и разнонаправленности интересов. Эти данные позволяют говорить о необходимости

систематического проведения занятий,

способствующих развитию творческой

направленности личности или раскрытию

творческой личности и профессиональному

становлению участников, то есть на основе развития творческой направленности личности, повысить эффективность профориентации личности.

Среди обследованных участников были выявлены интеллектуально одаренные, количество которых составило в среднем 29,8% от общей выборки. Количество выявленных творчески одаренных участников составило в среднем 6,1% по показателям образной креативности и 7,7% по показателям вербальной креативности от общей выборки. В ходе исследования было отмечено снижение показателей креативности с увеличением возраста участников. Выявлено также отсутствие среди участников с высоким интеллектуальным уровнем показателей высокой творческой креативности. В основном интеллектуально одаренные участники имеют средний и выше среднего уровень творческой креативности.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что интеллектуально одаренные участников самодеятельного хореографического коллектива в условиях традиционного образования постепенно теряют свой интеллектуальный и творческий потенциал. Отсутствие специальных условий приводит к тому, что не раскрываются и не развиваются творческие способности, что в ряде случаев приводит к дезинтеграции личности.

Накопленный на сегодняшний день совместными усилиями педагогов-хореографов инновационный опыт, будет не только изучен, обобщен, но и эффективно внедрен в образовательную практику, что станет импульсом для новых творческих и педагогических проектов.

Данные проведенных исследований содержат обоснованные критерии сформированности творчества личности, позволяющие оценивать эффективность организаторской и воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах относительно развития творчества личности - участника самодеятельного коллектива.

В итоге осуществленного исследования выявлены психологические особенности личности -участника самодеятельного хореографического коллектива; определены критерии творчества личности; раскрыт формирующий потенциал хореографии; экспериментально проверены организационно-педагогические условия

формирования и развития творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Литература

1. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие / И.Б Бовина // Социологический журнал. 2010. - № 3. - С. 5.

2. Гарифуллина Р. С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания): учеб. пособ. / Р. С. Гарифуллина. - Казань: Изд-во Казанского. ун-та, 2007. - 288 с.

2010. - №12. - С.279-284.

4. Краткий философский словарь /под ред. А. Алексеев -М.: Проспект, ТК Велби, 2008. - 496 с. 1БВ№ 978-5-48201782-1

5. Психологический словарь / под. ред. П. С. Гуревич. -М.: Словари, 2007. - 800 с. 1БВ№ 978-5-373-00614-9; 978-5-94849-630-6.

6. Явгильдина З.М. Педагогические условия

формирования музыкальной культуры молодежи в культурно-досуговых учреждениях малого города

/З.М. Явгильдина, Г.Р. Муртазина // Вестник КТУ,

2011. - № 24.- С. 324-333.

7. Гончарук Н.П. Использование психодиагностики в

процессе интеллектуально-развивающего обучения /

Н.П. Гончарук, Г.С. Сагдеева // Вестник КТУ, 2010.-№ 12. - С.107-112.

8. Кабурнеева Е.О. Становление хореографического образования в России: традиции балетного искусства в культурно-историческом контексте / Е.О. Кабурнеева // Вестник МГУКИ.- 2010.- №5.- С.185-189.

© Д. В. Мочалов - ст. препод. каф. современного и спортивно-бального танца Казанского госуд. университет культуры и искусств» [email protected]

Воспитание -это один из важнейших компанентов образования человека.

Показателями эффективности педагогической деятельности является

уровень развития классного коллектива, его психологический климат,

структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого коллектива

Как ключевая задача воспитательной работы в классе.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Цель и задачи воспитательной работы

Цель:

  • создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка и формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

Задачи:

  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;
  • построить отношение на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейные традиции, народные праздники и обычаи;
  • формировать здоровый образ жизни учащихся;
  • формирование дружного классного коллектива.

Ведущие направления деятельности,

способствующие реализации данной цели.

Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:

  • Координация жизнедеятельности детского коллектива;
  • Содейство вать организации учебно-познавательной деятельности учащихся для повышения успешности каждого;
  • Обеспечить участие во внеклассной деятельности школьного коллектива;
  • Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
  • Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
  • Вовлечение учащихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными в моей воспитательной системе класса становятся следующие

принципы :

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • личностно - ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
  • принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
  • принцип сотрудничества детей и взрослых , основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей .

Что даёт?

  • воспитывает мировоззрение;
  • способствует взрослению;
  • формирует отношение к культурным ценностям;
  • формирует культуру досуга;
  • способствует развитию способностей, новой культуры мышления;
  • даёт возможность проявляться инициативам.

Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов. Ценности наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение.

Основополагающим для меня как классного руководителя в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)

Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность - это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Индивидуально -групповой компонент

Смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.

Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»;

сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

Ценностно - ориентационный компонент

Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность.

Функционально -деятельностный компонент

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие Функции:

  • Образовательную (познавательную) , направленную на формирование мировоззрения учащихся;
  • воспитательную , содействующую социализации учащихся. Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.

Диагностический компонент

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

  • Образованность учащихся;
  • Воспитанность учащихся;
  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
  • Сформированность классного коллектива.

Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы, разработанная с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Ожидаемые результаты:

  • Наличие положительной динамики состояния уровня воспитанности учащихся класса;
  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
  • наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
  • участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
  • посещение спортивных секций, кружков по интересам;
  • высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

Развитие органов самоуправления,

организация коллективной деятельности

Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленное и поступательное освоение учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела - делать вместе с ребятами, а не за них.

Формирования детского коллектива происходит в игре. Класс поделен на 3 команды, которые собирают «радугу» В каждой команде выбраны: командир, Знайка, спортивчик, затейник. В конце каждой недели подводятся итоги работы за неделю и четверть. Совет класса возглавляет командир – староста.

Воспитательная система класса строится на основе содружества и соуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Высший орган классного самоуправления – собрание класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой команд, создаваемых для организации в классе разнообразных видов деятельности. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы).

Первый шаг – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта коллективных дел мало. Тут важно, чтобы ребята в группах увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.

В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Эти отношения отражают принятие или неприятие микрогруппой той или иной личности, степень того уважения и авторитета, которым она пользуется. Поэтому в создании содружества между детьми классного руководителя должен видеть свою задачу в том, чтобы при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, симпатии и антипатии, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. Что касается этапа проведения то здесь самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги.

Заключительный этап очень важен в формировании отношений содружества, самоуправления в коллективных творческих делах.

Задача классного руководителя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела . Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между классного руководителя и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка классного руководителя является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт работы показывает, что такая методика коллективных творческих дел формирует отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность, требовательность, отзывчивость, ответственность


Формирование детского коллектива через творческие дела.

М.А. Редько

учитель начальных классов, МОУ Лицей г.Истры.

Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

А.С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

Общественно ценные цели;

Совместная деятельность по их достижению;

Отношения взаимной ответственности;

Организация органов самоуправления;

Направленность деятельности на общую пользу.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Существует ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

Цель: в коллективе должен выделиться и заработать актив, воспитанники сплотиться на основе общей цели, деятельности.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива.

Цель: детей объединить, чтобы не было разрозненных групп.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

Цель: деятельность на пользу другим людям.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.

Для воспитания коллектива нужны как торжественно - праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

К таким традициям относится коллективное творческое дело.

Коллективное творческое воспитание – совместная деятельность учащихся и взрослых, направленная на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД)предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Организация такой деятельности (КТД) проходит несколько этапов:

1.Предварительная работа.

Составляется модель, образ будущего КТД. Осмысливаются воспитательные цели, задачи, проводится беседа с учащимися, руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Учитель отвечает на следующие вопросы:

Какова основная идея КТД?

В какой форме будет проходить КТД?

Кого привлечь к участию?

К кому обратиться за помощью?

Когда провести стартовую беседу?

2. Коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

Что и для кого будем делать?

С кем вместе это будем делать?

Кто будет участником?

Кто и кому будет помогать?

3. Коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4. Проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

5. Подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное(и его должно быть больше, чем негативного);

обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела;

наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

Составляя программу развития классного коллектива 1-4-А класса, мною разработаны классные КТД.

I триместр

Знай правила движения, как таблицу умножения.

Трудовой десант.

Конкурс «Золотая осень»

Защита фантастических проектов.

«Дары осени»(осенний букет)(2 кл)

День осеннего именинника.

Праздник осени.

Весёлые старты.

День здоровья.

Конкурс «Лучшая тетрадь».

Конкурс «Лучший Учебник».

2 триместр

Фабрика Деда Мороза.

Новогодний праздник.

- «Подкорми птиц» (изготовление кормушек)

День защитника Отечества.

День творчества (по предмету Литер. чтение).

(Иллюстрации к любимой сказке) (1 кл.)

(Книга «Загадки о зиме»)(2 кл)

День зимнего именинника.

Трудовой десант.

Конкурс «Лучшая тетрадь».

Конкурс «Лучший Учебник».

3 триместр

Мастерская «Подарок маме».

Праздник « Самая обаятельная и привлекательная».(2кл)

Защита фантастических рисунков «Люди и космос».

Неделя детской книги.

Операция «Закладка».

Конкурс на лучшую открытку.

Встреча с ветераном ВОВ.

День весеннего именинника.

Итог конкурса «Лучшая тетрадь».

Итог конкурса «Лучший учебник».

Праздник «До свидания, первый класс!». (1кл.)

Праздник « Здравствуй, лето красное!».(2кл.)

Литература.

Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

Кузнецова Э.С. Методика воспитательной работы в школе / М., «Просвещение», 1967.

В.В.Воронов.Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988.

Справочник классного руководителя./МЦФЭР,№2,3,8 2010г.


Редько Марина Альбертовна